С чего начинать анализ Обломова? Сон – отправная точка
При изучении творческого наследия Ивана Александровича Гончарова нередко встает вопрос: «С чего начинать личностный анализ Обломова?»
«Сон – отправная точка для глубинного понимания главного героя», - отвечают литературные критики. Почему же именно в сон вложил классик такой глубокий смысл? Очевидно, классик таким приемом сразу «убил двух зайцев»: во-первых представленное им во сне читателю пояснение получилось кратким, сжатым, емким. Действительно, сон ведь не длится долго. А во-вторых, такой краткостью Гончаров не нарушил динамику развития основного сюжета – последовательное отображение саморазрушения помещика взлелеянной им же самим до гипертрофированных размеров ленью. Темой данной статьи является сон Обломова. Анализ соответствующего эпизода романа показывает: сон как бы состоит из трех частей. Чего не бывает во власти Морфея?
Сон. Детство в Обломовке
Сомкнув веки, 32-33-летний Илья Ильич видит себя семилетним мальчиком в деревенском фамильном имении родителей. Он окружен уютом и… бездельем. Вокруг старого барского дома посреди деревни Обломовки – масса интересного для пытливого мальчишеского ума. Именно роль воспитания отображает анализ эпизода «сон Обломова». Родители не дают ему играть со сверстниками на улице и, конечно же, не подпускают к работе. «Работа – это скука, это удел Иванов да Захаров!» - с детства внушают ему. Вокруг ребенка – целый сонм нянь и нянечек. Каждое желание его предупреждается. Стоит лишь захотеть – и вот оно! Ребенку не надо идти куда-либо, стремиться к чему-то. Зачем? Ему все принесут и доставят. Постепенно под влиянием этой одуряющей и удушающей опеки маленький Ильюша теряет самое дорогое – детский живой блеск в глазах, цепенеет его озорство, перестает интересовать то, о чем положено мечтать подросткам. Губительно воспитывает мужчину весь фамильный уклад, где с утра все готовятся к обеду, а покушав, непобедимо дремлют.
Сказки. Обман поэтической натуры
Дальнейший эпизод продолжает личностный анализ Обломова. Сон уносит его в детскую комнату, где он внимает сказкам, рассказываемым ему великой мастерицей повествования – няней. Яркое, творческое воображение Ильюши превращает его в персонажа пушкинских сказок, народного эпоса. Сказки няни, подобно компьютеру для наших сверстников, погружают его в особый виртуальный мир, где он ощущает себя то былинным героем, то мудрецом, «открывающим глаза человечеству». Вдвойне опасно, что эти истории «накладываются» на абсолютно пассивное времяпрепровождение. В итоге ребенка уже не интересуют ни игры сверстников, ни работа, которую совершают взрослые. Все это – скука по сравнению с ярким и великолепным сказочным миром. О значении этой сцены свидетельствует и добролюбовский анализ «Обломова». «Сон – яркая творческая находка Гончарова», - считает блестящий литературный критик.
Верхлевская начальная школа
Вывод
Неоспоримым является ключевой характер эпизода сна для общего понимания как личности Ильи Ильича, так и сущности произведения. Отрицательный пример воспитания Обломова является призывом для каждого человека активно и последовательно строить для себя яркую, деятельную содержательную жизнь.