Выдающийся психолог Лев Семенович Выготский: наследие гениального ученого
Лев Семенович Выготский по праву считается одним из величайших психологов ХХ века. Его вклад в развитие психологической науки трудно переоценить. Выготский разработал принципиально новый подход к изучению психики человека, основанный на понимании решающей роли культуры в развитии высших психических функций. Он сформулировал ряд фундаментальных идей, которые и сегодня определяют лицо отечественной и мировой психологии.
В данной статье мы рассмотрим основные вехи научной биографии этого выдающегося мыслителя, проанализируем его наиболее значимые труды, выделим ключевые концепции, разработанные ученым. Особое внимание уделим значению идей Выготского для современной психологической науки и практики. Также в статье будут представлены интересные факты из жизни Льва Семеновича, воспоминания людей, знавших этого неординарного человека. Цель публикации - дать читателю максимально полное представление о научном наследии выдающегося психолога ХХ века Льва Семеновича Выготского.
Главные этапы научной деятельности
Лев Семенович Выготский - выдающийся психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии. Его научная деятельность может быть разделена на несколько основных этапов:
- Первый период (до 1924 г.) - увлечение литературной критикой, написание рецензий на книги писателей-символистов.
- Второй период (1924-1927 гг.) - анализ ситуации в мировой психологии, написание работы «Исторический смысл психологического кризиса».
- Третий период (1927-1931 гг.) - разработка инструментальной психологии, создание концепции высших психических функций.
- Последний период (1931-1934 гг.) - развитие культурно-исторической теории, исследование соотношения мышления и речи.
Таким образом, научная деятельность Льва Семеновича Выготского прошла несколько этапов - от увлечения литературной критикой до создания фундаментальных трудов по психологии развития, мышления, речи.
Изучение высших психических функций
Одним из важнейших вкладов Льва Семеновича Выготского в психологию стала разработка концепции высших психических функций. Этой проблеме посвящен целый период в творчестве ученого - инструментальный период (1927-1931 гг.).
Под высшими психическими функциями Выготский понимал сложные формы познавательной деятельности, присущие только человеку и формирующиеся в процессе овладения знаковыми системами культуры. К ним относятся внимание, память, мышление, речь. В отличие от элементарных психических функций животных, высшие функции носят опосредованный характер и зависят от средств их осуществления.
Важнейшим механизмом развития высших психических функций, по Выготскому, является интериоризация - переход внешней по форме деятельности во внутренний план сознания. Этот процесс опосредуется знаками и символами культуры, в частности речью. Например, ребенок сначала регулирует свое поведение при помощи внешней речи, а затем эта функция переходит к внутренней речи, становясь осознанным мышлением.
Выготский подчеркивал социальную природу высших психических функций. Их источником являются коллективные формы поведения, которые в процессе интериоризации преобразуются в индивидуальные. Таким образом, высшие психические функции носят опосредованный и социальный характер.
Идеи Выготского о высших психических функциях легли в основу культурно-исторической концепции сознания и до сих пор актуальны для понимания природы и механизмов познавательной деятельности человека.
Разработка теории зоны ближайшего развития
Еще одним фундаментальным вкладом Льва Семеновича Выготского в психологию стала теория зоны ближайшего развития. Эта концепция тесно связана с идеями ученого об обучении и развитии.
Зона ближайшего развития представляет собой расхождение между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его потенциального развития. Первый можно определить через задачи, которые ребенок может решить самостоятельно. Второй проявляется в задачах, которые ребенок может решить под руководством взрослого или в сотрудничестве с более способными сверстниками.
По мнению Выготского обучение должно ориентироваться именно на зону ближайшего развития, опережая и направляя процесс развития. Только тогда оно будет действительно развивающим и приведет к появлению новообразований сознания.
Теория зоны ближайшего развития позволила по-новому взглянуть на соотношение обучения и психического развития ребенка. Она нашла широкое применение в педагогической практике при организации обучения, оценке его эффективности, а также при разработке новых методов и технологий образования.
Исследование роли речи в развитии мышления
В последние годы жизни Лев Семенович Выготский много внимания уделял изучению соотношения мышления и речи. Результатом этой работы стала фундаментальная монография «Мышление и речь», опубликованная в 1934 году. В этой книге «выготский лев семенович» показал, что мышление и речь имеют разные генетические корни. На ранних этапах они развиваются независимо, а затем в ходе онтогенеза происходит их сближение и взаимовлияние.
Особенно важную роль речь играет в переходе от наглядно-образного мышления к логическому, от ситуативно-практического интеллекта к понятийному. Благодаря слову становится возможным обобщение опыта в абстрактные понятия и оперирование ими. Таким образом, Выготский экспериментально доказал опосредующую роль речи в развитии мыслительной деятельности ребенка. Эти идеи легли в основу современной психолингвистики.
Анализ социальной ситуации развития ребенка
Важное место в научном наследии Льва Семеновича Выготского занимает анализ социальной ситуации развития ребенка. Эта концепция органично вытекает из его культурно-исторической теории. Под социальной ситуацией развития «выготский лев семенович» понимал своеобразное, динамичное взаимодействие ребенка с окружающей его действительностью. Важнейшими компонентами этой ситуации являются значимые взрослые, которые передают ребенку образцы культурных форм поведения, а также сама культура как система знаков и символов.
Социальная ситуация развития определяет пути присвоения ребенком общественно-исторического опыта. Она задает нормативные возрастные задачи, которые становятся движущей силой психического развития на данном этапе онтогенеза. Таким образом, Выготский раскрыл социальную, культурно обусловленную природу детского развития. Его идеи о социальной ситуации послужили основой для современных концепций социализации в зарубежной и отечественной психологии.
Изучение психологии искусства
На раннем этапе научной деятельности Лев Семенович Выготский активно занимался изучением психологии искусства. Эта тема была связана с его увлечением литературной критикой в 1910-1920-х годах. В частности, Выготский написал труд «Психология искусства», который должен был стать его докторской диссертацией. В этой работе ученый анализировал влияние художественного произведения на сознание и личность человека с точки зрения психологической науки.
Выготский рассматривал искусство как особую форму общественного сознания, отражающую действительность опосредованно - через художественный образ. При восприятии произведений искусства в сознании человека возникает особое «эстетическое переживание», актуализирующее его творческие способности. Хотя в дальнейшем Выготский отошел от психологии искусства, эти ранние исследования показали широту его научных интересов и тягу к интеграции гуманитарного знания.
Разработка культурно-исторической теории
Разработка культурно-исторической теории стала важнейшим достижением Льва Семеновича Выготского в области психологии развития. Эта концепция легла в основу целого направления в психологической науке. Согласно Выготскому, психические процессы человека носят опосредованный характер и формируются в процессе усвоения им культурных способов деятельности. В отличие от поведения животных, поведение человека опосредуется знаковыми системами - языком, письменностью, счетом и др.
Таким образом, высшие психические функции (внимание, память, мышление и др.) имеют социальную природу и культурно-историческое происхождение. Их развитие определяется не только биологическим созреванием, но и усвоением общественно-исторического опыта. Культурно-историческая теория Выготского позволила по-новому взглянуть на природу и механизмы психического развития ребенка. Она оказала огромное влияние на развитие мировой психологической науки в 20 веке.
Вклад в детскую психологию и дефектологию
Выготский Лев Семенович внес огромный вклад в становление детской психологии и дефектологии. Он создал в Москве лабораторию психологии аномального детства, которая стала впоследствии частью Экспериментального дефектологического института Наркомпроса. Выготский одним из первых теоретически обосновал и подтвердил на практике, что любой недостаток в психическом и физическом развитии ребенка можно скорректировать.
Ученый предложил новую периодизацию детского возраста, основанную на смене стабильных периодов развития кризисами. Эти кризисы, по Выготскому, неизбежны и необходимы для появления новообразований личности. Он впервые рассмотрел психологический кризис как позитивную стадию в развитии ребенка. Многие работы посвящены изучению психического развития детей, проблемам школьного обучения. Его концепция «зоны ближайшего развития» утверждает, что эффективно то обучение, которое опережает актуальный уровень развития ребенка.
Значение идей Выготского для образования
Идеи Выготского оказали огромное влияние на развитие педагогической науки и практики. Его представления о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка легли в основу отечественных концепций развивающего обучения. Концепция Выготского позволила по-новому взглянуть на проблему соотношения обучения и развития. Согласно ей, обучение должно не только учитывать актуальные, но и потенциальные возможности ребенка, опережая и стимулируя его развитие.
Идеи Выготского об опосредованном характере психических процессов человека, о решающей роли знаковых систем в развитии высших психических функций нашли применение в методиках развития речи, формирования навыков чтения и письма. Таким образом, Выготский внес фундаментальный вклад в научное обоснование современных образовательных концепций и практик, в понимание механизмов и условий эффективного обучения и развития детей.
Популяризация идей Выготского на Западе
В Советском Союзе работы Выготского подверглись критике и были преданы забвению на несколько десятилетий. За рубежом интерес к его идеям возник лишь в 1960-1970-х годах. В это время на английский язык переведены основные труды Выготский, что позволило исследователям глубже оценить значимость его вклада.
Наибольшее признание за рубежом получила культурно-историческая концепция Выготского. Его идею о том, что высшие психические функции формируются в процессе освоения человеком знаковых систем культуры, стали называть «самой важной в XX столетии психологической теорией».
Концепция зоны ближайшего развития послужила теоретической основой для создания методик динамической оценки способностей детей, применяемых в образовании. В области клинической психологии идеи Выготского способствовали утверждению гуманистических подходов к лечению и реабилитации пациентов. Таким образом, на Западе Выготский признан классиком мировой психологии, его работы активно развиваются и находят практическое применение по сей день.
Неопубликованные работы Выготского
При жизни Выготского была опубликована лишь малая часть его наследия. Многие рукописи ученого были утрачены или оставались невостребованными долгие годы. Лишь в последние десятилетия предпринимаются усилия по собиранию, изучению и публикации неизданных трудов.
К наиболее значимым открытиям последних лет можно отнести публикацию ранних работ Выготского, посвященных психологии искусства, а также текстов, раскрывающих эволюцию его взглядов. Были найдены и черновые записи ученого, позволяющие проследить ход его мысли.
Особый интерес представляют недавно опубликованные лекции и выступления Выготского 1930-х годов, в которых содержится много идей, опередивших время. К их числу относится, например, разработанная Выготским концепция социальной ситуации развития ребенка.Таким образом, публикация неизданного наследия Выготского позволяет по-новому взглянуть на развитие его взглядов, а также обнаружить немало ценных идей, которые еще ждут своей разработки и применения на практике.
Интересные факты из жизни ученого
Выготский обладал энциклопедическими знаниями и удивительной работоспособностью. Его коллеги отмечали, что Выготский мог часами говорить о Гамлете или Достоевском, цитируя на память целые страницы из их произведений. Ученый владел пятью иностранными языками. Любопытно, что одно из первых психологических исследований Выготский провел... в цирке, изучая реакции зрителей на опасные трюки артистов! А одна из последних научных командировок ученого прошла в Средней Азии, где он исследовал познавательные процессы у различных этносов региона.
Выготский был талантливым педагогом, читал увлекательные лекции студентам. Особенно показательны его выступления перед рабочей аудиторией на такие сложные темы, как, например, гамлетовская проблематика в одноименной трагедии Шекспира. Таким образом, Выготский обладал поистине энциклопедическими познаниями и ярким педагогическим даром. Его кипучая натура проявляла интерес буквально ко всему на свете, что не могло не сказаться на разносторонности его научных исследований.
Выготский в воспоминаниях коллег и учеников
Лев Семенович Выготский оставил яркий след в памяти своих коллег и учеников. Многие отмечали его энциклопедические знания, широту интересов и необыкновенную работоспособность. А.Р. Лурия, видный советский психолог, вспоминал: работоспособность Льва Семеновича поражала. Он мог читать лекции студентам, вести семинары с аспирантами, писать какую-либо главу книги и одновременно диктовать статью, которую ему немедленно стенографировали. При этом все делалось им на высочайшем теоретическом уровне».
Д.Б. Эльконин, выдающийся психолог, ученик Выготского, отмечал его умение находить подход к каждому человеку: «Лев Семенович обладал удивительным даром располагать к себе собеседника, заинтересовывать его, увлекать. Он как бы заново открывал для вас идею, которую высказывал».
Педагог и психолог А. Запорожец подчеркивал проницательность Выготского: «Лев Семенович с первого взгляда, казалось, насквозь видел человека, схватывал суть явления. Он предвидел то, о чем многие тогда и не догадывались». Такие качества позволяли Выготскому собрать вокруг себя яркую плеяду учеников и последователей. Психолог Л.И. Божович отмечала его увлеченность наукой: «Лев Семенович горел наукой. Это был человек, постоянно устремленный в будущее, озабоченный перспективами развития науки». Именно эта увлеченность во многом определяла атмосферу в научном коллективе Выготского.