Биография великого поэта Бориса Пастернака - творческий путь гения от юности до последних дней

Борис Пастернак по праву считается одним из величайших русских поэтов ХХ века. Его творческий путь был долог и непрост, полон драматических поворотов, но в итоге привел к созданию поистине бессмертных произведений, вошедших в золотой фонд русской литературы. Судьба Пастернака тесно переплетена с судьбой России первой половины XX века, отразив все ее потрясения и трагедии. Но сквозь лихолетье революций, войн и репрессий пробивается в его творчестве высокий гуманизм, стремление постичь человека во всей его сложности и противоречивости. Биография Бориса Пастернака невероятно интересна.

Детство в атмосфере искусства

Борис Пастернак родился в 1890 году в Москве в семье известного художника Леонида Пастернака и пианистки Розалии Кауфман. С детства он впитывал атмосферу творчества - дом часто посещали художники, музыканты, писатели. Близким другом семьи был композитор Александр Скрябин, который привил юному Борису любовь к музыке. Пастернак даже писал собственные фортепианные сонаты и мечтал стать композитором.

Отец Бориса был членом объединения «Мир искусства», дружил с Львом Толстым и считался одним из лучших иллюстраторов его произведений. Художественный талант, философская глубина и духовные искания отца оказали огромное влияние на формирование личности и творческого дара Бориса Пастернака. Таким образом, с ранних лет Пастернак рос в атмосфере творчества, окруженный выдающимися деятелями литературы и искусства. Это наложило отпечаток на все его последующее творчество, философскую глубину и неповторимый поэтический стиль.

Годы поиска призвания: философия, музыка, революция

После окончания гимназии в 1908 году Борис Пастернак поступил на юридический факультет Московского университета. Однако уже через год по совету друга семьи Александра Скрябина перевелся на философское отделение историко-филологического факультета. В 1912 году Пастернак продолжил изучение философии в Марбургском университете в Германии. Его академическая карьера складывалась блестяще, и ему прочили будущее выдающегося философа. Однако по возвращении в Россию в 1913 году Пастернак оставляет философию и начинает пробовать себя в поэзии.

Этот переломный момент связан с увлечением идеями немецкого философа и психолога Рудольфа Штейнера, основателя антропософии. Штейнер утверждал, что подлинная реальность открывается человеку через интуитивное постижение духовных сущностей. Эта идея глубоко повлияла на мировоззрение Пастернака.

Вернувшись в Москву, Пастернак активно участвует в литературной жизни, сближается с символистами из кружка «Мусагет». В 1916 году выходит его первая книга стихов «Близнец в тучах», а в 1922 году — второй сборник «Сестра моя — Жизнь», уже сформировавший индивидуальный поэтический стиль Пастернака. Однако и в дальнейшем его творческий путь был полон поворотов и новых увлечений. В 1916-17 годах Пастернак работал служащим на химическом заводе в Пермской губернии. Этот опыт во многом определил его восприятие революционных событий 1917 года.

К Октябрьской революции Пастернак отнесся довольно благожелательно, видя в ней очищение исторического пути России. В поэме «Девятьсот пятый год» он восторженно приветствовал революционные перемены. Однако постепенно его взгляды эволюционировали в сторону осознания трагизма происходящего. В поэме «Лейтенант Шмидт» (1926-1927) Пастернак уже размышляет о судьбах революции, ее внутренних противоречиях.

Таким образом, 1910-1920-е годы для Пастернака были периодом интенсивных философских, духовных и творческих поисков, экспериментов, попыток найти свой путь. Эта внутренняя работа вылилась в создание яркой, самобытной поэзии, которая в полной мере раскрылась в следующий период его творчества.

Обретение собственного поэтического голоса

К середине 1920-х годов Пастернак нашел свой неповторимый поэтический стиль, соединивший лиризм и философскую глубину с яркой образностью, метафоричностью и экспрессивным языком. Его стихи этого периода отличаются предельной искренностью, стремлением выразить сложный внутренний мир поэта. В сборнике «Темы и вариации» (1923) Пастернак развивает лирическую тему любви, осмысляет трагедию революционной ломки. Поэма «1905 год» посвящена размышлениям о сущности исторических перемен в России.

В поэме «Спекторский» (1926) Пастернак создает яркий, полный драматизма образ «лишнего» человека эпохи революции. Главный герой Женя Спекторский — тип «беспочвенного интеллигента», ищущего смысл бытия. Ярким произведением этого периода стала поэма «Лейтенант Шмидт» (1927) — поэтическое повествование о мятеже и гибели легендарного лейтенанта Шмидта. В образе Шмидта Пастернак воплотил трагическую судьбу мечтателя и идеалиста в эпоху жестоких социальных потрясений.

Важнейшей вехой творчества Пастернака стала поэма «Девятьсот пятый год» (1927). В ней поэт обратился к эпохе первой русской революции, воссоздав яркие картины революционных событий сквозь призму лирических переживаний героя. Одна из центральных тем творчества Пастернака в этот период — осмысление феномена вдохновения, поэтического дара. Эта тема нашла воплощение в автобиографической повести «Охранная грамота» (1930) и цикле стихов «Второе рождение».

Таким образом, в 1920-1930-е годы Пастернак создал свой неповторимый поэтический мир, вобравший в себя дух эпохи, философские раздумья о смысле бытия и исторических потрясений, лиризм, яркие метафоры и образы. Это подготовило почву для создания его главного произведения — романа «Доктор Живаго».

Вершина творчества - роман «Доктор Живаго»

Роман «Доктор Живаго» стал вершиной творчества Бориса Пастернака. Над этим произведением он работал около десяти лет, с 1945 по 1955 год. Роман был задуман как эпопея о судьбе России на фоне революционных потрясений и Гражданской войны, увиденных глазами главного героя — врача и поэта Юрия Живаго.

Пастернак вложил в образ Живаго много автобиографических черт — любовь к поэзии, раздумья о природе творчества, внутренние метания героя между революцией и вечными ценностями. В романе органично переплетены судьба главного героя и панорама исторических событий той эпохи. Одной из главных тем романа стала несовместимость подлинного искусства, поэзии с догматизмом революционной идеологии. Пастернак показал, что истинная поэзия всегда ненавязчива, неподвластна прямому идеологическому толкованию. Она обладает внутренней свободой, питающейся человеческими страстями и страданием.

Другой сквозной темой романа является конфликт между исторической необходимостью, «временем века» и вечными ценностями — любовью, красотой, правдой. В романе эта коллизия олицетворена в трагической судьбе доктора Живаго, зажатого между революционными бурями и своим поэтическим призванием. Таким образом, «Доктор Живаго» — это не только эпопея о судьбе российской интеллигенции в бурном XX веке. Это философский роман о вечном конфликте поэта и толпы, о соотношении исторической необходимости и нравственного выбора личности.

Феноменальный успех «Доктора Живаго» на Западе во многом был связан с актуальностью этой проблематики для всего европейского общества, пережившего тоталитаризм двух мировых войн и наступление эпохи социальных катаклизмов XX века. Художественное своеобразие романа также заключается в мастерском сочетании элементов социально-исторической эпопеи и романа-исповеди в духе Л.Н. Толстого. Именно это органичное соединение лиризма и философского осмысления эпохи вывело творчество Пастернака на качественно новый уровень.

Гонения на родине и мировое признание

После завершения романа «Доктор Живаго» Пастернак предпринял попытки опубликовать его в СССР. Однако произведение подверглось резкой критике со стороны советского литературного истеблишмента как идейно вредное, не соответствующее духу советской литературы.

В 1956 году рукопись романа была передана Пастернаком для публикации в Италии. В 1957 году роман в переводе на итальянский вышел в свет в Милане и произвел настоящую сенсацию. Всемирную известность произведению принесло издание на английском языке, осуществленное в 1958 году.

Международный успех романа сопровождался травлей Пастернака в советской печати. Писателя обвиняли в «предательстве», создании антисоветского пасквиля на советскую историю. В 1958 году он был исключен из Союза писателей, а публикация романа на родине стала невозможной.

В том же году Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций русского классического романа». Однако в условиях травли на родине писатель был вынужден отказаться от этой престижной премии.

При жизни Пастернака «Доктор Живаго» так и не был издан в СССР. Лишь в 1988 году, в период «перестройки», роман наконец увидел свет на родине писателя, вызвав огромный интерес советских читателей и критиков.

Так Пастернак парадоксальным образом стал всемирно признанным классиком, но при этом подвергся гонениям и травле на родине. Эта коллизия во многом сближает его судьбу с судьбой героя его знаменитого романа — поэта и мечтателя Юрия Живаго, раздавленного жерновами истории.

Поздние годы в Переделкине

Последние годы жизни, с 1935 по 1960 год, Борис Пастернак провел в подмосковном поселке Переделкино. Здесь он арендовал небольшой деревянный дом, в котором работал над поздними поэтическими сборниками и знаменитым романом «Доктор Живаго». Жизнь писателя в Переделкине была сосредоточена на интенсивной творческой работе. Общение с писательской средой практически прекратилось после травли, связанной с публикацией романа за рубежом.

В годы, последовавшие за скандалом вокруг Нобелевской премии, Пастернак фактически находился в полуизгнании, будучи отлученным от литературной общественности. Это были годы душевных метаний и обостренного восприятия происходящего с поэтом и его страной. В поэтических сборниках «Когда разгуляется» (1956–1959) и «Стихотворения Юрия Живаго» (1959) Пастернак обратился к осмыслению своей судьбы в контексте трагических коллизий эпохи. Лирический герой его поздней поэзии — одинокий мудрец и странник, размышляющий о вечных темах бытия.

Важной вехой последних лет жизни Пастернака стала его поездка в Стокгольм в декабре 1959 года, куда его пригласили на церемонию вручения Нобелевской премии. Эта поездка вызвала новую волну травли по возвращении поэта на родину.

Последний год жизни Пастернака ознаменовался тяжелыми испытаниями. 30 мая 1960 года поэт скончался от рака легких в своем доме в Переделкине на 70-м году жизни. Похоронен Борис Пастернак на кладбище в Переделкино.

Наследие Пастернака в русской и мировой культуре

Борис Пастернак оставил глубокий след в русской и мировой литературе XX века. Его поэзия, отмеченная печатью подлинного лиризма и философской глубины, продолжает жить и волновать читателей разных поколений. Вклад Пастернака в отечественную культуру многогранен. Его переводы произведений Шекспира, Гете, Рильке, Шиллера по праву считаются классическими, открыв русскому читателю новые грани зарубежной поэзии.

Как прозаик Пастернак продолжил традиции русского психологического романа, придав ему новое звучание в контексте трагических коллизий первой половины XX века. Его роман «Доктор Живаго» вошел в золотой фонд мировой литературы. Наследие Пастернака многогранно отразилось в творчестве последующих поколений. Его поэзия оказала влияние на таких авторов, как Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава.

Идеи и образы произведений Пастернака продолжают вдохновлять современных художников и музыкантов. По мотивам романа «Доктор Живаго» снято несколько художественных фильмов, написана одноименная музыкальная драма.

Основные произведения Бориса Пастернака

Борис Пастернак начал писать стихи еще в юности. Его ранние произведения относятся к символизму и футуризму. В 1916 году вышел первый сборник стихов «Поверх барьеров». В 1922 году опубликована поэма «Сестра моя – жизнь», посвященная революционным событиям в России. В ней отразилось увлечение поэта идеями революции. Затем последовали сборники «Темы и вариации» (1923), поэма «Лейтенант Шмидт» (1927) о восстании на броненосце в 1905 году.

В 1930-е годы Борис Пастернак создает роман в стихах «Спекторский» (1931) о судьбе революционера-интеллигента. В 1932–1936 годах пишет автобиографическую прозу – повесть «Охранная грамота» и «Воздушные пути». В 1943 году вышел сборник «На ранних поездах», посвященный военным событиям. В эти годы поэт активно занимается переводами – Шекспира, Гете, Рильке, Шиллера.

Влияние эпохи на творчество поэта

Борис Пастернак жил в эпоху драматических перемен в России. Его творчество неразрывно связано с событиями начала XX века - Первой мировой войной, Октябрьской революцией 1917 года, Гражданской войной. В раннем творчестве Пастернака заметно увлечение революционными идеями, он был близок к футуристам. Однако со временем разочаровался в идеалах революции. В поэме «Высокая болезнь» (1924–1930) выразил неприятие насилия.

В 1930-е годы в условиях ужесточения идеологического контроля Пастернак оказался в опале. Его произведения перестали печатать. Он обращается к переводам, создав высокохудожественные переложения произведений мировой классики. В годы Великой Отечественной войны поэт остается в оккупированной немцами Москве и пишет патриотические стихи. После войны создает свой главный роман «Доктор Живаго», в котором отразил трагедию народа в годы революции и Гражданской войны. Роман был раскритикован советской властью, а сам поэт подвергся травле.

Философская глубина поэзии Пастернака

В творчестве Бориса Пастернака сильна философская составляющая. Его стихи проникнуты раздумьями о смысле человеческого бытия, о взаимоотношениях человека и природы, о любви и смерти. В ранний период поэзия Пастернака была близка к символизму. Он развивал идеи всеединства мира, тесной взаимосвязи явлений природы и человеческой души. Пастернак утверждал, что природа наделена душой, способна сострадать и сопереживать человеку.

В зрелом творчестве центральной стала тема поэта и поэзии. Пастернак верил, что поэзия - это особый способ постижения бытия, проникновения в глубинные тайны мироздания. Он писал: «Поэзия - это всегда познание, открытие, разгадка». Поэт в его представлении - провидец, пророк, открывающий людям глаза на подлинную реальность. Философское звучание приобретает в лирике Пастернака тема любви. Любовь для него - высшая ценность, способ обрести гармонию с миром и самим собой. Она преображает действительность, наполняет смыслом человеческое существование: «Чтоб, как реке, мне было все равно, Бежать ли с вами, милые места, В лесную заводь или в каменья».

Но наряду с восторженным восприятием жизни в лирике Пастернака есть и тема одиночества, обреченности, смерти. Он размышляет о хрупкости и недолговечности человеческого бытия. Стихи пронизаны предчувствием скорого конца, который неизбежен для каждого.

Пастернак и Нобелевская премия: история скандала

В 1958 году Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Это событие вызвало огромный резонанс и скандал в СССР. Поводом для присуждения премии стала публикация романа «Доктор Живаго» на Западе в 1957 году. В СССР роман подвергся резкой критике со стороны властей и был запрещен к изданию. Его появление на Западе рассматривалось как антисоветский выпад.

Сообщение о присуждении Пастернаку Нобелевской премии вызвало бурю негодования в СССР. Против писателя развернулась мощная травля. Его обвиняли в предательстве родины и преклонении перед Западом. Была принята специальная правительственная директива с требованием заставить поэта отказаться от премии. Под давлением властей и угрозой ареста Борис Пастернак был вынужден направить в Нобелевский комитет письмо с отказом от премии. Это не спасло его от преследований. Писателя исключили из Союза писателей, лишили возможности публиковаться.

Комментарии
Впервые послушала "Мело, мело по всей земле" в исполнении незаменимой Аллы Пугачевой. Трудно передать словами чувства, настолько затронули переживания и мысли поэта, величественный голос певицы... Жаль поэта. Не дали гению полностью раскрыть свой талант. Если бы не эта травля, какие бы еще прекрасные произведения он бы создал! Одно только утешение, что инициаторы и исполнители травли сгнили в мусорной истории, а одна только его "Зимняя ночь" достаточна для того, чтобы Пастернак жил в веках.
Гений!Его работы вдохновляют и открывает иную сферу жизненного потока!
А каково Ваше мнение, Александр?