Соборная площадь Московского Кремля: план, схема, описание, история и фото. Где находится Соборная площадь?
Соборная площадь Московского Кремля – уникальный архитектурный исторический памятник. Основной период формирования великолепного ансамбля – XV-XVI века.
С чего все начиналось
Укрепление экономических позиций Московского княжества обусловило начало возведения величественных церквей и соборов. Князья Дмитрии Донской и Иван Калита приказали построить храмы, которые и определили в дальнейшем структуру планировки и пространственную композицию площади. К сожалению, первоначальные сооружения не сохранились. В период царствования Ивана Третьего на тех же местах возвели новые храмы, достойные столицы великого русского государства.
Назначение объекта
С самого начала своего появления Соборная площадь Московского Кремля использовалась для проведения различных церемоний, шествий. При венчаниях на царствование, коронациях и в дни великих церковных праздников на ее территории устраивались многолюдные действа. Место у крыльца Грановитой палаты предназначалось для торжественной встречи заграничных послов. Площадь пересекали траурные процессии к месту последнего пристанища патриархов, митрополитов, царей и великих князей.
Соборная площадь в Москве в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях не единожды вымащивалась каменными плитами, сделанными из песчаника. Несколько десятилетий двадцатого века она была заасфальтирована. В ходе реконструкции 1955 года площадь вновь обрела каменное покрытие.
Объекты, не дошедшие до наших дней
Ансамбль Соборной площади Московского Кремля неоднократно трансформировался. Изначально по периметру возводились сооружения из дерева. Одним из них не удалось уцелеть в ходе постоянных столичных пожаров, другие просто ветшали, после чего на их месте возводили новые. Практически все храмы, ныне стоящие на Соборной площади, имели предшественников. Наиболее известные из ныне не существующих объектов – церковь Ризположения, храм Соловецких чудотворцев, соборы Архангельский, Благовещенский и Успенский, старые Патриаршие палаты.
Были здания, которые уничтожили либо серьезно повредили неприятели. Так было в период Великой Смуты (год 1612) и нашествия Бонапарта (год 1812). К примеру, когда французские войска отступали из столицы, была уничтожена уникальная Филаретова пристройка к колокольне Ивана Великого. Та же участь ждала находящуюся неподалеку трехпролетную звонницу. Не сохранилась и церковь Иоанна Лествичника. Ее возвели еще по указу Ивана Калиты в 1329 году. Строение имело форму восьмигранника с арками для колоколов, размещавшимися на втором ярусе. Ее просто разобрали в пятнадцатом столетии с целью освобождения территории для строительства колокольни в честь Ивана Великого.
Архитектурный облик возведенных храмов менялся так, как того требовало время. Некоторые сооружения были дополнены новыми главами, крытыми галереями и другими элементами.
Особенности архитектурного стиля
Соборная площадь Московского Кремля (фото представлены в статье) имеет некоторые черты, характерные для архитектурных школ Владимиро-Суздальского княжества и Пскова. Мастера, приглашенные из двух указанных центров отечественного каменного зодчества, при возведении церквей и соборов не только придерживались классических приемов, но и привносили новые. К примеру, в процессе строительства Ризоположенской церкви впервые сделали высокий подклет. Псковская школа оказала существенное влияние на декоративное оформление фасадов. Так, на многих храмах можно увидеть поребрики, орнаментальные пояса на барабанах куполов, бегунцы, трехлопастный вариант завершения фасадов. Что касается владимиро-суздальской школы, то ее влияние максимально проявилось при оформлении Успенского собора (узкие окошки и арочный пояс на апсидах).
Новый стиль
На базе синтеза выдающихся черт двух архитектурных школ регионального значения в пятнадцатом столетии возник раннемосковский стиль, характерный для каменного зодчества, который впоследствии стал общероссийским. Он отличался килевидными кокошниками на фасадах, повышенными центральными пряслами и подпружными арками. При этом центральный барабан купола все более явно смещался в восточную зону объема сооружения.
Заморские веяния
Некоторое время Соборная площадь Московского Кремля формировалась под серьезным влиянием архитектуры эпохи итальянского Возрождения. Несмотря на то что приглашенные иностранные зодчие старались придерживаться традиционных вариантов возведения каменных сооружений на Руси, декоративное оформление фасадов некоторых зданий (Архангельский собор, Грановитая палата и другие) выделяется элементами, характерными для флорентийских зданий. Среди них оформление оконных проемов и тимпанов, а также орнаменты. К примеру, Бон Фрязин впервые на территории России применял металлические стяжки в процессе строительства. Впоследствии этот на первый взгляд незначительный элемент предотвратил обрушение колокольни Ивана Великого при попытке взорвать ее в 1812 г.
Немного о зодчих
К сожалению, в документах пятнадцатого столетия сохранилось не так много имен тех, благодаря кому появилась Соборная площадь Московского Кремля. В летописях упоминается о Кривцове и Мышкине – руководителях артелей каменщиков из Пскова, занимавшихся возведением Благовещенского храма и Ризоположенской церкви.
По причине нехватки собственных опытных зодчих в Москву стали приглашать иноземцев. Один из первых прибывших итальянских специалистов – Аристотель Фиораванти. Он руководил процессом постройки Успенского собора. Возведением знаменитой Грановитой палаты занимались Марко Фрязин и Пьер Антонио Солари. В начале шестнадцатого столетия строительство Успенского собора возглавил Алевиз Новый.
Самым загадочным из итальянских мастеров называют Бона Фрязина. О его жизни и деятельности нет практически никаких сведений. Он контролировал процесс постройки первых двух ярусов на колокольне Ивана Великого. Происходило это в 1505-1508 годах. Его дело продолжил Петрок Малый – тоже итальянец. Он трудился на кремлевских стройках на протяжении семнадцати лет (с 1522 г.), его высокое мастерство и статус подтверждает звание архитектона. Подобным признанием могли похвастаться еще только два итальянца – Солари и Алевиз Новый.
Современность
Как сегодня выглядит Соборная площадь Московского Кремля? Схема ансамбля, конечно же, с течением времени видоизменилась. Важно отметить, что историки, реставраторы и другие специалисты трудились на протяжении нескольких десятилетий, чтобы вернуть уникальный облик многим памятникам культуры и истории. В настоящее время выдающийся проект XV-XVI столетий предстает перед восхищенными посетителями во всей красе. Рассмотрим некоторые его элементы подробнее.
Благовещенский собор
Соборная площадь Московского Кремля (план юго-западной части это отражает) известна благодаря собору, возведенному псковскими мастерами в 1484-1489 гг. Со времен правления Ивана Третьего и по начало семнадцатого века Благовещенский собор являлся домовой церковью царей Руси. Храм, который венчают пять позолоченных куполов, - это гармоничная композиция в стиле раннемосковской архитектурной школы. Внутри него можно полюбоваться редчайшими образцами религиозной живописи шестнадцатого века. В сложной живописной форме выражаются идеи о миссии Православной Церкви на Руси как прямой наследницы Византии.
Архангельский собор
В настоящее время это сооружение выступает в роли усыпальницы многих русских правителей. Оно находится в юго-восточной части центральной площади. На декоративный облик храма в большой степени повлияли принципы итальянской архитектурной школы эпохи Возрождения. Обновленный собор был возведен на месте серьезно пострадавшего от бури храма архангела Михаила (век постройки – четырнадцатый). Сооружение удачно вписалось в ансамбль Кремля.
Грановитая палата
Это строение предназначалось для проведения придворных пиров и торжественных церемоний. Его возводили в период с 1487 по 1491 г. Итальянские зодчие Руффо и Солари руководили строительством. Оформление восточного фасада здания граненым рустом и устройство стрельчатых окон являются результатом влияния итальянской архитектуры. В семнадцатом столетии стены Палаты расписывал сам Ушаков.
Колокольня Ивана Великого
Экстерьер сооружения призван символизировать всю мощь России. На протяжении долгого времени колокольня была самым высоким строением в столице и играла важную роль главной дозорной башни Кремля. Она стала эталоном при возведении подобных столпообразных храмов по всему государству.
Успенский собор
Это главный православный храм России. Его возвели по образцу собора во Владимире. Годы строительства – 1475-1479. На центральном куполе на высоте сорока пяти метров установлен позолоченный крест. В стенах этого храма венчались на царствование русские правители и возводились в сан православные иерархи. Сегодня там покоятся многие патриархи и митрополиты страны. Светлый центральный зал расписывали сто мастеров своего дела.
Как добраться?
Где находится Соборная площадь? Уникальный ансамбль расположен на территории Московского Кремля. Доехать до него можно на автобусе № 6 или на троллейбусах №№ 1, 33 (выходить на остановке «Боровицкая площадь»), а также на метро (до станций «Александровский сад», «Боровицкая», «Арбатская», «Библиотека им. Ленина»).
Заключение
Соборная площадь Московского Кремля (карта ансамбля представлена в статье) – грандиозный проект. За свою пятисотлетнюю историю она неоднократно становилась местом, на котором разворачивались судьбоносные исторические события.