Ладожский вокзал в Санкт-Петербурге
Истоки железнодорожного сообщения России находятся в Санкт-Петербурге. Северная столица в свое время стала родоначальником распространения в стране новейшего и весьма перспективного вида транспорта. Несмотря на то что с момента зарождения железной дороги прошло уже много лет, Санкт-Петербург по-прежнему находится в авангарде новаторского движения в том, что касается расширения и создания новых путей сообщения, а также улучшения их инфраструктуры. Ярким тому доказательством является Ладожский вокзал.
История создания: вокзал Ладожский, СПб
Ладожский вокзал на сегодняшний день является сложным транспортным узлом Санкт-Петербурга. А начиналось все с небольшой станции, открытие которой состоялось в 1914 г. Изначально ее назвали «Яблоновка», как и расположенную по соседству деревушку. Немного позже станцию переименовали по принадлежности земель, которыми владел князь Долгорукий, в «Дачу Долгорукова».
Уже в середине шестидесятых годов прошлого столетия родилась идея о создании нового узла на железной дороге. На эту мысль подтолкнула загруженность уже имеющихся мощностей. Однако воплощение плана по бюрократическим, политическим и финансовым причинам так и не произошло.
Реализация идеи
Ладожский вокзал был открыт 25.05.2003 г. Он стал шестым в городе и единственным транзитным железнодорожным узлом. Открыт был Ладожский вокзал к трехсотлетию Северной столицы. Однако после официального запуска работы по доводке некоторых объектов инфраструктуры были продолжены. Спешность проведенных мероприятий стала причиной происшествия с локомотивом (он получил повреждение борта из-за несоблюдения расстояния между перроном и крайним рельсом). Однако самый молодой вокзал в городе быстро избавился от недоработок и стал надежным и безопасным транспортным узлом.
Ладожский вокзал (Санкт-Петербург) был спроектирован архитектором Н.И. Явейном. На сегодняшний день этот транспортный узел, отвечающий требованиям высоких современных скоростей, обладает значительным резервным потенциалом.
Характерные черты
Ладожский вокзал, в отличие от других подобных сооружений Северной столицы, выполняет транзитную функцию. Это относится к наиболее востребованным направлениям на Мурманск и Хельсинки из Москвы. Уникальна и путевая емкость этого транспортного узла. Она состоит из верхнего и нижнего уровня.
Ладожский вокзал считается самым «умным» в Европе. Он представляет собой огромное сооружение, в котором находятся многочисленные службы, помещения для пассажиров и железнодорожные пути. Причем все это было размещено на небольшой территории благодаря оригинальному решению, которое нашел архитектор.
Инфраструктура
Ладожский вокзал (Санкт-Петербург) сооружался в сложной градостроительной ситуации. Небольшие размеры участка не позволили осуществить строительство привычного «берегового» типа здания. Для того чтобы сохранить транзитное передвижение поездов на данном железнодорожном узле, было сооружено тщательно продуманное трехъярусное здание. Оно совместило в себе функции вокзала-тоннеля и вокзала-моста. Транспортный узел может одновременно принять двадцать шесть пар поездов, которые следуют в дальних направлениях, и пятьдесят пар пригородных составов. При этом вокзал оснащен изготовленной на современном уровне электронной техникой. Работа всего оборудования призвана повысить безопасность, комфортность, а также качество перевозки пассажиров.
Схема Ладожского вокзала проста. Это комплекс состоит из двух сооружений: того, где останавливаются пригородные поезда, а также вокзала, предназначенного для поездов дальнего следования. Располагаются вышеуказанные строения как на надземном, так и на подземном уровне.
Нижний ярус
К вокзалу пригородных поездов, расположенному в подземной части, можно добраться по эскалатору. Эта движущаяся дорожка работает на спуск от станции метро, находящейся над землей. Пригородный вокзал, построенный на глубине пятнадцати метров, оснащен кассами для продажи билетов. Здесь же установлены турникеты для прохода к электропоездам. Неподалеку от них располагается зал ожидания, который сообщается с платформами. С нижнего яруса можно попасть на станцию метрополитена «Ладожская», находящуюся под землей.
Средний уровень
Это наземная зона, которая отдана городскому и железнодорожному транспорту. На площади около вокзала для обеспечения удобства пассажиров располагаются остановки маршруток и троллейбусов. Неподалеку от них находятся стоянки такси.
Верхний ярус
Надземная часть Ладожского вокзала встречает пассажиров своим масштабным остеклением. Отсюда можно отправиться в путешествие на поезде дальнего следования, идущем в северном или восточном направлении.
К верхнему ярусу Ладожского вокзала ведет эскалатор, который работает на подъем. Его начало находится у наземного вестибюля станции метрополитена.
Практически все пространство верхней части Ладожского вокзала занято Световым залом. Ожидая прихода своего поезда, пассажиры могут полюбоваться прекрасными видами Санкт-Петербурга через его прозрачный купол. В Световом зале находятся билетные кассы, работающие круглосуточно, почта и камеры хранения, служба проката авто и многое другое. Перед вокзалом дальнего следования устроена автомобильная платформа. Находится она на 15,3 м выше уровня земли. Здесь могут одновременно разместиться сто личных автомобилей и такси.
Замечательным является архитектурное решение вокзала. Сооружение из железа и стекла буквально поражает своей легкостью. Создается впечатление, что оно будто парит над землей.
На вокзале работает одно из отделений Балтийского банка. В нем можно произвести обмен валюты. Различные предприятия общепита, располагающиеся в верхнем ярусе, предлагают пассажирам перекусить или закупить продукты перед отправлением поезда.
Планировочное решение
Все три яруса вокзального комплекса соединены между собой лестницами и эскалаторами, а также громадными световыми колодцами и пандусами. Здание буквально пронизано переходами и прозрачными лифтами, будто парящими мостиками и консолями. Все это позволяет создать целую гамму образов двадцать первого века.
В плане застройки Ладожский вокзал имеет прямоугольную форму. По бокам - два сооружения, имеющих цилиндрические формы. В этих пристройках размещаются административные помещения. Находится здесь VIP-зал, а также помещение, предназначенное для официальных делегаций, комнаты отдыха для пассажиров, комендатура военных сообщений.
Вдоль крайнего пути железной дороги располагается невысокий блок, в котором размещаются вспомогательные службы. Одновременно это сооружение выполняет функции шумозащитного экрана. От метро данный блок отделен зоной подъезда, предназначенной для городского надземного транспорта.
Для создания комфортных условий перемещения пассажиропотока между главным зданием вокзала и вестибюлем станции метрополитена сооружены подземные и надземные переходы для перемещения приезжающих в Петербург.
Ладожский вокзал имеет большое путевое хозяйство. На его территории находится четырнадцать железнодорожных путей. Восемь из них предназначены для пассажирских поездов, следующих в пригородном и дальнем направлении. Шесть путей принимают грузовые составы. Для железнодорожного транспорта предназначен средний ярус. Там и находятся все пути.
Высокотехнологичное сооружение
Ладожский вокзал оснащен самыми современными системами охранной сигнализации, противопожарной защиты, кондиционирования и вентиляции, а также освещения, электроснабжения, оперативной связи, водоснабжения и многими другими.
Путь до Ладожского вокзала
Доехать до него можно сделать на метро. Такой путь будет самым простым и удобным. К зданию вокзала примыкает станция метрополитена «Ладожская». Благодаря переходам пассажирам даже нет необходимости выходить на улицу. Стоит только подняться по эскалатору из вестибюля метрополитена, а затем пройти по указателям в Световой зал либо спуститься в вокзал, предназначенный для пригородных поездов.
Как добраться до Ладожского вокзала наземным транспортом? Неподалеку от комплекса останавливаются троллейбусы №№ 1 и 22, а также трамваи 8, 10, 50 и 64. Изо всех районов города сюда приходят более тридцати номеров маршруток и автобусов. Непосредственно к входу в верхний ярус вокзала может подъехать такси.
Как доехать до Ладожского вокзала, если ваш путь лежит из аэропорта? Из «Пулково-1» маршрут 39-го автобуса пролегает до станции метрополитена «Московская». От нее и можно доехать до «Ладожской». С других железнодорожных вокзалов пассажиры также добираются, используя схему Санкт-Петербургского метрополитена.