Федеральные государственные образовательные стандарты. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта

Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой комплекс определенных педагогических норм. Они являются обязательными для исполнения учебными учреждениями. Далее разберем подробнее, для чего нужны Федеральные государственные образовательные стандарты.

Общие сведения

Требования Федерального государственного образовательного стандарта распространяются практически на всю педагогическую деятельность в России. До 2009 года к данным нормам применялось несколько иное название. В нем отсутствовало слово "федеральные". Государственные образовательные стандарты распространяются на учебные заведения, имеющие госаккредитацию. До 2000 года учебные заведения должны были соответствовать нормам по минимальному содержанию уровня подготовки выпускников по каждой ступени и специализации.

Историческая справка

1 Федеральные государственные образовательные стандарты были приняты в 1992 году. Это произошло вместе с опубликованием соответствующего Закона. Статья 7 была полностью посвящена ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт в первоначальной редакции был принят Верховным Советом. В связи с принятием в 1993 году Конституции было отменено это Положение. Право на введение Федерального государственного образовательного стандарта перешло к исполнительным органам. Правительство РФ определило порядок, в соответствии с которым должны были приниматься данные нормативы. Здесь следует отметить, что Верховный Совет на протяжении всего периода обладания правом принять стандарты так их и не утвердил. По словам Эдуарда Днепрова, проекты поправок в Законе существенно отбрасывали его назад – в сторону унитаризма в педагогике. Они исключали такое понятие, как "национально-региональный компонент". Данную тенденцию можно проследить в основном учебном плане, утвержденном в 1993 году. К 1996-му стандартизация образования заметно усилилась. Это вызвало некоторое сопротивление со стороны педагогической общественности. Негодование преподавательского состава выразилось в то время в виде забастовок и акций протеста.

Первые редакции

В 1992 году, как было уже выше сказано, был разработан проект Закона. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта в соответствии с ним включал в себя пять элементов:

  • Объем аудиторной нагрузки (предельно допустимый).
  • Требования по базовому содержанию основных образовательных программ.
  • Наличие педагогических целей на каждом этапе обучения.
  • Требования, предъявляемые к уровню подготовки детей, оканчивающих разные школьные ступени.
  • Нормы по условиям процесса обучения.

Под влиянием приверженцев предметно-методического подхода данная редакция подверглась деформации депутатами от профкома из Верховного Совета. В результате Федеральный компонент государственного образовательного стандарта был сокращен до 3-составной формы:

  • Обязательный минимум по содержанию основных используемых учебных планов.
  • Максимально допустимый объем нагрузки обучающихся.
  • Требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускника (в данном случае имелись в виду также и оканчивающие начальную школу).

В итоге из ст. 7 были исключены следующие моменты:

  • Целевой компонент.
  • Требования по базовому содержанию используемых основных учебных программ были заменены "обязательным минимумом" – стандартным списком предметных тем.
  • Понятие предела допустимой нагрузки, которая, собственно, не равняется максимальной.
  • Требования к условиям самого учебного процесса.

Нормативы ВО

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования обязателен к применению практически всеми вузами РФ. К ним относят те, которые получили госаккредитацию. Согласно ФЗ "О МГУ им. Ломоносова и СПбГУ" и ФЗ "Об образовании", Московский и Санкт-Петербургский университеты, а также вузы с категорией "федеральный" либо "национальный исследовательский" и прочие учебные заведения, список которых утверждается Указом Президента, имеют право разрабатывать и принимать образовательные стандарты самостоятельно по всем ступеням ВО. При этом устанавливаемые нормативы не могут быть ниже уже существующих.

Цели

Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечивать:

  • Единство педагогического пространства РФ.
  • Преемственность главных учебных планов по всем ступеням образования.
  • Духовное и нравственное воспитание и развитие.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает периоды прохождения общего и профессионального обучения с учетом их различных форм, педагогических методов и технологий, а также особенностей определенных категорий учащихся.

Задачи

На основании нормативов, которые содержит Федеральный государственный образовательный стандарт, обеспечивается:

  • Организация учебного процесса в учреждениях, которые реализуют базовый план в соответствии с нормативами, вне зависимости от их подчиненности и организационно-правовой формы.
  • Планирование предварительных основных обучающих программ.
  • Разработка образовательных предметов, литературы, курсов, а также контрольно-измерительного материала.
  • Планирование нормативов по финансовому обеспечению педагогической деятельности учебных заведений. К ним, в частности, относятся те, которыми осуществляется реализация Федеральных государственных образовательных стандартов.
  • Контроль и надзор за соблюдением Положений Закона.
  • Проведение промежуточных и итоговых аттестаций.
  • Построение системы по внутреннему мониторингу качества образования в учебном заведении.
  • Организация деятельности методических групп.
  • Аттестация педагогического состава и сотрудников административно-управленческой системы муниципальных и государственных учреждений образования.
  • Организация профессиональной подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации специалистов.

Структура

В соответствии с ФЗ от 1-го декабря 2007 года каждый стандарт включает в себя три вида требований:

  • К результатам освоения базового учебного курса.
  • К условиям, при которых проходит реализация основных учебных планов, в том числе финансовым, кадровым, материально-техническим и прочим.
  • К структуре базовых учебных планов.

В результате ВО должно формировать у студента профессиональные и общекультурные компетенции.

Применение нормативов в учебном процессе

Реализация каждого Федерального стандарта учебным учреждением должна осуществляться по основной образовательной программе (ООП). Она включает в себя календарный график, учебный план, рабочие схемы предметов, дисциплин, курсов и прочих элементов, а также методические и оценочные материалы.

Хронология

Федеральный государственный образовательный стандарт 2004 года являлся нормативом первого поколения для общей ступени обучения. Впоследствии для каждого уровня учебного процесса утверждались свои нормативы. Так, для начального образования (с 1 по 4 кл.) они были приняты в 2009-м, для основного (5-9 кл.) – в 2010 году. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего звена (10-11 классы) был утвержден в 2012 г. Нормативы для профессиональной ступени обучения первого поколения были приняты в 2000-м. Стандарты 2-го поколения были ориентированы на получение учащимися навыков, умений и знаний. Они утверждались с 2005 года. Нормативы третьего поколения принимаются с 2009-го. В соответствии с ними высшее образование у студентов, как выше было сказано, должно вырабатывать профессиональные и общекультурные навыки.

Нормативы профподготовки

До 2000 года использовался государственный единый стандарт профессионального высшего образования. Он был принят Постановлением Правительства от 1994 года. Данный норматив определял:

  • Структуру профессионального высшего образования и состав документов о нем.
  • Общие нормативы по учебной нагрузке студента и ее объем.
  • Основные правила по составлению перечня специальностей (направлений).
  • Требования к базовым образовательным программам профессионального высшего образования, а также к условиям их применения.
  • Порядок планирования и утверждения нормативов к уровню и минимуму содержания подготовки выпускников в соответствии с конкретными специальностями (направлениями).
  • Правила контроля над соблюдением требований, предъявляемых государственным стандартом к профессиональному высшему образованию.

По каждой специальности (направлению подготовки) принимались государственные требования в отношении минимума содержания и уровня подготовки студентов.

Нормативы нового поколения

С 2013-го, в соответствии с Законом, регулирующим педагогическую деятельность в РФ, принятым в 2012 году, должны быть утверждены стандарты, соответствующие настоящему времени. Данное положение распространяется на учебные планы высшего образования. В частности, особо это относится к подготовке научно-педагогического персонала. Кроме того, предусмотрен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного звена.

Разработка нормативов

Она может осуществляться в соответствии с уровнями, профессиями, ступенями, направлениями подготовки, специальностями. Нормативы педагогической деятельности могут заменяться новыми не реже чем раз в десять лет. Федеральные образовательные стандарты для общего звена разрабатываются в соответствии с уровнями учебного процесса, для профессионального – по специальностям (направлениям). При формировании последних учитываются соответствующие положения. Разработка Федеральных образовательных стандартов проводится с учетом перспективных и актуальных интересов общества, личности и страны в целом, ее обороны и безопасности. При этом во внимание принимается и потребность развития науки, культуры, технологий и техники, социальной сферы и экономики. Разработка ФГОС осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательством РФ. В частности, работа проводится согласно Положениям, регламентирующим выполнение работ и оказание услуг для муниципальных либо госнужд. Нормативы для профессионального высшего образования разрабатывают учебно-методические объединения вузов по конкретным направлениям (специальностям). Составленные проекты направляются в Министерство науки и образования РФ. Оно размещает их на официальном сайте в Интернете для последующего обсуждения. В нем принимают участие представители заинтересованных исполнительных органов, научно-педагогических сообществ, государственно-общественных групп, функционирующих в образовательной системе и прочих объединений. Далее проекты проходят независимую оценку.

Экспертиза

Независимая оценка проектов нормативов осуществляется в течение 14-ти дней с момента получения. Экспертиза проводится:

  • Институтами по общественному участию в управлении образованием, исполнительными органами в субъектах РФ. Они осуществляют оценку проектов нормативов для общего звена.
  • Объединениями работодателей и организациями, которые осуществляют свою деятельность в соответствующих экономических отраслях. Этими структурами производится оценка проектов по стандартам для высшего, среднего и начального профобразования.
  • Министерством обороны РФ и прочими исполнительными органами, в которых Законом предусматривается военная служба. Ими осуществляется экспертиза стандартов для полного общего, среднего профобразования в той области, которая касается подготовки граждан к пребыванию в рядах армии.

В соответствии с результатами независимой оценки составляется заключение. Оно отправляется обратно в Министерство науки и образования. Экспертное заключение подписывается руководителем органа либо учреждения, проводившего оценку, или лицом, уполномоченным на это. Все проекты, замечания, а также результаты анализа обсуждаются советом Министерства. Он принимает решение рекомендовать их или к утверждению, или к доработке. Проекты и прочие материалы могут быть и отклонены. После этого Министерство науки и образования принимает собственное решение в отношении того либо другого стандарта. Внесение каких-либо изменений производится в том же порядке, что и, собственно, само принятие нормативов.

В заключение

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт 2014 года вступил в силу с первого января. Порядок принятия нормативов в целом регламентирован Правилами по их разработке и утверждению. Они, в свою очередь, приняты на уровне Правительства РФ. Новые стандарты распространяются сегодня и на дошкольное образование. В их основе заложено несколько главных принципов. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт 2014 года направлен на:

  • Поддержку разнообразия, сохранение ценности и уникальности детства как одного из важнейших этапов развития человека.
  • Гуманистический, личностно-развивающий характер взаимоотношения взрослого (родителя или законного представителя, педагогического работника или сотрудника иного учреждения) и ребенка.
  • Реализацию государственной программы в формах, приемлемых для детей каждой конкретной возрастной категории, в первую очередь в виде игры, исследовательской и познавательной деятельности, творческой активности и пр., обеспечивающих художественное и эстетическое развитие.
  • Формирование уважительного отношения к ребенку.

Цели данного Федерального стандарта следующие:

  • Повышение общественного статуса дошкольного обучения и воспитания.
  • Обеспечение равенства возможностей для всех детей при получении качественного образования.
  • Сохранение единства педагогического пространства РФ по данному направлению.
  • Обеспечение гарантий государства по качеству и уровню дошкольного образования на базе целостности обязательных нормативных требований к условиям внедрения учебных планов, их структуре, а также результатам их освоения.

Новый Федеральный норматив направлен на решение следующих задач:

  • Укрепления и охраны психического и физического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия.
  • Обеспечения одинаковых возможностей для адекватного развития в дошкольный период вне зависимости от пола, места проживания, языка, нации, соц. статуса, психофизиологических и прочих особенностей (наличия ограниченных возможностей здоровья в том числе).
  • Объединения воспитания и обучения в единый процесс, ход которого осуществляется на основании социокультурных, нравственных и духовных ценностей, принятых правил и норм поведения в обществе.
  • Формирование благоприятной среды для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными склонностями и способностями.
  • Обеспечения психологического педагогического сопровождения семьи, а также повышения осведомленности родителей либо законных представителей в сфере укрепления здоровья, охраны, образования детей.

Комментарии