Краткий анализ "Петербургских повестей" Гоголя

В середине 1830-х годов популярность Гоголя стремительно растет. После выхода в свет двухтомного сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки" Николай Васильевич порадовал читателей еще несколькими сборниками, каждый из которых тоже состоял из двух томов.

Появление необычной книги

Первый назывался "Миргород". В него вошли повести "Вий", "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". А следом выходит еще одна книга, очень необычная. Она называется "Арабески". И в нее входят не только художественные произведения, но статьи и очерки Гоголя. Это что-то вроде собрания пестрых глав, если перефразировать цитату Александра Сергеевича Пушкина.

Именно в этом сборнике напечатаны три повести, которые в критике получили название Петербургских (по месту действия сюжетных линий). Сам же Николай Васильевич так их не называл. Однако это словосочетание закрепилось на многие десятилетия, актуально оно и сейчас.

Повести, включенные в собрание сочинений

Проводя анализ "Петербургских повестей" Гоголя, необходимо отметить произведения "Невский проспект", "Портрет" и "Записки сумасшедшего". Хотя этот цикл повестей воспринимается несколько иначе, так как сегодняшнему читателю более привычно включать в него еще несколько творений Николая Васильевича.

Это произведение "Нос", которое впервые было опубликовано в пушкинском журнале "Современник". Еще "Шинель", пришедшая к публике уже в 1842 году, когда автор готовился к изданию первого своего прижизненного цикла сочинений. Делая анализ повести "Вий" Гоголя, "Портрет" и других творений Николая Васильевича, вся читающая Россия уже знала и понимала, что этот писатель преемник Пушкина. Он именно тот литератор, который должен принять от Александра Сергеевича эстафету.

Анализ "Петербургских повестей" Гоголя

Николай Васильевич - человек и писатель трех культур: малороссийской, российской и итальянской. И когда он из своей Полтавщины приезжает в Петербург, он смотрит на этот мир русской столицы глазами гостя и постороннего. Именно поэтому название "Петербургские" в этом цикле повестей означает нечто большее, чем просто место действия.

Все события, описанные в этих замечательных произведениях, очень простые, здесь присутствует много бытовых зарисовок. Однако делая анализ "Петербургских повестей" Гоголя, мы видим, что автор сознательно шел на упрощение сюжета и фактуры. Он придавал этому огромное значение.

По словам самого писателя, чем предмет обыкновеннее, тем больше надо иметь таланта и воображения, чтобы сделать из него нечто неординарное, но в то же время не лишенное истины. А именно это и было для Николая Васильевича важной задачей - подарить читателю не только наслаждение при прочтении своих книг, но и максимально приблизить его к этой истине.

Знаменитое описание исторической части города

Петербург – это место, где сталкиваются противоположности, добро и зло оказываются перемешанными причудливейшим образом. Делая анализ повести Гоголя "Невский проспект", читатель в первую очередь видит ярчайшее, знаменитое описание этой части города. Его легко сопоставить с лирическими изображениями Днепра или украинской ночи из цикла повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Но в самом начале описания присутствует фраза: "Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей…" Делая анализ "Петербургских повестей" Гоголя, на нее необходимо обратить внимание. Слова "бледных" и "чиновных" указывают на то обстоятельство, что Невский проспект – это то место, где человек сталкивается с обманом.

В другой части повествования Николай Васильевич говорит прямо жесткие и страшные слова: "Какой-то демон искрошил весь мир на множество различных кусков и все без толку смешал вместе". Мир Невского проспекта представляет собой образ, лишенный цельности, а нечто демоническое выглядывает из-за каждого поворота.

Сюжетные и идейные линии

Какие идейные линии содержат "Петербургские повести" Гоголя? Анализ повестей говорит о том, что в них очень ярко обозначен мотив соблазна. Например, в "Невском проспекте" один из его героев, художник Пескарев, пойдя вслед за красавицей, вдруг понимает, что ее внешнее очарование вовсе не означает добродетели. Симпатичная мишура не обозначает внутренней сущности.

Поверхностные и глубинные свойства в человеке разобщены. И это очень ярко видно здесь, в центре Петербурга, на Невском проспекте, где каждый час прогуливаются разные люди - то дворники, то высокие чиновники, то беднота. И в этом и состоит та парадоксальная сущность этого средоточия российской столицы.

Сюжетная линия произведения "Нос"

Делая анализ повести Гоголя "Нос", читатель сталкивается с еще более причудливым миром. Здесь речь идет о событиях совершенно невозможных. Нос, отделившись от своего владельца, чиновника, называющего себя майором, начинает разъезжать по улицам. Этот текст очень трудно воспринимать.

Как, допустим, понять такую фразу, как "Нос спрятал подбородок в воротник". Это удивительное свойство гоголевской реальности, которое наводит на очень разные размышления.

Как бы необычно ни выглядела для читателя та жизнь, которую изображают "Петербургские повести" Гоголя, анализ произведений говорит о том, что практически в каждой повести этого цикла присутствует некая притча. В "Носе", например, это реализуется посредством гротеска. Само это слово обозначает нечто фантастическое, комическое, уродливое начало, которое заложено в самой действительности, но не является в явном облике.

Анализ повести Гоголя "Нос" заставляет задуматься, где та мера, которая вынуждает человека почувствовать себя ущербным. Чего нужно лишиться, чтобы перестать себя ощущать самим собою - репутации, родных, карьеры? В произведении "Нос" персонаж, лишившийся этой части тела, теряет свое достоинство, вес в глазах общества, и именно эту ущербность автор и передал посредством гротеска.

Образ маленького человечка

Проведя анализ повести Гоголя "Шинель", читатель немедленно сопоставит образ Акакия Акакиевича с пушкинским станционным смотрителем. Маленький человек – это стержневой герой русской литературы, который появляется потом в очень многих произведениях разных прозаиков.

Небольшой человек – это достаточно сложно устроенная личность. Человек как будто бы превращенный в вещь этим большим городом, который несопоставим с потребностями конкретного персонажа. Он то ли нуждается в сочувствии, то ли является человеком праведным и угнетенным внешней реальностью, которая для него чужая и холодная.

Именно эта метафора является для повести ключевой. А возможно, это просто примитивная личность, которой необходимо простое снисхождение. На самом деле – это простой человек, который нуждается в частичке тепла и внимания, как и все существа, наполняющие мир. И не найдя ее, он, к сожалению, погибает.

Таинственный и величественный город

Не только анализ повести Гоголя "Записки сумасшедшего" приводит читателя к мысли, что Петербург Николая Васильевича – это город, где фантастическое и реальное находятся рядом. В каждом творении автора, находящемся в цикле "Петербургские повести", возможны самые необычные происшествия.

Здесь искатели карьеры и денег сосуществуют рядом с искренними и чистыми людьми. Горячка, сумасшествие и смерть находятся близко от высокого служения искусству, каких-либо добрых качеств человека. Таким открывается писателю подлинный облик этого таинственного и великолепного города.

1830-е годы, когда появились "Петербургские повести", – это вершинная эпоха творчества Гоголя. Затем начинаются уже совсем другие времена. Николай Васильевич сталкивается с различными трудностями, он воспринимается уже как трагическая фигура. А именно в эти годы автор воспринимается как преемник Пушкина, как главный русский писатель, который представляет собой ориентир для всей российской литературы.

Комментарии