Что такое лад и понятие тональностей
Понятие того, что такое лад и тональность, изначально предполагает неразрывную связь с построением гамм и основных нот, которые в них присутствуют. Следует делать разницу между ладом и тональностью, поскольку лад относится к более широкому понятию, из понимания которого следуют принципы построения основных гамм.
Основные лады
Если говорить о том, что такое лад в самом широком понимании этого слова, стоит отметить, что наиболее распространенными считаются мажор и минор. С точки зрения теории музыки, существует достаточно много других разновидностей ладов, в гаммах которых присутствуют повышенные или пониженные ступени. Процесс использования таких операций может приводить к самым неожиданным результатам. Чего стоят только восточные лады, использующие даже не семь основных нот, а целых двенадцать. Просто лад и тональность в данном случае базируются не на полутонах, а на интервалах в четверть тона. Отсюда и всегда узнаваемое звучание восточной музыки. Сам же лад, музыка, гаммы и гармонии связаны между собой неразрывно.
Устойчивые и неустойчивые ноты
В любом ладу и гамме применяется один и тот же принцип, связанный с основными нотами и ступенями. Тут есть понятие устойчивых и неустойчивых нот. Устойчивыми ступенями считаются первая, четвертая и пятая. Все остальные – неустойчивые. Названы они так только потому, что стремятся к разрешению. Так, например, в гамме «до-мажор» вторая нота «ре» стремится к разрешению в ноту «до». Также и нота «си» тоже стремится к разрешению в ноту «до», которая исполняет роль тоники. Соответственно, и другие неустойчивые ноты имеют свои принципы разрешения.
Тональности и принципы их построения
Как известно, существует три основных разновидности тональностей. В этом отношении сказать, что такое лад, можно, исходя из ключевых знаков. Есть всего две тональности, не содержащие знаков в ключе. Это «до-мажор» и «ля-минор». Все остальные тональности и гаммы содержат диезы и бемоли. Отсюда и их названия – диезные и бемольные. Лад, музыка и основные гармонии строятся именно по этому принципу.
Что касается самих принципов построения гамм, то музыкальный лад - это как последовательность нот, сыгранная определенным образом с применением основных или дополнительных знаков альтерации. Естественно, нужно обращать внимание на знаки в ключе, а также на тип исполняемого лада (натуральный, гармонический или мелодический).
Интервалы
В понимании того, что такое лад, одним из ключевых вопросов можно назвать не только использование принципов построения гаммы, но и присутствующие в ней интервалы между всеми ступенями. Все ноты разделяются интервалами, называемыми тонами и полутонами. Сами же интервалы в гамме или ладе строятся с учетом ключевых знаков нотной альтерации. Такой подход характерен абсолютно для всех гамм. По возрастанию интервалы распределяются следующим образом: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима и октава. После октавы следует децима, но в базовом варианте интервалы, расположенные за пределами октавы, не рассматриваются. Все интервалы могут быть чистыми, уменьшенными или увеличенными. Чистыми в своем изначальном виде бывают только кварта, квинта и октава, хотя первые два интервала в виде характерных могут изменяться.
Интервалы, как и ступени гаммы, тоже имеют устойчивость и стремятся к разрешению. На основе интервалов строятся трезвучия и аккорды, у которых разрешение тоже предусмотрено. Как известно, главными в ладу или гамме являются первая, четвертая и пятая ступени, на которых производится построение основных трезвучий и аккордов. При этом не стоить обращать внимания только на них. Используя другие ступени, включая дополнительно повышенные или пониженные в случае гармонических или мелодических гамм, можно найти не менее интересные аккорды или последовательности арпеджио.
Интересными в этом плане выглядят характерные интервалы. Это увеличенная кварта и уменьшенная квинта. На нотном стане обозначаются они по-разному, хотя на слух воспринимаются с абсолютно одинаковым звучанием. Но даже на слух можно определить, какой именно интервал звучит в данный момент, но для этого нужно обратить внимание на разрешение.
В любом случае, как говорится, остается только проявить немного фантазии, чтобы получить уникальный и ни на что не похожий музыкальный материал. В принципе, и теорию музыки очень глубоко для этого знать необязательно.