Двигательными умениями и навыками принято называть... Развитие двигательных навыков у детей
Двигательными умениями и навыками принято называть приобретенную возможность выполнения двигательных действий, которые возникают на основе определенных знаний, опыта и повторений изучаемых элементов.
Двигательное умение
Двигательное умение – это уровень освоения действия, которое сопровождается управлением с помощью мышления. Среди характерных отличий между умением и навыком можно выделить следующие:
- неавтоматизированное управление;
- подсознательный контроль;
- медлительность осуществления действий;
- наличие значительной степени утомления, вследствие неэкономной растраты энергии;
- присутствие относительной расчлененности элементов;
- нестабильность;
- отсутствие прочного запоминания.
Процесс дальнейшего овладения двигательными действиями превращает умение в навык. Таким образом, двигательное умение – это своеобразная степень владения действиями, для совершения которых активно используется мышление. Возможность выполнять новые элементы заключается в наличии таких предпосылок, как необходимый объем знаний о технике выполнения, наличие опыта и достаточная физическая подготовленность. Творческое мышление играет также важную роль в процессах управления движениями.
Основные двигательные навыки характеризуются силой владения техникой, которая выделяется повышенным сосредоточением внимания. Концентрация мышления сосредотачивается на каждом элементе выполняемых действий, входящих в изучаемое движение.
Характеристика умения
Двигательное умение - это, прежде всего большая образовательная ценность, потому как оно обладает главным – активацией творческого мышления, направленной на синтез и анализ каждого движения. С точки зрения физического воспитания умения преследуют различные цели. С одной стороны, они доводят до навыков при необходимости достижения совершенной техники владения действиями. С другой стороны, выработка двигательных умений возможна и без перехода в навыки впоследствии. В этом случае они являются вспомогательным фактором. Например, для усвоения материала школьной программы по физической культуре достаточно усвоения начальных знаний.
Таким образом, умение – это совершенствование двигательных действий, которое при многократном повторении стимулирует активизацию их выполнения. Данный процесс является не чем иным, как переходом умения в навык. Этого можно достичь только при условии постоянного уточнения и корректирования движений. Результатом является устойчивость и слитность каждого выполняемого элемента, а, главное, появление автоматизированного характера управления движением.
Существует две разновидности двигательного умения:
- первый вид выражается в осуществлении целостной активности;
- второй вид подразумевает выполнение отдельных, различных по структуре и сложности движений.
Целостная двигательная деятельность связана напрямую с необходимостью принятия решений спонтанно, например, во время игры или борьбы.
Выполнение раздельных движений, различных по сложности и структуре, постепенно переходит в навык. Данный процесс сопровождается развитием действий со знанием первоначальной техники выполнения, что приводит к постепенному совершенствованию умений. Заученные до автоматизма движения представляют собой большую дидактическую ценность, потому как формируются вследствие активного участия обучаемого и приучают к анализу сущности поставленных задач. Материал любой составленной программы должен осваиваться на уровне умений, так как они являются не только полезными, но и необходимыми.
В дальнейшем процессе освоения двигательных действий на уровне умения с обязательным увеличением числа повторений, запоминания каждого элемента и действия осуществляется более прочно. По мере заучивания и освоения умение постепенно переходит в навык.
Понятие формирования и развития двигательного навыка
Двигательный навык – это определенная степень владения движениями, при условии автоматизации их выполнения. При этом осуществляется минимальный контроль сознания за выполняемыми действиями, так как оно направлено исключительно на контроль над узловыми компонентами каждого элемента: восприятием окружающей обстановки и конечным результатом. Понятие "двигательный навык" заключается, например, в сосредоточении внимания на контроле над скоростью при беге или изменением рельефа при передвижении с помощью лыж. Определяющей и ценной особенностью двигательного навыка является автоматизация управления движениями. Сознание при этом освобождается от надобности постоянного контроля над деталями, что позволяет заострить внимание на результате и условии выполняемых действий.
Развитие двигательных навыков зависит от следующих факторов:
- одаренности – наличия способностей к определенным видам деятельности;
- двигательного опыта – обладания определенными знаниями;
- возраста человека – в детском возрасте освоение движений происходит гораздо быстрее;
- координации – сложная техника движения требует больше времени на обучение;
- профессиональных навыков преподавателя;
- уровня осознанности, активности и наличия мотивации у ученика.
Двигательный навык – это высшая ступень овладения действиями, которая имеет важность в физкультурно-спортивной, учебной, бытовой и трудовой деятельности. Приобретенные возможности могут сохраняться довольно длительное время (на протяжении нескольких лет). Это подтверждается тем, что люди, прекратившие заниматься спортом, могут через несколько лет в точности воспроизвести технику спортивных действий.
Какие бывают навыки
Понятие "двигательный навык" сегодня известно двух типов осознанности выполняемой деятельности. В первую очередь речь идет о технической стороне действий, когда человек учитывает все составляющие элементы движений. Ко второму типу можно отнести этап выполнения, когда элементы уже в какой-то степени освоены. В данном случае осознается в основном только цель, то есть внимание направляется на результат.
Двигательный навык – это возможность выполнять автоматизировано составные части движений при осознании целенаправленной деятельности. Специального направления внимания при этом не требуется. В данном случае активно только сознание, которое влияет на качество выполнения частных действий.
Процессы физического восприятия связаны с формированием двигательных навыков. В зависимости от того, в каких именно условиях происходило их формирование, можно выделить следующие виды навыков:
- несформированные, сформированные;
- старые, молодые;
- сложные, простые;
- комплексные, разрозненные;
- гибкие, шаблонные.
Формирование двигательных навыков
Формирование навыков имеет свои характерные особенности. Для них присуще неравномерность и постепенность развития, показная динамика образования которых представлена графически А.Ц. Пуниным:
- «Отрицательное ускорение» - представляет собой крутой подъем кривой в самом начале обучаемого процесса. Далее подъем становится незначительным вследствие замедления течения обучения. Это означает, что для человека характерно быстрое освоение основы действий, а на детали требуется гораздо больше времени. Подобный тип формирования наблюдается на примере изучения простых двигательных элементов, когда простые движения осваиваются моментально.
- «Положительное ускорение» - формирование двигательных умений и навыков осуществляется с большим трудом вследствие возникновения неточностей и ошибок. Далее нарастание кривой качества резко повышается. Данный вид развития присущ сложным длительным действиям, при которых незаметные внешне качественные изменения впоследствии дают большой скачок.
- «Плато» - формирование навыков стоит на месте. Наблюдается явная задержка в прогрессировании. Возникновение данного процесса двояко: во-первых, это может стать причиной наличия факторов, тормозящих ход усовершенствования (болезни, недостаток физической подготовки), во-вторых, место может иметь изменение структурности определенного навыка (внесение новых приемов в тактику выполнения).
Развитие двигательных умений и навыков происходит с самого детства, поэтому именно для ребенка важным является правильное заложение азов подобных умений. Двигательные навыки и двигательные качества в детском возрасте являются первичным признаком уровня развития малыша. Данные критерии считаются ведущими для оценки общего развития ребенка.
Двигательные навыки у детей
Методы обучения двигательным навыкам должны быть подобраны весьма тщательно. Важно уделить особое внимание физической активности ребенка в возрасте от 3 до 5 лет.
Игровые методы обучения двигательным навыкам позволяют воздействовать не только на мышцы, но и на подсознание ребенка. Это в несколько раз увеличивает эффективность от используемой методики.
Развитие общих навыков для дошкольников
Развитие двигательных навыков у детей дошкольного возраста должно происходить с помощью правильно организованных мероприятий, направленных на активирование мышления, тренировку памяти, проявление инициативы, развитие воображения и самостоятельности. Это способствует формированию не только двигательных навыков, но и патриотизма, интернационализма, коллективизма, стойкости, целеустремленности, смелости и решительности. Двигательные умения и навыки, сформированные у дошкольников, являются фундаментом для совершенствования в будущем. Это позволяет облегчить процессы овладения более сложными движениями и помогает добиться в дальнейшем высоких спортивных результатов.
Умения и навыки, накопленные в детском возрасте, способствуют совершенствованию физических качеств и укреплению здоровья. Это позволяет укрепить организм и овладеть трудовыми действиями. Коллективное выполнение физических упражнений, гармоничность и сплоченность всех действий, выразительность и красота каждого движения, свободное владение всеми частями тела и хорошая осанка – это факторы, развивающие эстетические потребности человека.
Особенности формирования умений и навыков у детей
Двигательными умениями и навыками принято называть развитие деятельности человека теоретического и практического характера. С точки зрения педагогического опыта, подобное формирование двигательных навыков у детей является сложнейшим процессом, на протяжении которого приходится преодолевать массу трудностей. В определенных случаях добиться точности и дифференцированности в выполняемых движениях практически невозможно.
Существует вероятность выработки косных навыков, недостаточно гибких, которые с трудом ребенку удается перенести в новые условия. Для того чтобы разработать рациональные методы обучения детей навыкам, следует предварительно провести углубленные психологические и физиологические исследования, которые должны быть направлены на выявление общих закономерностей образования навыков и возрастных сторон данного процесса.
С педагогической точки зрения, двигательными умениями и навыками принято называть развитие основных движений, эффективностью достижения которого являются содержательные и структурно-функциональные изменения. Ориентированность данного процесса основана на поиске условий, средств и механизмов развивающей среды, способствующей физическому развитию человека с детского возраста.
Недостаток двигательной активности вследствие отсутствия должного уровня навыков существенно влияет на детское здоровье и приводит к аномальным изменениям осанки и деформации стоп. Согласно проведенным исследованиям, около 60% болезней закладывается еще в детстве. Двигательные навыки в любом возрасте выступают в качестве оздоровительного фактора. Это обусловлено тем, что правильный психолого-педагогический подход представляет собой мощнейший оптимизирующий фактор, ведущей стороной эффективности которого является повышение эмоционального и мышечного тонуса.
Двигательными умениями и навыками принято называть двигательную активность в любой форме, составляющую возрастные возможности ребенка и представляющую собой оздоровительный фактор. Этим объясняется высокая эффективность различных форм и методик проведения занятий, в основе которых лежит общее воздействие на детский организм в сочетании с физическими упражнениями.
Совершенствование двигательных навыков и умений
Существует множество средств, с помощью которых можно совершенствовать двигательные навыки и умения у детей.
- систематические физкультурные занятия;
- разнообразные подвижные игры;
- ежедневные экскурсии и прогулки;
- запланированные физкультминутки в процессе учебных занятий;
- физкультурные развлечения и праздники.
К методике развития умений и навыков относится проведение непрерывной, социально-организованной сплоченной работы семьи и дошкольных учреждений. Важную роль в данном процессе занимает целенаправленность, логичность и последовательность использования разнообразных путей развития и формирования физических качеств. К ним можно отнести режим дня, закаливание, физические упражнения, личную гигиену и рациональное питание.
При правильно составленных пунктах обучения можно организовать эффективную методику, включающую в себя все необходимое для развития физических качеств ребенка. Для каждого возрастного периода следует использовать подходящий вариант обучения, чтобы не остановить процесс формирования возможностей ребенка. Принимать обучающие меры раньше положенного срока не рекомендуется, потому что это может стать причиной неправильного восприятия поставленных перед детьми целей.
Теоретические основы формирования двигательных навыков и умений
Двигательными умениями и навыками принято называть, с теоретической точки зрения, мощный биологический стимулятор жизненно важных функций растущего организма. Основной физиологической особенностью ребенка считается потребность в движении, которая является условием для нормального развития и формирования организма в целом. Сегодня актуальность данной темы существенно возросла, что связано с дефицитом движений (гиподинамией). Двигательная активность представляет собой мощный биологический стимулятор жизненных функций организма, потребность в ней составляет основную физиологическую особенность ребенка и является важным условием нормального развития организма.
К важнейшим задачам, определяющим значимость физического воспитания, относятся:
- формирование здорового, закаленного, крепкого, отзывчивого, инициативного и жизнерадостного ребенка;
- развитие автоматизма владения движениями и любви к физическим и спортивным упражнениям;
- увеличение способностей к обучению в общеобразовательных учреждениях;
- развитие активных творческих способностей.
Формирование двигательных умений и навыков осуществляется с самого рождения. С учетом закономерности потенциальных возможностей детей в каждом возрастном периоде теорией физического воспитания человека предусмотрен целый перечень требований, относящихся к научно обоснованной программе общепринятого воспитательно-образовательного комплекса. Усвоение данной программы обеспечивает каждому ребенку должный уровень физической подготовки.