Лужицкие сербы где проживают? Лужицкие сербы (союз племён)

Лужицкие сербы – самый малочисленный этнос из ныне существующих, которые включает в себя славянская группа народов. И в то же время он является прямым потомком одного из самых древних народов Европы - полабских славян, наряду с сербами, хорватами и прочими славянами населяющими сегодня Балканы. Но общее происхождение сербов и их лужицких собратьев можно определить разве что с помощью анализа ДНК. Почему эти братские народы настолько отличаются сегодня? И почему лужицкие сербы, фото которых не свидетельствуют о сильном выделении из немецкого окружения, так пекутся о своей национальной самобытности? Об этом и пойдёт речь в данной статье.

Полабские славяне - древнейший славянский этнос

Полабские славяне имели своё государство, которое основал союз племён: лютичей, бодричей и сербов. Союзы племён - типичный способ организации власти у славян-язычников, напрямую связанный со справляемыми религиозными культами. По объективным причинам такая организация власти не могла устоять против более прогрессивных христианских государств, образованных на территории Европы. Крещеная европейская знать не желала иметь воинствующего соседа-язычника. О воинствующем нраве славян писал ещё античный историк Тацит, который описывал эти народы именно на примере Полабского союза племён.

Первым покусился на славянские земли Полабья ещё Карл Великий. Но местным жителям удалось отбить атаку великого полководца раннего средневековья и продержаться вплоть до 9 века, когда государство союза племён рухнуло под натиском армии одного из предводителей Священной Римской Империи - Генриха I, который по религиозным причинам не желал иметь по соседству не только язычников, но и этнос, который входил в славянский союз племён, поскольку он отверг христианство в его лице. Начиная с Генриха I, все последующие немецкие правители ставили целью тотальную германизацию полабских славян. И надо отдать им должное, у них это неплохо получилось, поскольку лютичи и бодричи германизировались ещё при Генрихе I, и только сербы сохранили свою аутентичность.

Раннефеодальное государство Полабская Сербия

В 7 веке столетние государственные искания полабских славян, одного из племён, входящих в союз, увенчались созданием государства Полабская Сербия, которое расположилось на южных просторах Восточной Германии. В этот период часть сербов переселилась на Балканы, дабы помочь правителю Византии Константину Багрянородному в войне против аварского каганата, на тот момент представляющего реальную угрозу не только для Византии, но и для всей Европы. Сербы совместно с чехами устраивали набеги на аварские укрепления и под началом франкского короля Карла. Впоследствии переселившийся сербский народ основал на балканах государство, известное сегодня как Сербия.

В 10 веке воинствующий Саксонский король Генрих Птицелов положил конец существованию Полабской Сербии, захватив её земли и присоединив их к Саксонскому государству. В результате эта нация, сербы, разделилась.

Государство ободритов-бодричей

В 11 веке, благодаря успешно проведённому восстанию, немцы были изгнаны из полабских земель, и восстановлено сербское государство, получившее название Княжество ободритов-бодричей. Это государство населяли и лужицкие сербы, страна которых была раннефеодальной державой с уверенной вертикалью княжеской власти. При правлении князя Голштака княжеству удалось объединить все полабские земли, включая современный Мекленбург, Шлезвик-Гольштейн и город Любицу, по-немецки Любек.

Голштак для Полабских сербов был как князь Владимир для русичей. Он прекрасно понимал, что притязания германских государств на полабские земли имеют религиозную подоплёку, а потому его державе суждено существовать до очередного крестового похода, если только сербы, религия которых - традиционные языческие культы, не примут христианство. Голштак обратился к уже крещённым на то время чехам и договорился о крещении Полабских земель. Князь ревностно насаждал католицизм среди своих подданных и очень в этом преуспел. Следует отметить, что особого сопротивления христианизации, как, например, в Норвегии или Ирландии, у полабских сербов не было. Это связано с тем, что главный религиозный центр полабского язычества – капище верховного бога Световида, расположенное на островах в Балтийском море, - был уничтожено задолго до образования княжества ободритов-бодричей датчанами. Поэтому всё, что связывало сербов с их языческим прошлым, были обряды и традиции, повторяемые из поколения в поколения, без осознания их сути и природы.

Формирование этноса лужицких сербов

Имея собственное государство, лужицкие сербы (где проживают в большинстве их соотечественники) называли друг друга сербами или сорбами. Немцы же именовали их вендами. В 13 веке, несмотря на христианизацию, государство ободритов-бодричей было разгромлено франко-немецкими крестоносцами, а полабские земли разделили на маркграфства, которые заселяли немецкими крестьянами рыцарями и духовенством. Такое поведение немецких крестоносцев объясняется тем, что захват Иерусалима, как цель крестовых походов, был важен разве что для Папы Римского и его ближайшего окружения. Сами же предводители крестоносцев, не итальянского происхождения, желали, прикрываясь крестным знамением, расширить свои владения. А сами рыцари желали просто награбить себе состояние у других, менее сильных в военном плане государств.

После ликвидации княжества ободритов-бодричей лужицкие сербы окончательно обосновались в Лужице, которая и дала название этому этносу. К лужицким сербам, с этнографической точки зрения, относятся сербы, которые остались в центральной Европе после Балканского переселения, проживающие на землях, расположенных в нынешней северной Баварии и южной Саксонии.

В 1076 году по мирному договору с Чехией Генрих IV пожаловал ей территорию, которую населяют лужицкие сербы, где проживают также и саксонские рыцари со своими крестьянами. Пребывание лужичан под чешским владычеством предопределило дальнейший вектор их развития по другому пути, нежели у балканских сербов. Чехи, как и лужичане, славянский народ, который, собственно, не претендовал на Лужицкие земли, а получил их в дар за мир с Германскими государствами. Поэтому не удивительно, что лужичане приняли присоединение к Чехии как благо, а посему между двумя народами начался активный культурный обмен. Чехи крестили лужичан в католичестве, лужичане переняли у чехов многие элементы национального костюма и традиционной кухни, в частности суп из фрикаделек с варёными яйцами. Влияние чехов коснулось и языка. Поэтому нынешний лужицкий язык относится к западнославянской группе. В то же время первоначальный язык полабских сербов, славяно-сербский, относится к нынешней южнославянской языковой группе.

Влияние Габсбургов и новая волна германизации

Отношения между Чехией и Германией в корне изменились после прихода к власти династии Габсбургов, способствовавших заселению чешских территорий, которые населяют лужицкие сербы (где проживают также немцы), германской знатью. Немцы охотно переселялись на новые земли, ведь им там предоставлялись широкие преференции.

Такая политика Чехии вновь возродила германизацию лужичан, которым становилось всё сложнее сохранять свою самобытность. Для того чтобы занять более выгодное место в обществе, полабским сербам приходилось покидать свою общину и полностью сливаться с основным немецким населением.

Лужица в составе немецких земель

В 17 веке Лужица отошла к Саксонии. Монархи этого государства были ярыми приверженцами абсолютизма, сравнивая себя с великими монархами и самодержцами Европы. Даже после свершения английской и французской буржуазных революций германские государства, а в особенности Саксония, оставались верны классическим традициям роялизма.

Ситуация не поменялась и после образования Немецкой империи в 1871 году. Германские земли был объединены под эгидой единого происхождения и аутентичности великой германской нации на всех немецких землях. В эту концепцию, разумеется, не вписывалась славянская группа народов, которая самим своим существованием напоминала о том, что немцы не являются аутентичной нацией на своих восточных землях.

Лужица в Немецкой Империи и Веймарской Республике

После объединения Германии культура лужицких сербов была в упадке. В Лужице запрещалось обучение на родном языке, использование своей письменности в официальных документах, на городских вывесках и в общественных местах. Лужицкие народные праздники считались рабочими днями. Полабских сербов подвергали трудовой дискриминации. Получить рабочее место среднестатистический лужичанин мог только в том случае, если чисто говорил на немецком языке с саксонским или баварским акцентом. Большинство местных сербов, родным языком которых был лужицкий, говорили по-немецки с непривычным для слуха среднестатистического немца акцентом. Поэтому лужичанину могли отказать в трудоустройстве только по причине не удовлетворяющей работодателя устной речи.

Поражение в Первой мировой войне и провозглашение Веймарской Республики, основанной на демократических принципах, как это ни странно, не улучшило положения, в котором находились лужицкие сербы. Фото людей, населявших Лужицу в те времена, наглядно демонстрируют последствия многовековой германизации. Общественные деятели лужицких сербов неоднократно подавали прошение в Лигу Наций о предоставлении своему народу статуса национального меньшинства в составе немецкого государства, но такие прошения не удовлетворялись. По всей видимости, международная общественность не хотела ещё больше ущемлять национальное самосознание немцев, и без того было униженное наложенными репарациями, оплата которых ложилась на плечи простых граждан. Впрочем, избежать очередного взрыва шовинистических настроений в Германии все равно не удалось, и непризнание лужичан национальным меньшинством на тот момент, возможно, даже сыграло этому этносу на руку.

Лужичане под властью нацистов

Лужицкие сербы являются единственным славянским народом, которому удалось избежать этнических чисток за время существования Третьего Рейха. По всей видимости, этому способствовала помешанность немецких нацистов на теории великих древних цивилизаций и оккультной роли германской нации в современном мире. Нацисты считали немецкий народ прямым потомком великих ариев - народа, населявшего германские земли в древности. Копая в глубь немецкой истории, нацистские учёные не могли скрыть или обойти стороной существования союза племён полабских славян, поэтому пропагандистская машина Гебельса признала народы, проживавшие в средние века к востоку от Эльбы, немцами. В это число вошли и территории, которые испокон веков населяют лужицкие сербы, где проживают и чехи, которые, по мнению нацистов, не подлежали онемечиванию, в отличие от аутентичных жителелй чешских земель.

По мнению Гитлера, лужичане были немцами, говорящими на вендском, то есть лужицком языке. По этой причине полабские славяне, которые открыто не выступали против власти национал-социалистов, пользовались равными правами с немцами. Более того, лужицкие сербы, фото это подтверждает, могли даже надевать свои национальные одежды. Но эти послабления все равно расценивались как пережитки. Поэтому, по большому счёту, на время существования рейха лужичане утратили право на национальную самоидентификацию под страхом причисления к движениям сопротивления, и не воспитывали в национальном духе своих детей.

Лужицкие сербы после окончания Второй мировой войны

После вхождения в Лужицу Красной армии советское руководство признало в лужицких сербах братский славянский народ и всячески содействовало их национальному самоопределению. В то же время, несмотря на многочисленные ходатайства, полабским сербам не предоставили автономии в составе ГДР, но определили как народ, являющийся национальным меньшинством, проживающим в Восточной Германии. В своих трудах Лев Гумилёв называл лужицких сербов реликтовым славянским народом.

Лужицкие сербы сегодня

После объединения Германии в 1989 году вопрос о создании отдельной лужицко-сербской земли в составе ФРГ вновь стал актуальным. Активную позицию в поддержку центральноевропейских славян высказал президент СССР Михаил Сергеевич Горбачёв. Но правительство новой Германии не желало предоставлять лужицким сербам настолько широкую автономию, видимо, опасаясь дальнейшего её попадания под советский военно-политический вектор. Тем не менее полабские славяне получили право обучать своих детей на родном языке, использовать лужицкий язык как официальный на землях своего проживания, публично отмечать свои национальные праздники и выражать свою национальную идентичность другими способами.

Но современные лужицкие сербы, религия которых уже не едина, самоидентифицируют себя по-разному. Длительное пребывание под чешским влиянием в период гуситских войн наложило свой отпечаток на историю этого этноса. Сегодня территория лужицких сербов разделена на Нижнюю и Верхнюю Лужицу. У сербов в каждой из этих территории есть свои особенности языка и традиций, а самое главное, Верхняя Лужица преимущественно католическая, а Нижняя - полностью протестантская.

В то же время население обеих территорий идентифицирует друг друга как полабских славян - выдающийся этнос, входящий в славянскую группу народов. А каждый лужичанин говорит, что его национальность - серб.

Комментарии
-1
Сербиши и сорбы-это одно и то же? В опубликованном мною письме мой родственник назван сербишем.Он был выходцем из Витебской губернии(Латгалии) и имел фамилию Шнигирь(Шнигерь). Спасибо!