Почти в ста километрах от Москвы, на берегу Нары, в месте ее впадения в Оку, раскинулась древняя обитель, которая сделала известным г. Серпухов. Мужской Высоцкий монастырь с благословения Сергия Радонежского в 1374 году основал князь Владимир Храбрый - родственник и сподвижник Димитрия Донского. Обитель высится на холме, окруженная высокими и густыми лесами.
Серпухов
Высоцкий мужской монастырь – не единственное, чем славен этот небольшой городок. Первое упоминание о нем можно найти в духовной грамоте от Ивана Калиты, относящейся к 1339 году. Построенный на окских рубежах как крепость во время длительного противостояния с монголо-татарскими завоевателями, а позже - ставший преградой для польских захватчиков, этот населенный пункт долгое время считался форпостом княжества Московского.
Серпухов славится своей историей: здесь проводили смотры войск Иван IV и Борис Годунов, собирали полки Василий Шуйский и крестьянский предводитель Иван Болотников.
Сегодня здесь действуют мужской православный монастырь и Владычный женский монастырь, а также кафедральный собор в честь Николы Белого и множество храмов. Здесь же находится и единственная на территории нашей страны чудотворная «Неупиваемая чаша». Серпухов ежегодно принимает тысячи паломников и просто людей, которые приезжают, чтобы икона исцелила их от множества недугов и «скорбей», в том числе и от пристрастия к алкоголю.
История основания
Начало устройства монастыря совпало с коренными преобразованиями, начавшимися в Древней Руси после Куликовской битвы. Именно этот период ознаменован временем служения Преподобного Сергия. Высоцкий монастырь в Серпухове был основан в 1374 году, тогда, когда, как свидетельствуют летописцы, князь Владимир начал обустраивать этот населенный пункт. Отгородив его дубовыми стенами, Владимир назначил в нем своего наместника. Тогда же князь обратился к Преподобному Радонежскому с просьбой дать благословение на украшение стольного града святой постройкой. Сергий в то время проживал здесь же, в Серпухове.О том, когда и кем был основан Высоцкий монастырь в Серпухове, подробно повествовала надпись, которая была сделана на внешней стороне церкви, возведенной в честь преподобных Сергия и Афанасия Афонского и существовавшей в ансамбле вплоть до 1967 года. Святой старец прочитал молитву, которую и поныне ежедневно возносят здесь во время богослужения.
Афанасий и стал первым настоятелем святой обители. Его – своего любимого ученика - назначил Преподобный. Название свое монастырь получил от того места, где был построен. Его основали на красивом высоком холме, который в народе именовали «Высокое».
Первый настоятель
Еще во время службы в Свято-Троицкой обители ученик Преподобного Сергия стяжал славу книгописца и ученого мужа, который много трудился во имя возрождения духовных традиций, утраченных Русью за годы татарского пленения. Благодаря этому под его руководством и Высоцкий монастырь в Серпухове приобрел славу как центр византизма.
В 1374 году Никон Радонежский стал первопострижеником в этой святой обители. С течением времени князь Владимир Андреевич построил в монастыре собор, теплую церковь, трапезную, что в то время было большой редкостью.
Историческое значение
Одной из особенностей Высоцкого монастыря считается его пограничное положение: он находился на южных рубежах Московского княжества. Вплоть до XVII века Ока, будучи границей, разделяла русские земли со Степью. Вдоль нее создавались оборонительные линии, которые защищали государство от частых попыток разорительных набегов со стороны неспокойных соседей с юга.
Высоцкий монастырь в Серпухове зачастую использовали как крепость, поэтому он постоянно находился под угрозой уничтожения.
Летопись
В 1382 году хан Золотой орды Тохтамыш, напав на Русь, пытался заставить ее опять выплачивать дань. В ходе войны, наряду с Дмитровом, Ростовом и другими городами, был разрушен и Серпухов, а Высоцкий монастырь опустошен.
Полумирное-полувоенное положение этой святой обители не могло не сказаться на ее жизни. Здесь на долгое время затихла очень активная внутренняя жизнь. С точки зрения ее внешнего благолепия, конец XV – начало XVI века не стали временем ее процветания: мощная ктиторская поддержка сократилась со смертью князя Андрея.
Трудные времена
В эпоху Ивана Грозного хозяйственная жизнь обители снова наладилась. Первый царь трижды посещал Высоцкий монастырь в Серпухове. Его богомолья сопровождались не только богатыми вкладами, но и предоставлением льгот. К 50-м годам XVI века обитель на Высоком обладала 4 погостами, почти 90 деревнями и бором.
Ничуть не меньше жаловал ее и Борис Годунов. Однако царские милости были отведены на второй план перед угрозой нашествия иноземцев. Особенно тяжелым для монастыря стал конец XVI – начало XVII столетий. Именно в это время не только обитель, но и вся серпуховская округа были разорены и сожжены.
Возрождение
Этот период для монастыря начался в 1991 году, когда Священным Синодом было принято решение об обязательном восстановлении монашеской жизни в нем. 10 апреля митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был произведен постриг первых насельников.Архитектура
Главная постройка монастыря - это летний соборный храм, возведенный во имя Зачатия Богородицы. Существующий и ныне, по архитектурным традициям он относится к стилю середины XVI столетия.
Собор построен в форме правильного квадрата. Его двухсветный четверик поставлен на высоком подклете, в кладке которого присутствует основание храма-предшественника, сгоревшего во время очередного нашествия золотоордынцев. К восточной части примыкает алтарный выступ. Эта апсида имеет уникальный граненый внешний вид, украшенный узкими щелевидными оконцами. С трех сторон вокруг собора протянута крытая каменная паперть в два яруса по типу обходной галереи. Разновеликие арки галереи опираются на квадратные массивные столбы.
Изначально вход был устроен с помощью каменных лестниц. Однако к началу XX столетия из них сохранялась лишь одна - расположенная на юго-западном фасаде собора. Нижнюю часть собора когда-то использовали как усыпальницу. В конце XVII – начале XVIII веков средствами Нарышкиных перестроили верхнюю часть собора, изменив своды и наладив четырехскатную кровлю.
Восстановление
Вплоть до конца XX века Высоцкий монастырь в Серпухове пребывал в запустении. И только с 1995 года в нем начали вестись полноценные работы по восстановлению. В сентябре 2001 года, в день памяти преподобного Афанасия, состоялась процедура великого освящения собора. Чин был совершен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в прислужении нескольких архиереев. Именно таким видят его все, кто приезжает посмотреть Серпухов.
Высоцкий монастырь – как доехать
Паломники и туристы приезжают сюда автобусами №3, №8 и №20, отъезжающими от городской привокзальной площади. От остановки до собора две минуты ходьбы. На автомобиле до Серпухова можно доехать сначала по Симферопольскому, а затем по Борисовскому шоссе. На первом перекрестке от светофора нужно повернуть налево на улицу Центральная, затем направо - на Прогонную, а потом на улицу Вторая Московская. От нее до первого большого поворота на Большой Высоцкий переулок всего триста метров.
Чудотворная икона
Монастырь известен тем, что именно здесь находится «Неупиваемая чаша». Серпухов ежегодно принимает тысячи паломников, которые приезжают сюда в надежде, что она поможет избавиться от алкоголизма и табакокурения, наркомании и многих недугов. Изначально эта икона была установлена в местном Владычном женском монастыре, однако впоследствии была утеряна. Существует версия, что ее вместе с другими образами святых сожгли на берегу Нары в годы лихолетья.
В 90-е годы прошлого столетия были написаны две копии-списка этой иконы. Одна из них находится сейчас в Владычном женском монастыре, а вторая - в мужском Высоцком. При этом считается, что обе они равнозначны, поскольку у икон вообще не существует копий, они все имеют одинаковую силу.
Впечатления
Высоцкий монастырь в Серпухове, отзывы о посещении которого свидетельствуют о том, что он - в прекрасном состоянии, не только хорошо отреставрирован, но и выглядит идеально. Именно так считают многие посетители и паломники. На территории монастыря всегда царит безукоризненный порядок. Здесь не всегда бывает много людей, поэтому можно спокойно походить, думая о чем-то личном, посидеть в тиши в храме, помолиться Богу.Паломники мужского пола могут останавливаться в монастыре на трое суток. За каждый день пребывания нужно жертвовать от 280 рублей, и за это можно получить не только ночевку, но и обед и ужин. Тем, кто захочет продлить время нахождения в этой святой обители, нужно будет обратиться к благочинному и получить его благословение. После этого паломник превратится в трудника, который не жертвует денежных средств, зато обязан посильно трудиться в монастыре.