Собор Реймский во Франции: фото, стиль и история. Чем интересен собор в Реймсе?
Реймский собор (Франция) – это не просто шедевр готического зодчества. Помимо ценности артефакта, это здание несет в себе и другое, более важное значение. Некогда в нем принимали коронацию все монархи Франции. Здесь хранилось миро (ароматическое масло), по легенде, посланное самим Богом с небес для крещения и помазания на царство Хлодвига. И хоть Франция давно уже республика, собор является неким символом величия страны и ее славного прошлого. Для ценителей средневековой архитектуры Cathédrale Notre-Dame de Reims также представляет собой немалую ценность. В отличие от Нотр-Дам-де-Пари, в котором смешались разные стили, собор в Реймсе являет собой отличный образец высокой готики. Несмотря на то что здание возводилось целой плеядой сменявших друг друга архитекторов, все части в нем образуют органичное целое. Давайте познакомимся поближе с этим памятником средневекового зодчества, включенным в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Прототип Реймского собора
На месте здания во времена завоевания Римом Галлии располагались термы. Суровая природа Шампани заставила легионеров построить в Реймсе и интересный Форум: в отличие от других городов, он крытый, что позволяло гражданам собираться под защитой стен от дождей и холода. Когда же христианство стало государственной религией, на месте терм был построен первый собор. Реймский епископ, блаженный Никазий, освятил его в честь Богоматери. В конце V века, в 498 году, вождь франков Хлодвиг принял в этом соборе крещение из рук Ремигия. Позже этот переход из язычества в христианство стал ассоциироваться с коронацией. Ведь Хлодвиг I нарекся монархом Франции. В 816 году Людовик Благочестивый также выбрал Реймс местом коронования. Он возглавил всю священную Римскую империю. Чтобы подкрепить свои претензии на власть волей Бога, королевская пропаганда запустила легенду о Святой Стекляннице. Дескать, в момент крещения Хлодвига с небес спустился голубь, неся в клюве пузырек с миром.
Теперешний собор Реймский: история
Золотая легенда о Стекляннице, а также еще одно чудо, совершенное Ремигием (дескать, он, как Христос в Кане Галилейской, превратил воду в вино), укрепили политическое могущество и власть реймских архиепископов. Римская церковь уже тогда претендовала на инвеституру. Чтобы стать легитимным правителем, нужно было пройти коронацию в этом соборе. Здание неоднократно расширялось и перестраивалось. К началу XIII столетия оно являло собой чудесный образец романского зодчества. Но в 1210 году случился пожар, который почти полностью уничтожил собор. Реймский архиепископ Обри де Умбер приказал разобрать руины и уже через год, 6 мая 1211 года, заложил первый камень в строительство нового здания. Над собором, также посвященным Богоматери, архитекторы трудились 64 года. Он возводился, что называется, с нуля. То есть романские постройки были полностью разобраны и не вошли в комплекс.
Архитекторы
Принимая во внимание значимость собора для Французской Короны, для его возведения были приглашены лучшие зодчие того времени. План здания разработал первый архитектор - Жан д’Орбе. По его замыслу это должна быть трехнефная базилика, пересеченная трансептом. Храм следовало украсить семью башенками с островерхими шпилями. И в этом пункте замысел первого архитектора так и не был претворен в жизнь. Сейчас храм венчают только две башни, верхние ярусы которых были завершены в 1427 году. Но они так и не покрылись остроугольными шатрами. Остальные главные архитекторы «с великой заботой и тщанием» (как уверяет летописец) продолжали дело Жана д’Орбе. В 1231 году его сменил Жан ле-Лу, а в 1247 – Гоше Реймский. Большой вклад в постройку совершил Бернар из Суассона, которому принадлежит идея огромной розетки на западном фасаде. Две башни и Галерею Королей создавал в начале XIV века Робер де Куси. Несмотря на долгое строительство и творческие амбиции именитых архитекторов, стиль Реймского собора остался целостным. Лишь западный фасад можно причислить к «пламенеющей готике». Но и он не нарушает каменную симфонию. Ведь общий стиль собора – классическая готика.
Описание
Длина здания – 140 метров, а ширина – почти 30 метров. Таким образом, это самое большое сакральное сооружение Франции, выдержанное в готическом стиле. Однако массивность постройки незаметна из-за множества остроконечных ажурных арок, пирамидальных шпилей, крутых фронтонов. Издалека кажется, будто храм воспаряет в небо. Одна из двух башен служит колокольней. Готический собор в Реймсе, как и другие храмы этого стиля в Страсбурге, Шартре или Кёльне, украшали множество скульптур. Большинство из них, увы, утеряно - Великая французская революция и особенно Первая мировая война оказались суровы к сакральным постройкам Шампани. Однако то, что осталось, можно рассматривать часами. Самой знаменитой скульптурой, ставшей визитной карточкой не только собора, но и всего города Реймс, является «Улыбающийся ангел». Стоит обратить внимание и на фигуру Атланта, который вдохновил В. Гюго на создание образа Квазимодо. Порталы храма украшены сценами коронования Богоматери, Страстей Христовых и Страшного Суда. Галерея Королей представляет собой ряд из 56 гигантских статуй.
Греческое мгновение готической скульптуры
На что советуют обратить внимание специалисты, так это на композицию встречи Марии с Елисаветой. Этот рельеф расположен справа от главного входа. Две женские фигуры так близки к канонам Древней Греции, что это не перестает удивлять искусствоведов. К сожалению, имя гениального скульптора, принимавшего участие в строительстве храма около 1220 года, не сохранилось. Но его гений ощущается и в других статуях и барельефах. Собор в Реймсе украшают удивительные витражи и классические для готики розы. Особенное внимание следует уделить окну северного фасада, которое повествует о сотворении мира.
Значение для Франции
Собор Реймский неоднократно становился ареной важнейших событий для судеб страны. Так, в 1429 году здесь при активном участии Орлеанской девы Жанны д'Арк состоялась коронация Карла VII. Это событие стало переломным в Столетней войне. В XVI веке архиепископ Реймский неизвестным путем получает славянское Евангелие. На кирилличной рукописи, как на таинственных письменах, долгое время присягали все французские короли. Последняя церемония помазания на царствие произошла 29 мая 1825 года. Но период реставрации длился недолго, и вскоре Карл X ушел с политической арены.
Собор и время
Несмотря на то что храм XIII-XIV веков выглядел так, как и сейчас на фото, Реймский собор в какой-то мере является «новоделом». Во время Первой мировой войны знаменитая битва за Марну превратила город в самый центр боевых действий. Собор в результате немецких бомбардировок был разрушен почти полностью. Остатки или фрагменты оригинальных скульптур были перенесены в епископский дворец неподалеку (Palais Du Tau). А над самим собором начались долгие реставрационные работы. Они закончились лишь в 1938 году. Витражи удалось восстановить (при помощи эскизов Марка Шагала) только в 1974-м.