О том, что природа человека сложная, амбивалентная, мы знаем давно. Великий Достоевский не раз говорил о глобальном противостоянии идеала содомского и идеала Мадонны, а полем битвы всегда была душа человеческая. Гениальный Толстой сравнивал людей с реками, воды которых то текут широко и величаво, то бурлят горными порогами, то затягивают водоворотами и омутами, то просвечивают отмелями. И сам человек порой не знает до конца себя, не заглядывает в самые отдаленные уголки своего естества. Пока какие-то жизненные ситуации не выведут его из привычного круга вещей.
Страх убить
Одним из таких потрясений является война. На заре человечества насилие и убийство были явлениями привычными. Но чем больше веков отделяло род людской от их доисторических предков, тем труднее было поднимать оружие на себе подобных. О том, как меняется мироощущение человека на войне, написано немало психологических исследований и произведений художественной литературы. Что в первую очередь должна переживать любая нормальная личность, когда ей в руки дают оружие и приказывают убивать? Ужас по поводу того, что придется лишать кого-то жизни.
Вспомните, как меняется мироощущение человека на войне в романе Шолохова «Тихий Дон»! Когда Григорий Мелехов первый раз проливает кровь врага, в нем все протестует, его внутреннее «я» сопротивляется насилию, и очень долгое время герой ходит сам не свой. Мелехов стоит перед выбором: либо убьет он, либо уничтожат его. Но даже сам факт своей возможной гибели не является для него оправданием. Отсюда первый вывод о том, как меняется мироощущение человека на войне: он начинает отчетливо осознавать хрупкость, беззащитность и великую ценность жизни. Не только своей – жизни вообще, каждого! Поэтому командиры во время боевых действий старались как можно меньше рисковать своими людьми.
А герой еще одного произведения на фронтовую тематику – Федор Васков из «А зори здесь тихие…» Васильева - чувствует свою личную вину и ответственность за каждую девушку-зенитчицу, убитую во время захвата вражеских диверсантов. И еще как меняется мироощущение человека на войне: он совсем иначе, трепетнее и нежнее воспринимает такие привычные в мирное время тишину, состояние безопасности, отсутствие тревоги.
Страх быть убитым
Лев Николаевич Толстой назвал войну самым противоестественным для людей, самым чудовищным занятием. Почему? Потому что само по себе истребление человека человеком – нонсенс, трагическое недоразумение, не имеющее права на существование. Хоть и считается, что человек относится к виду животных, он все же существо разумное, живущее рассудком и эмоциями, а не слепыми инстинктами. А страх быть убитым затмевает разум, толкает на неоправданную жестокость. Каково в этом плане значение войны для человека? Как ни странно, она становится своего рода
лакмусовой бумажкой, при помощи которой проверяется степень зрелости личности. Может ли обуздать солдат свой страх, может ли подавить инстинкт разрушения, остановиться, чтобы пощадить врага, или будет крушить всех и вся в панике, какие еще психологические свойства и нравственные качества проявит – все выявляет война.
Процесс саморазрушения
Не секрет, что участие в боевых действиях порой пробуждает в людях самые низменные, темные, звериные инстинкты. Когда проходит первый шок, когда притупляются ощущения, многие перестают реагировать остро и болезненно на убийства. И более того, переживают даже некую эйфорию от собственной всесильности, вседозволенности. Увы, но многие люди во время войны утрачивают чувство реальности. И потом переживают что-то похожее на психологическую ломку, пытаясь адаптироваться к мирной жизни. Те, кто прошел Афган и Чечню, участники других крупных и мелких локальных конфликтов часто нуждаются в реабилитации не только физической, после ранений, но и душевной, моральной. Ибо психические травмы врачуются куда дольше и сложнее!
Взлет подвига
Война – это не только проверка человека на человечность, но и на личное мужество, самопожертвование, волю и силу духа. Почему в одних и тех же условиях одни становятся героями, а другие - предателями, какова природа подвига – такие вопросы задают авторы произведений на военную тему. Однозначных ответов, конечно, нет. Но многое зависит от самого человека, его нравственных правил и установок. От мотивации – почему, за что, ради чего берется в руки оружие и идет человек на риск. Если превыше всего желание сохранить себя, свою жизнь – делается шаг в сторону предательства. Если на первом месте стоят желание защитить родину, дом, родных, товарищей – человек совершает шаг в бессмертие.