Ковен - это что? Ковен ведьм. Ковен ведьм в России

Россия сегодня переживает интересный период ренессанса языческой духовности. Конечно же, наиболее ярко о себе заявляют представители реконструированного славянского язычества – союзы различных родноверческих общин. Однако на их фоне все больше распространяются идеи и иных неоязыческих культов. Все чаще, например, говорят о викке – специфической религии ведьм, которая представлена в нашей стране несколькими общинами, множеством одиночных практиков и массой симпатизирующих, в основном среди молодежи.

Религия викка

Викка – религия неоязыческой ориентации с большим акцентом на магическую практику. Ее духовность основана на почитании природы, персонифицированной в лице Великой Богини-Матери. Часто ей сопутствует соподчиненный, а порою и равный, Рогатый бог, соотносимый с Рогатым богом архаичных культов. По этим причинам многие виккане часто заявляют о том, что викка - современная преемница (порою утверждается, что и прямая продолжательница, вышедшая из катакомб) культа Богини-Матери древних племен первобытного общества. Таким образом, они заявляют, что являются адептами старейшей в истории мира религии.

Возникновение викки и первый ковен ведьм

Историческая ценность аргументов в пользу древности викки невысока. Официальная дата рождения этого учения – 1954 год, хотя, конечно же, многие ее идеи витали в воздухе эзотерического мира задолго до этого. Справедливо будет отметить и то, что в своей теологии и практике виккане действительно отчасти реконструируют некие идеи и формы доисторических культов, в то же время активно синтезируя их с античными, средневековыми и современными традициями. Популяризатором викки был Джеральд Гарднер, с чьим именем связан и первый викканский ковен ведьм – Нью Форест, дислоцирующийся в Англии.

Течения викки

Викканская теология не связана строгим догматическим вероучением. Приоритетным для нее остается почитание женственности в лице Богини, чаще всего триединой Матери, соотносимой с природой. Конкретное же содержание и осмысление викканской духовности отличается от общины к общине. Наиболее традиционными считаются направления Джеральда Гарднера и Алекса Сандерса – гарднерианская и александрийская традиции соответственно. На их фоне активно развиваются фейская, дианическая, кельтская и другие ветви, которые объединяют как солитари – одиночных практиков, так и ковены – организованные общины.

Организация викканских общин

Локальное объединение ведьм в викке называется кругом или ковеном. Ковен - это, по сути, община верующих виккан. Как правило, такие объединения административно независимы от других себе подобных групп (даже в границах одной традиции). Они представляют собой единственную составляющую ячейку викканского сообщества, наравне с которыми присутствует множество энтузиастов, исповедующих и практикующих викку в одиночку.

Разница между ковеном и кругом в викке

Иногда можно встретить разграничение понятий «круг» и «ковен» в викке. По одному из объяснений, ковен - это вся совокупность верующих виккан, локально объединенных в одну общину. В него входят жрицы, жрецы, практикующие инициированные члены и ученики, которые только готовятся к посвящению. Круг же объединяет в себе только внутреннее ядро прошедших обучение и посвящение полноценных членов ковена. Но надо заметить, что не все придерживаются такой интерпретации понятий, вводя иные системы дифференциации.

Первый викканский ковен ведьм в России

В России термин «ковен» также получил распространение с развитием викки. Произошло это довольно поздно (по сравнению с США и Европой, где викка в начале XXI века была уже привычной традиционной религией). После того как на территории постсоветского пространства появились первые практики-одиночки, постепенно стало формироваться сообщество, внутри которого начали оформляться организованные общины. Наконец, первый ковен ведьм в России был официально зарегистрирован властями республики Удмуртия в Ижевске. Назывался он Ковеном Ивовой лощины. На сегодняшний день существует Союз виккан России, под патронатом которого действует множество других организованных групп виккан. Основные из них - и, к слову, самые многочисленные - располагаются в... Москве и Санкт-Петербурге!

Структура ковена

Структура ковена носит условно-иерархический характер. Иерархический принцип выражен в том, что ведущая ритуальная и административная роль сосредоточены в руках верховной жрицы ковена. Если же наравне с богиней воздают почести богу, то часто управление общиной со жрицей разделяет жрец. Они, соответственно, олицетворяют божественные силы богини и бога. Условность же иерархичности заключается в том, что, во-первых, не во всех ковенах принята подобная схема организации – некоторые ратуют за абсолютное равноправие и выборность верховных жрицы и жреца в каждом конкретном ритуале. Во-вторых, многие группы, даже имеющие постоянных верховных ведьм, отнюдь не спешат делегировать им административные полномочия над собой.

Этим викка отличается от многих других более старых религий, чьим признаком является четко определенная структура иерархии и управления. Поскольку рассматриваемому нами течению в принципе чужд принцип централизации по административному или сакраментальному признаку, и каждый ковен - это независимая от других виккан группа, то и разработанная иерархическая структура является для этой религии излишней. Во всяком случае, если она и присутствует в каких-либо общинах, то скорее в качестве исключения из правил.

Ковены ведьм вне викки

Хотя слово «ковен» сегодня чаще всего употребляется в связке с викканской религией, оно не является викканским изначально. Вообще в английском языке ковен - это любая организованная группа ведьм и колдунов, либо даже просто сообщество ведьм, собирающееся для проведения колдовских праздников и ритуалов, известных как шабаши. Поэтому ковеном, по сути, является любая организованная в ритуальных целях группа лиц, позиционирующих себя в качестве ведьм. Далее обсудим, как и когда появился этот термин.

Этимология слова «ковен»

Термин сей происходит от латинского глагола convenire, что переводится просто как «собрание». Однако в английском он приобрел дополнительное значение - «мираж». Праиндоевропейская основа этого слова, как считается, отражала идею принадлежности человека к магии. От этого произошло, в частности, английское слово witch - «ведьма».

История термина «ковен»

История термина уходит корнями в Средневековье. Судя по имеющимся историческим и литературным данным, это слово очень рано стало наделяться особым ритуальным оттенком. Так, например, его зачастую применяли для обозначения собрания из тринадцати человек – не больше и не меньше. Упоминания слова «ковен» в таком ключе известны уже с двенадцатого века. Несколько позже, когда Европу захватила волна охоты на ведьм, это понятие стало применяться в качестве рабочего термина для обозначения подпольной организации ведьм и колдунов.

Некоторые выдающиеся личности средних веков, определяя ковены как колдовские сообщества, не обходили стороной и второе значение этого слова. Что имеется в виду? По их мнению, ковены ведьм и организованные шабаши не существовали на самом деле, а являлись миражами, созданными дьявольскими силами для того, чтобы ввести людей в заблуждение. Такой точки зрения придерживался, например, епископ Шартра Иоанн Солсберийский.

С течением времени, однако, вера в реальность ночных колдовских сборищ крепла, как в народе, так и в высших слоях светской и духовной власти. Люди стали всерьез говорить о подпольных ковенах ведьм, а гражданские и церковные суды стали уделять особе внимание делам, касающихся их разоблачения. Начал формироваться корпус свидетельских показаний, а вслед за ними и признаний уличенных в колдовстве людей. Самый старый из подобного рода документов Европы относится к первой четверти четырнадцатого века. В нем упоминается ирландский ковен из тринадцати ведьм, возглавляемый Алисой Кителер. Это было первое дело в Ирландии, в процессе которого по обвинению в колдовстве сожгли человека.

Несколько позже, начиная с шестнадцатого века, принадлежность к тайным организациям ведьм была обычным пунктом обвинения любого инквизитора. Ковена при этом могло и вовсе не существовать, но это обвинение было стандартным, потому что чаще всего предполагалось, что ведьма действует в сговоре с группой других лиц, связанных договором с дьяволом.

К восемнадцатому веку, когда ведовские процессы в Англии поутихли, фигурирование термина «ковен» в юридической практике сошло на нет. Примерно в то же время начинает набирать силу процесс популяризации оккультизма, пик которого пришелся на век девятнадцатый. А уже в двадцатом столетии, когда заговорили о возрождении ведьм, понятие ковена снова вошло в оборот. Наконец, группа членов магического ордена Золотой Зари, во главе с уже упоминавшимся Джеральдом Гарднером, вступила в альянс с несколькими исследователями фольклора и практикующими ведовство в рамках некой семейной традиции, образовав тем самым ковен «Новый Лес». В конечном итоге это привело к всплеску интереса к европейской ведовской традиции. Хотя, справедливости ради, нужно отметить факт, что не все историки склонны доверять рассказам Гарднера о появлении этого собрания. Некоторые утверждали, что он его просто выдумал.

Ковен северных ведьм в России как пример коммерциализации понятия «ковен»

На фоне распространения викки и ведьмовских организаций термин «ковен» становится все популярнее и в медиапространстве. Не избежала участи профанации этого религиозного термина и Россия, где в последнее время о себе дали знать ряд сомнительных организаций, именующих себя данным термином. Например «Ковен северных ведьм». Причины этого просты. Не секрет, что в нашей стране после падения железного занавеса успел сформироваться достаточно пестрый рынок ритуальных и духовных услуг, который является коммерческим отражением религиозных и эзотерических брожений в умах граждан. Сегодня наблюдается медленный, но верный апгрейд уже сформировавшейся ведьмовской культуры в особую ведьмовскую философию, эстетику и даже религию. Причем последнее относится не только к викке. Разумеется, в коммерческом пространстве рикошетом появились организации, именующие себя ковенами и предлагающие всем желающим свои услуги за некоторое вознаграждение. Ярким образчиком такого рода организации является один питерский ковен ведьм. Бантеева Наталья – его основатель и руководитель – победительница девятого сезона битвы экстрасенсов, что само по себе должно настораживать, учитывая постановочный характер этого телешоу. После своей феерической победы Наталья Бантеева не растерялась и собрала под свой протекторат несколько человек, которые и образовали так называемый Северный ковен ведьм. Коммерческая деятельность этого сообщества сосредоточена в центре развития личности «Проснись», который имеет форму классического бюро услуг с эзотерическим уклоном. Показной и бизнес-ориентированный характер деятельности (гастрольные туры по стране; пресс-конференции; платные услуги, поставленные на поток и пр.) ставит в двусмысленное положение этот ковен ведьм. Бантеева Наталья позиционирует себя как сильнейшего экстрасенса в России, но, вероятнее всего, это лишь маркетинговый ход, направленный на пиар и привлечение клиентов. К сожалению, есть основания полагать, что во многих других организациях эзотерического и духовного пространства России деятельность осуществляется также не за идею, а за прибыль.

Ведьмовские ковены в искусстве

С точки зрения искусства, наибольшую роль в популяризации колдовских ковенов сыграл кинематограф. В числе прочих его плодов - знаменитый сериал «Американская история ужасов». «Ковен» – название его третьего сезона, целиком посвященного ведьмам Нового Орлеана. Также стоит отметить культовый сериал «Зачарованные», повествующий о группе трех потомственных ведьм-сестер. Формат викканского ковена был освещен в сериале о вампирах «Настоящая кровь». А напоследок можно вспомнить «Салем». Это еще один современный сериал. Ковен ведьм в нем противостоит церковному и гражданскому суду. Фильм основан на реальных событиях салемских ведовских процессов.

Комментарии