ВДНХ - метро. Станция метро "ВДНХ"
Московский Метрополитен, являясь основным общественным транспортным узлом столицы, несет в себе еще несколько функций. Кроме мощного средства защиты населения и выполнения операций по общегражданской обороне города, московское метро также очень ценный культурный памятник нашей страны, наглядно демонстрирующий историю развития и этапы становления общества.
Главная выставка СССР
Выставка достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР) получила такое название в 1959 году. Изначально ее название звучало как «Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка». Комплекс был открыт в Москве в 1939 году на обширной территории между Главным ботаническим садом и Останкинским парком отдыха и работал до 1941 года. После войны экспозиция открылась лишь в 1954 году, а в 1992 была переименована во Всероссийский Выставочный Центр (ВВЦ). В довоенные годы подобная выставка проводилась на Воробьевых горах и с 1923 года именовалась «Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка».
За год до переименования в ВДНХ метро открыло свои двери посетителям комплекса, сделав его намного ближе к народу в прямом смысле этого слова. К территории ВДНХ также относятся памятник «Рабочий и Колхозница», скульптора Веры Мухиной, фонтаны «Дружбы народов СССР» и «Каменный цветок», 14 фонтанов центральной аллеи, три элегантных арки Центрального, Главного и Южного входов, а также порядка девяноста павильонов построенных на площади выставочного комплекса.
Как назвать?
Станция метро «ВДНХ» была запущена 1 мая 1958 года как конечная станция Рижского радиуса «Проспект мира» - «ВСХВ». До присвоения выставке нового названия в течение года станция называлась аналогично расположенному над ней выставочному комплексу – «ВСХВ». В 1992 году, после переименования ВДНХ в ВВЦ, было предложено также изменить название станции, но от воплощения этого проекта в жизнь отказались. Не получили выход в свет и другие проекты по присвоению новых имен станции: «Выставочная», «Ростокино», «Космическая» - эти названия навсегда остались на бумаге.
Оранжевая ветка
Рижский радиус, запущенный в 1958 году, состоял всего из четырех станций: «Ботанический сад» (нынешняя «Проспект Мира»), «Рижская», «Мир» (она же «Щербаковская» и «Алексеевская») и «ВСХВ» (теперь «ВДНХ»). Как добраться на метро до центра города или до выставки союзного масштаба, с этого времени перестало быть проблемой. Ранее это можно было сделать только на наземном транспорте столицы.
Спустя четыре года, в 1962 году, в работу был запущен Калужский радиус ветки. Он соединял центральную часть Москвы с новостройками на юго-западе и тянулся до станции «Новые Черемушки». Примечательно, что станцию «Шаболовская», пустили в эксплуатацию лишь в 1980 году, хотя она и была учтена в проекте изначально. Станция «Калужская» в первое время располагалась в депо (Тяговая часть номер пять «Калужское»). В 1974 году ее закрыли, пустив в строй новую одноименную платформу.
Развитие линии
Совместили два направления в 1972 году, по названию каждого из бывших радиусов присвоили вновь образованной полноценной ветке имя «Калужско-Рижская линия». В 1978 году линию продлили, доведя до станции «Медведково», четвертой станции на север от «ВДНХ». Метро в Москве развивается ежегодно, окутывая паутиной своих подземных перегонов все новые и новые районы столицы. В восьмидесятых линию потянули на юго-запад и в 1990 году открыли конечную станцию «Битцевский парк» (теперь «Новоясеневская») с оборотными тупиками. В 2014 её сделали пересадочной, предоставив пассажирам возможность трансфера на линию легкого метро Л1.
Гордость нации
Несмотря на свое советское происхождение, название станции до сих пор является синонимом гордого слова Москва. ВДНХ, метро рядом с ней, огромной выставочной площадкой Советского союза, гостиница «Космос», а также небезызвестный монумент «Рабочий и Колхозница» - навсегда останутся символом развитого социализма в пределах столицы нашего государства. На сегодняшний день эта станция уже не просто остановочный пункт одной из московских веток метро. Это также исторический памятник, демонстрирующий архитектурную и инженерную мощь того времени.
Оформление станции
«ВНДХ» - станция глубокого заложения. Подземный уровень в минус пятьдесят три с половиной метра делает ее одной из самых глубоких станций московского метрополитена. Трехсводчатая конструкция станции имеет в длину девять пилонов (всего восемнадцать). Особым декорационным украшением платформа похвастаться не может, так как возводили ее в годы серьезной экономии. Изначально планировалось оформить навершие пилонов зеленым орнаметном, обрамленным позолотой на тему мотивов флорентийской мозаики. Для этой работы даже был специально приглашен художник Владимир Андреевич Фаворский.
Спустя некоторое время он создал особый рисунок для станции «ВДНХ». Метро пятидесятых годов отличало непохожесть оформления каждой станции. Да и самих остановок в то время было немного. Буквально недавно закончилась война, основные силы трудящихся были брошены на восстановление хозяйства страны. Однако к созданию интерьера столичной подземки подходили обстоятельно. Не обошли стороной и «ВДНХ». Переплетение дубовых листьев и лент органично украсило первый пилон возводимой станции. Однако дефицит и экономия взяли свое. Мозаику заштукатурили и закрасили зеленой краской не только первую из опорных конструкций, но и каждую из опор.
В область и не только
В настоящее время эта подземная станция - один из самых загруженных пересадочных узлов московского региона. Немалую роль в этом играет то, что расположено рядом с территорией огромного выставочного комплекса «ВДНХ» метро.
Карта московской системы скоростного транспорта города не отражает и не передает всей полноты и масштаба ежедневных пассажиропотоков, проходящих через станцию. Наличие пригородного транспортно-пересадочного узла добавляет значительную часть людей, использующих «ВДНХ» для того, чтобы попасть в метро утром и покинуть его после окончания рабочего дня, добираясь до дома. Мытищи, Королев, Сергиев Посад, Пушкино, Ивантеевка, Лесные поляны – вот не полный список подмосковных городов, до и от которых можно добраться автобусным сообщением ТПУ на «ВДНХ». Метро Москвы при этом служит логичным продолжением транспортной артерии как в центр столицы, так и в обратную от него сторону.
Не стоить забывать и о жителях близлежащих районов, куда московский метрополитен еще не успел закинуть свои ветвящиеся сети. Останкинский, Ростокино, Марьина Роща, Ярославский район – большинство из проживающих здесь людей пользуются станцией «ВДНХ» для того, чтобы добраться до работы или в центр столицы. Бесплатные автобусы до крупных торговых центров, таких как «Золотой Вавилон» в Ростокино или «XL» в подмосковных Мытищах, также вносят свою лепту в увеличение загрузки станции. Потенциальных посетителей торгово-развлекательных галерей со всех округов Москвы привлекает возможность бесплатного проезда на наземном транспорте до места шопинга.
Выход со станции
До середины 1997 года функционировал единственный Северный наземный вестибюль в форме ротонды, открытый ещё в 1958 году. Однако его пропускной способности явно не хватало для того, чтобы справляться с ежедневно увеличивающейся загрузкой станции метро «ВДНХ». Выходы на обе стороны Проспекта Мира были открыты 25 августа 1997 года. Южный вестибюль выводит пассажиров в подземный переход под автомагистралью и предлагает подняться на поверхность со стороны аллеи Космонавтов, либо со стороны Храма Тихвинской Иконы Божьей Матери в Алексеевском.
В июне 2013 почти на год был закрыт Северный вестибюль для ремонта отслуживших свое и уже изрядно износившихся эскалаторов. Новые подъемные механизмы вступили в строй 1 июня 2014 года. Современные устройства обладают не только повышенной пропускной способностью, но и отвечают всем нормам безопасности ISO9001-2011.
В заключение
Станция метро «ВДНХ» была и остается символом развития и историческим памятником в сердцах россиян. Через ее подземные своды ежедневно проходят туристические экскурсии по московскому метро для иностранных путешественников. Более 150 000 человек ежедневно вступает на холодный гранит ее владений. Станция была увековечена во многих литературных произведениях, например, в романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033» как «последний оплот культуры и северный форпост цивилизации Калужско-рижской линии».