Анализ стихотворения Пушкина "Деревня": идейное содержание, композиция, средства ыразительности
Стихотворения о России занимают довольно обширную нишу в творчестве А. С. Пушкина. Особое внимание поэт уделял деревне, быту крестьян, красоте русской природы. Произведение Пушкина "Деревня" является образцом подобного рода лирики. В нем автор затрагивает множество современных ему проблем.
История создания
Как известно, Пушкин был дружен с декабристами. Он посещал тайные кружки и собрания, самыми активными участниками которых были Чаадаев, Бестужев, Пущин. Это увлечение могло стоить Пушкину ссылки в Сибирь. Однако за свою вольнолюбивую лирику автор поплатился лишь отправкой на Кавказ (в Южную ссылку), а впоследствии поселением в своем родном имении Михайловское. Стих "Деревня" Пушкин написал еще до ссылки, когда в 1819 году приехал из Петербурга погостить в Михайловское. В нем отчетливо звучит одна из самых важных тем передовых авторов того времени - отмена крепостничества, гнет царской власти.
Тематика, проблематика, идейное содержание
Анализ стихотворения Пушкина "Деревня" показывает, что его смысл многослоен. Стих довольно большой по объему, благодаря этому Пушкин смог раскрыть в нем сразу несколько тем.
Во-первых, он говорит о красоте русской деревни. Автор желает показать, насколько прекрасны и живописны просторы нашей страны. Он, не скрывая, любуется также и народом, его бытом.
Во-вторых, автор говорит об уединении и его пользе. По мнению Пушкина, в селе лучше писать и творить, ведь там даже дышится свободнее. Пушкин восхищается тем, что в Михайловском он может полностью погрузиться в думы и творчество, ведь здесь нет беготни, суеты, роптанья.
В-третьих, поэт поднимает проблему крепостничества. Барство, нищета, приниженное положение крестьян - вот, что еще увидел в сельской местности Пушкин. "Деревня" - стихотворение, построенное на контрасте.
Композиция произведения
Анализ стихотворения Пушкина "Деревня" получится не совсем полным без рассмотрения его построения. Логически текст делится на две части. В первой Пушкин радуется тому, что наконец попал в "приют спокойствия, трудов и вдохновенья". Во второй же он возмущен тем, что в нем царит "барство дикое, без чувства, без закона". Таким образом, стих строится на антитезе, позволяющей автору выразить свою основную мысль. Россия - прекрасная страна, в которой есть все, но нет правильного политического и социального устройства, в котором каждый человек имел бы право на развитие, на образование и достойное существование.
Подобные мысли мы можем встретить у многих поэтов. К примеру, у Лермонтова: "люблю Отчизну я, но странною любовью...". Здесь Лермонтов также выражает свою любовь к Родине, к ее просторам и красотам, но он удручен тем, что происходит в государстве. То же мы видим и у Блока в стихотворении "Россия", где автор открыто называет страну нищей.
Анализ стихотворения Пушкина "Деревня" по частям
Необходимо проследить, как меняется настроение произведения от одной части к другой, какими поэтическими средствами пользуется автор.
Часть первая
Итак, первая часть произведения очень лирична. Для того чтобы передать красоту деревенской природы, автор прибегает к различным средствам выразительности. В самых первых строках мы видим перифразу. Ведь Пушкин так и не употребил слово "деревня", назвав ее "тихим уголком". Перифразу мы видим и позже. Светскую жизнь в Петербурге, балы и салоны автор назвал "порочным двором Цирцеи". Этим Пушкин продолжает традицию 18 века, в которой принято было привлекать образы из античной мифологии. Употребляя такое сравнение, автор демонстрирует, что светская, городская жизнь легко заманивает людей в свои сети, время там летит быстро, как в замке Цирцеи, человек даже не замечает, как бесполезно протекает его жизнь. Описывая пейзаж, автор прибегает к таким эпитетам, как "светлый", "лазурный", "крылатый". Видно, с какой нежностью относится ко всем деталям Пушкин. "Деревня" - стихотворение, которое содержит только то, что, по его мнению, является характерным для нашей страны. А это сады, луга, овины и мельницы, поля, нивы и холмы.
Но уже в первой части звучит мысль о том, что автор не просто рад уединению, что его творческие думы не дремлют, он жаждет действия, он хочет донести мысль до читателей, хочет привлечь внимание к проблеме, о которой речь пойдет во второй части стиха.
Часть вторая
"Ужасная" мысль не дает лирическому герою наслаждаться всей красотой и спокойствием. Мысль о том, что этот край не просто уединенный, но он еще и заброшенный, дикий, невежественный. Здесь царит барство. Однако анализ стихотворения Пушкина "Деревня" позволяет говорить о том, что за этим словом маскируется еще и рабство, о котором двумя строками ниже скажет поэт. Пушкин не особо боится преследований и гонений, ведь произведение звучит очень резко и остро. Автор говорит обо всем: о труде без прав и привилегий, о самодурстве, о злобе, называя дворян "злодеями", намекая на то, что многие крестьянские девушки становились жертвами аморальных помещиков, о жестокости.
Значение финальных строк
Однако считает ли Пушкин, что у России нет шансов на более светлое будущее и что она обречена на вечное неравенство? В конце поэт напрямую обращается к своему народу. Он сожалеет о том, что ему не удается "зажечь" сердца людей, что его дар пропадает напрасно. Очень эмоционально и ярко звучит концовка стихотворения. Риторические вопросы и восклицания задают интонацию, создавая необходимую атмосферу. Свой стих "Деревня" Пушкин не позиционирует как открытый призыв к революции. Он верит, что рабство будет свержено "по манию царя". В этом и есть особенность лирики автора, который не желал насильственного разрушения существующего строя, не желал, чтобы в стране началась разруха (как это случилось в начале 20 века). Он взывал прежде всего к мудрости правителя, за что и был отправлен в ссылку.
Итак, крепостное право - одна из главных тем, к которым обращался А. С. Пушкин. "Деревня" (год написания - 1819) являет собой образец вольнолюбивой лирики, в которой поэт выражает свое недовольство угнетенным положением народа. Но в то же время он гордится своей Родиной, которая может похвастаться красотой и богатствами, традициями и историей, силой и духовным совершенством народа.