Тафта – ткань изысканная, благородная и дорогая
Тафта – ткань, эффектно демонстрировавшая на протяжении столетий богатство и высокое социальное положение своих владельцев. Из этого жесткого и плотного материала, изготавливаемого в прежние времена только вручную из натурального шелка, шили роскошные вечерние туалеты с пышными и объемными силуэтами, а также украшали ею интерьеры богатых особняков и дворцов.
Почему так называется?
Произошло название «тафта» от персидского слова tæfɨtə, означающего «ткань» или «сотканное». По мнению ученых, именно в Персии впервые стала производиться тафта - ткань, фото которой представлено ниже. Однако точное время и место ее появления установить сегодня невозможно.
Существует гипотеза, что первоначально этот материал изготавливали в Персии из привозного китайского или индийского сырья.
Немного истории
Благодаря Великому Шелковому пути, персидская тафта - ткань красивая и богато украшенная - попала сначала в южные области Европы, а затем распространилась и в другие регионы. Из этого материала, очень дорогого в то время, шили костюмы и платья для придворной знати. Византия стала первым европейским государством, наладившим собственное производство тафты. В XIV веке центр по изготовлению этой ткани переместился в Италию, а в дальнейшем полотно распространилось в Испанию, Францию, Германию и другие государства. Несмотря на то что ткань больше не импортировалась из восточных стран, цена ее оставалась довольно высокой, так как и сырье и красители были привозными и стоили очень дорого.
Тафта в России
В нашу страну это материал попал, как предполагают историки, в XV веке из Византии. Тафта - ткань, полюбившаяся как русской знати, так и духовенству. Из нее шили как светские платья и кафтаны, так и парадные облачения для религиозных служителей. В XVII столетии этот материал по-прежнему был очень дорогим и использовался только для отделки нарядов знати, высшего духовенства и изготовления рейтарских знамен отборных полков.
Виды
Тафта – ткань полотняного переплетения, тонкая и гладкая, с красивым переливчатым блеском. Раньше ее изготавливали только из натурального шелка, однако сегодня делают из разных материалов, обладающих различными свойствами. Все существующие виды тафты можно подразделить на три группы:
- изготавливаемые из натуральных волокон (хлопковая и шелковая);
- производимые из синтетических материалов (ацетатная и вискозная);
- смесовые, при создании которых используются - в различных пропорциях - как искусственные, так и натуральные волокна.
Самыми дорогими являются натуральные ткани, из которых шьются изысканные дамские туалеты, так как они обладают прекрасными потребительскими качествами, такими как экологичность, износостойкость, гигроскопичность и гипоаллергенность. А вот современная ткань (тафта) для штор - как правило, искусственная или смесовая, что обусловлено красивым и изысканным внешним видом при довольно низкой цене.
По способу окраски выделяют тафту:
- из заранее окрашенной пряжи;
- крашеную «куском» после изготовленияТакже современная тафта может иметь различные фактуры: гладкую, набивную, жатую.
Тафта, окрашенная после изготовления, более мягкая, и ее используют для пошива подкладок и различных декоративных украшений интерьера. Полотно, сотканное из заранее выкрашенной пряжи, более жесткое, и из него шьют корсеты, бальные и вечерние платья.
Модельеры и высококлассные портные различают, в зависимости от плотности, несколько видов этого материала. Например, гроденапль, люстрин, тафта-атлас, пу-де-суа и другие.
Достоинства и недостатки
Как уже говорилось, основные характеристики материала зависят от исходного сырья, из которого произведена ткань, но есть ряд свойств, как положительных, так и отрицательных, характерных для любого вида тафты.
К достоинствам можно отнести:
1. Красивая ткань, обладающая характерным глянцевым блеском с переливом.
2. Прекрасно держит форму и отлично драпируется.
3. Длительный срок службы. При соответствующем уходе любая ткань (портьерная тафта не является исключением) прослужит не один десяток лет.
4. Высокая прочность.
5. Гигроскопичность (способность отталкивать воду) благодаря плотному переплетению нитей.
Как и у большинства материалов, у тафты есть свои недостатки:
- сильно мнется и может образовывать трудно разглаживаемые складки и заломы;
- осыпается при раскрое;
- дает усадку при стирке в горячей воде.
Как ее делают?
Если раньше тафту (или, как ее еще называют, тафету) изготавливали методом самого древнего известного человечеству переплетения – полотняного (уток-основа), и только вручную, то сегодня специальные станки позволяют выпускать этот материал в промышленных масштабах. Для производства такой ткани используют сухие, тонкие и плотные скрученные натуральные или искусственные нити.