«Философия Христа» Эразма Роттердамского: основные идеи

Учение Эразма Роттердамского является примером так называемого заальпийского гуманизма. Многие полагают, что термин «Возрождение» можно относить к Северной Европе только с большой долей условности. В любом случае это направление не очень было похоже на итальянский Ренессанс. Гуманисты Северной Европы пытались не столько возродить традиции античности, сколько понять, в чем суть христианства. Большинство свободного времени они штудировали не Платона и Аристотеля, но Библию. Поэтому для «заальпийского Возрождения» характерны черты другого явления – Реформации. Но большинство представителей этого Северного Ренессанса (как, к примеру, гуманист Эразм Роттердамский), при всей критике Римско-Католической Церкви, не ушли в лагерь протестантов. Более того, они хотели реформировать конфессию, к которой принадлежали, но полный разрыв с ней их пугал. Эразма Роттердамского знают как создателя новой теологической системы, где он попытался дать ответ на вопрос о том, каковы должны быть обязательства человека перед Богом, и какое место во всем этом занимают нравственность и мораль.

Кто же такой Эразм Роттердамский

Кратко об этом выдающемся человеке можно сказать следующее. Он был внебрачным сыном священника и дочери врача, и родился в пригороде Роттердама под названием Гауда. Отсюда его прозвище, как было принято в те времена. Так называли духовных лиц, преимущественно монахов – по имени и месту рождения. Поскольку родители его умерли рано, опекуны уговорили юношу принять постриг. Но поскольку это был не его выбор, то монашество тяжело далось будущему философу. Еще до принятия обетов он был знаком с античной классикой, которая поразила его воображение. Образование помогло ему изменить свою биографию. Одному из епископов требовался секретарь-латинист. Эразм смог занять это место и с помощью своего начальника оставить аскетическую жизнь. Тем не менее, он всегда отличался глубокой религиозностью. Эразм много путешествовал. У него появилась возможность учиться в Сорбонне. Там он делал вид, что изучает теологию, а на самом деле штудировал латинскую литературу. Эразм Роттердамский мечтал об исследовании Библии. Но для этого нужно было выучить греческий язык. Этим будущий философ занялся всерьез. Он также побывал в Англии, где познакомился с Томасом Мором, и с юмором и позитивом отзывался о тамошних обычаях.

Начало деятельности

Взгляды Эразма Роттердамского начали формироваться в Оксфорде. Там он встретился с почитателями античных древностей, которые увлекли его в свой кружок. Когда в тысяча пятисотом году будущий ученый вернулся в Париж, то первым делом опубликовал книгу, посвященную греческим и латинским афоризмам. Впоследствии она пережила несколько переизданий. Жизнь ученого получила новый толчок. Теперь для Эразма существовало две цели – популяризировать античных авторов у себя на родине и опубликовать достоверный текст Нового Завета, переведенный с греческого. Богословие не было его главным коньком. Учение Эразма Роттердамского было, скорее, морально-философским. Он работал так много, что современники удивлялись, как один человек может столько писать. Он создает научные труды, популярную публицистику и сотни переводов на латынь греческих манускриптов. Одних только его писем к друзьям сохранилось около двух тысяч.

Написание основных произведений

После окончания учебы в Сорбонне Эразму приходится жить в стесненных обстоятельствах. Он часто ездит из Парижа в Нидерланды и обратно, живет в Левене, Орлеане, совершенствуется в изучении греческого. Именно в эти годы Эразм Роттердамский написал «Оружие христианского воина». Эта книга стала основой его учения, хотя популярность философу принесло другое произведение. В ней он словно вторит основному мотиву итальянского Возрождения. Главной идеей этого произведения является то, что светоч христианства нужно соединить с достижениями античной древности. В 1506 году он отправляется в Италию, где проводит около трех лет. Здесь ему удается получить степень доктора, посетить Венецию и Рим. В 1509 году Эразм снова уезжает в Англию, куда его пригласил Томас Мор, который на то время был канцлером короля Генриха Восьмого. Последний, будучи еще принцем, тоже дружил с философом и весьма его почитал. Некоторое время герой нашего рассказа преподавал в Кембридже. В Англии Эразм написал самый известный свой труд – шутливую «Похвалу глупости», где выведены такие персонажи, как ученый осел и шут-мудрец. Эту книгу напечатали в Париже в 1511 году, и с тех пор ее автор стал настоящей звездой тогдашней Европы.

«Базельский отшельник»

Еще один венценосный почитатель Эразма – император Карл Пятый – назначил его своим советником с неплохим жалованием и отсутствием каких-либо обязанностей. Это позволило философу полностью отдаться любимому делу и путешествиям. Через несколько лет ему удается воплотить в жизнь свою сокровенную мечту. В Базеле выходит плод его многолетнего труда – греческий текст Евангелия. Правда, библеисты утверждают, что это издание тоже содержит ошибки, но тем не менее оно послужило основанием дальнейшего критического изучения Нового Завета. С тех пор еще много книг написал Эразм Роттердамский. Труды его в то время – это в основном переводы. Плутарх и Сенека, Цицерон и Овидий, Ориген и Амвросий, античные поэты, историки и Отцы церкви – всего и не перечислишь. Хотя Эразм постоянно разъезжал между Швейцарией, Фрайбургом и Безансоном, его называли «базельским отшельником». Хотя уже в то время он начал болеть, недуги не помешали ему принимать активное участие в различных интеллектуальных дискуссиях с современниками. Например, Эразм Роттердамский яростно полемизировал с Лютером. На книгу «базельского отшельника» «О свободе выбора» великий реформатор ответил произведением «О рабстве воли». Никто из них так и не согласился с оппонентом. Произведения Эразма Роттердамского базельского периода – это еще и трактаты на самые различные темы. Это и филологические изыски о том, как правильно произносить греческие и латинские слова, и педагогические размышления о верном воспитании правителей, и эссе о вечном мире, и поиски единства Церкви, и даже новозаветные истории в вольном пересказе. Кровавые события времен Реформации ужаснули и оттолкнули его, но он остался при своем мнении, вечно находясь между двумя противоборствующими лагерями. Умер Эразм Роттердамский в 1536 году, в том же Базеле.

Гуманист

Историки различают два поколения германо-англо-голландского Возрождения. Эразм Роттердамский принадлежал к младшему из них. Его настоящей родиной была не Голландия, не Франция и не Германия, а его любимая античность. Ее героев он знал столь же близко, как собственных друзей. Гуманизм Эразма Роттердамского проявился еще и в том, что он использовал науку, литературу и книгопечатание для того, чтобы оказывать небывалое влияние на умы людей. За дружбу с ним соперничали сильные мира сего, а многие города предлагали ему постоянное жалование только за то, чтобы он там поселился. К нему за советами – как в области философии, так и политики – обращаются короли, принцы и просто образованные люди. Латынь и античную литературу он знал, наверное, лучше всех в тогдашней Европе, а его мнение о том, как произносить некоторые звуки в греческих текстах, стало ведущим в университетах.

Моралист, сатирик, философ

Те произведения Эразма Роттердамского, которые принесли ему небывалую популярность и всемирную славу, были написаны им, по его собственным словам, «от нечего делать». Например, «Похвала глупости» только при жизни автора была издана около сорока раз. Эта благодушная сатира с некоторой долей сарказма была жизнерадостна и позитивна – она не бичевала и не подрывала основ. Поэтому и пользовалась успехом у властей. Но сам автор больше значения придавал своим книгам о педагогике, в частности о воспитании христианских государей и обучении детей языкам. Вершиной же своих исканий он считал религиозно-просветительскую деятельность. Он называл ее «философия Христа». Основы ее были заложены еще в Оксфорде. Там вместе с другими членами кружка любителей античности впервые сформулировал основы христианского гуманизма именно Эразм Роттердамский. Основные идеи этого учения он изложил в одной из своих первых книг.

«Кинжал христианского воина»

То, что Эразм написал в юности, служило для него путеводной звездой всю жизнь. Название книги тоже имеет глубокий смысл. Эта метафора часто использовалась для обозначения условий жизни истинно верующего человека. Он должен каждый день идти в бой, сражаться за свои ценности, выступать против грехов и соблазнов. Для этого надо упростить христианство, чтобы оно стало понятно каждому. Освободить его от тяжелых схоластических одежд, скрывающих саму суть. Нужно вернуться к идеалам раннего христианства, понять, во что именно верили люди, создававшие первые общины. Нужно придерживаться строгих моральных правил, которые позволят вести совершенную жизнь и помогать другим. И, наконец, следует подражать самому Христу, чтобы быть способным реализовать идеи и заповеди Писания. А для этого необходимо правильно понять и истолковать Благую Весть, которую принес Спаситель, во всей ее простоте, без схоластических искажений и излишеств. В этом и заключается философия Христа.

Новое богословие Эразма

Уже говорилось о том, что этот очень плодовитый автор оставил такое громадное количество эссе, трактатов и книг, что долгое время каждый образованный европеец, особенно знатного происхождения, обучался именно по ним. Ведь примером для подражания для всех цивилизованных людей той эпохи стал именно Эразм Роттердамский. Основные идеи его теологических изысканий тоже стали предметом изучения и восхищения. Внимание современников привлекло то, что философ не пользовался традиционными богословскими приемами. Более того, он всячески высмеивал схоластику еще в «Похвале глупости». Да и в других произведениях он ее не жаловал. Автор подвергает критике ее титулы, методы, понятийный и логический аппарат, считая, что в ее ученых мудрствованиях христианство теряется. Все эти напыщенные доктора со своими бесплодными и пустыми дискуссиями пытаются заменить Бога различного рода определениями.

Философия Христа свободна от всего этого. Она призвана заменить все высосанные из пальца проблемы, столь яростно обсуждаемые в ученой среде, этическими. Рассуждать о том, что происходит в небе, – вовсе не цель богословия. Оно должно заниматься земными делами, тем, что необходимо людям. Обратившись к теологии, человек должен найти ответ на самые насущные свои вопросы. Примером такого вида рассуждений Эразм считает диалоги Сократа. В своем труде «О пользе разговоров» он пишет о том, что этот античный философ заставил мудрость спуститься с неба и поселиться среди людей. Именно так – в игре, среди пиров и застолий – следует обсуждать возвышенное. Подобные беседы приобретают благочестивый характер. А разве не так общался Господь со своими учениками?

Соединение разных традиций

Свои сатирические смешливые поучения Эразм Роттердамский часто сравнивает с «силенами Алквиада» - безобразными терракотовыми фигурками, внутри которых скрываются изумительной красоты и пропорциональности изваяния богов. Это означает, что далеко не все его высказывания следует понимать буквально. Если он говорит о том, что христианская вера - сродни глупости, то автора не стоит принимать за атеиста. Просто он полагает, что она несовместима с так называемой схоластической мудростью. Ведь именно в период «небесного безумия» человек может соединиться с Богом, хотя бы на краткий миг. Так Эразм Роттердамский оправдывал попытку пересмотреть античные традиции в христианском духе. При этом он был далек от того, чтобы, подобно Лютеру, перейти Рубикон и отбросить Отцов церкви и Священное Предание. С другой стороны, как и реформаторы, он призывал вернуться к временам апостолов и учеников Спасителя. Но философия Христа имела свой краеугольный камень. Им все же был самый настоящий гуманизм ренессансного типа. Да, Эразм обличает и католическое духовенство, и сам монашеский чин, который, по мнению автора, просто паразитирует на имени Христа и на народной глупости. Он также (хотя и завуалированно) говорит о недопустимости войн и насилия во имя религии. Но все же за рамки католической традиции выйти не может.

Христианский гуманизм Эразма Роттердамского

Одним из главных понятий в этой новой теологии является очищение. Да, человек способен стать центром Вселенной, к чему призывали итальянские гуманисты. Но для того, чтобы воплотить этот идеал, он должен упростить свою веру, сделать ее искренней и начать подражать Христу. Тогда он станет тем, чем должен был стать по замыслу Творца. Но современный Эразму человек, как полагал автор, а также все созданные им институции, в том числе государство и Церковь, пока что очень от этого идеала далеки. Христианство на самом деле является продолжением исканий лучших античных философов. Разве они не выступали с идеей универсальной религии, которая приведет к всеобщему согласию? Христианство просто является естественным завершением их стремлений. Потому Царство Небесное в представлении Эразма – это нечто вроде Платоновой Республики, куда все прекрасное, что сотворили язычники, Господь тоже взял.

Автор даже высказывает удивительную для тех времен идею о том, что дух христианства намного шире, чем об этом принято говорить. И среди святых Божиих очень много тех, кого церковь к этому лику не причисляла. Даже свою философию Христа Эразм Роттердамский называет возрождением. Под этим он понимает не только восстановление первоначальной чистоты церкви, но и природы человека, которая сотворена изначально благой. И ради него Создатель сотворил весь этот мир, которым мы должны наслаждаться. Следует сказать, что с идеями Эразма высказали несогласие не только католические авторы, но прежде всего протестантские мыслители. Их дискуссия о свободе и достоинстве человека очень поучительна и говорит о том, что каждый из них по-своему видел разные грани нашей природы.

Комментарии