Башня Джотто во Флоренции

Одной из наиболее известных достопримечательностей Флоренции является башня Джотто. Фото этой колокольни украшают открытки, постеры, футболки, кружки и прочую сувенирную продукцию с видами старинного итальянского города. Башня играла немаловажную роль в жизни средневековой Флоренции. С самого начала она должна была служить символом величия, военной мощи и независимости города. В этой статье мы расскажем о долгом строительстве колокольни. Достопримечательность занимает одно из первых мест в списке must see во Флоренции. Многие туристы не знают, где искать башню Джотто. Между тем она служит колокольней кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Значение кампанилы для Флоренции

Для того чтобы понять роль колокольни в жизни средневекового итальянского города, нам необходимо сделать небольшой экскурс в историю. На переломе XIII-XIV веков в Италии бушевали нешуточные гражданские войны между гвельфами и гиббелинами. Первые выступали за усиление папской власти, а вторые отстаивали влияние императора. Победа гвельфов повлекла за собой засилье Римской курии. Дома-башни гиббелинских родов были скрыты, их владельцы казнены или отправлены в изгнание.

Чтобы показать перед вездесущей инквизицией свою католичность, городские власти принялись возводить высокие колокольни готических кафедральных соборов. «Падающая» Пизанская башня – это одна из них. Флоренция, которая издавна соперничала с Сиеной в аспекте того, чья кампанила будет выше, желала любой ценой возвести у своего кафедрального собора самую высокую колокольню. Так и появилась башня Джотто. Город решил за ценой не постоять и нанять для строительства самого модного и, соответственно, дорогого мастера. Документ того времени гласит: «Кампанила должна прославить город, и это можно сделать лишь в том случае, если работами будет руководить мастер именитый… Во всем мире не найти человека более одаренного, чем флорентиец Джотто Бондоне».

Строительство башни

По канонам итальянского готического искусства собор, помещение для крещения (баптистерий) и колокольня (кампанила) должны были находиться отдельно друг от друга. Лишь два года спустя после начала строительства собора Санта-Мария-дель-Фьоре, в 1298 году, была выкопана яма для фундамента башни. Первоначально колокольню возводить вместе с собором поручили зодчему Арнольфо ди Камбио. Однако в 1302 году тот умер, и строительство колокольни приостановилось на целых тридцать лет. 9 июля 1334 года епископ города торжественно положил первый камень и освятил то место, на котором должна была возвышаться башня. Джотто приступил к работам, когда город установил ему годовой оклад в сто золотых флоринов – огромная сумма на то время. Мастер, которому тогда было 67 лет, предложил магистрату модную «немецкую» модель. Он также учел наработки зодчего кафедрального собора Арнольфо ди Камбио для того, чтобы кампанила гармонировала с полихромным зданием церкви. Джотто применил технику, называемую «кьяроскуро», отчего башня выглядит, будто нарисованная. Мастер также разработал чертежи украшений, так называемые истории. Но в мрамор воплотить свой замысел не успел. Он умер в 1337 году, когда башня Джотто во Флоренции была возведена лишь до первого яруса.

Продолжение строительства

Казалось бы, ничего страшного для города эта утрата не принесла. Чертеж именитого мастера, все расчеты и эскизы «историй» из мрамора, которые он предполагал разместить по стенам, уже надежно хранились в магистрате. Однако консулы решили пригласить для продолжения строительства не менее именитого зодчего – Андреа Пизано. Этот мастер прославился возведением южного портала Баптистерия. Он работал над колокольней до 1343 года и успел возвести следующий, второй ярус. Однако башня Джотто на этом этапе украсилась высокими бифорами. Хотя в остальном мастер неукоснительно следовал чертежам, оставленным Джотто.

В 1347 году всю Европу захлестнула "черная смерть". От эпидемии чумы умер и Андреа Пизано. Третий архитектор, Франческо Таленти, завершил строительство колокольни. Он облицевал ее, согласно замыслу Джотто, тремя сортами мрамора, однако тоже внес свои изменения в первоначальный проект. Все-таки с начала строительства прошла четверть века, и немецкий стиль вышел из моды. По замыслу 122-метровую колокольню должен был венчать квадратный шатер высотой в "50 локтей". В 1359 году Таленти сознательно отказался от этой идеи. Тот первый чертеж, который сейчас хранится в музее Сиены, и кампанила возле кафедрального собора Флоренции очень отличаются. Но, несмотря на то что два последующий зодчих привнесли много своих идей в создание этого чудесного творения искусства, колокольня по-прежнему носит название «башня Джотто».

Где находится кампанила

Сооружение высотой 84 метра трудно не заметить. Весь комплекс строений располагается на Соборной площади во Флоренции. Это церковь Санта-Мария-дель-Фьоре (в переводе - «Богоматерь в цветах») и отдельно стоящие колокольня и баптистерий Сан-Джованни. Если стоять лицом к главному порталу кафедрального собора, то башня Джотто находится в правой стороне от него.

Внешний декор

Красота колокольни поражает. Несмотря на монументальность и высоту, она кажется скорее ювелирным украшением, чем зданием. Башня изящна, воздушна. Поэтажное членение и высокие готические окна делают ее стройнее. Башня Джотто облицована тремя сортами мрамора: белоснежным из Каррары, зеленым из Прато и красным из Сиены. В готические проемы искусно вплетены крученые колоны. Мозаичные вставки работы братьев Космати оживляют бело-зеленоватые стены.

Статуи и барельефы

Именно из-за этого убранства и прославилась башня Джотто. Где находится панно мастера? Джотто оставил после себя множество наработок. Возможно, кое-какие панно первого и второго ярусов принадлежат его резцу или ученикам его школы. Первоначально с трех сторон башня Джотто была украшена барельефами. Позже некоторые панели создал мастер Лука Делла Роббиа. Третий ярус колокольни украшают шестнадцать статуй. Оригиналы авторства Донателло перемещены в музей, а под действие ветра, солнца и дождя предоставлены копии. Некоторые мраморные «истории» приписываются Андреа Пизано.

Смотровая площадка

Отказываясь от первоначального замысла, Таленти, последний архитектор колокольни, даже не подозревал, что оказывает большую услугу многим поколениям туристов. Благодаря изменениям в проекте башня Джотто во Флоренции стала ниже почти на сорок метров, зато обзавелась смотровой площадкой. Теперь, преодолев 414 ступенек, можно полюбоваться панорамой старинного города, рассмотреть во всех подробностях купол собора работы Бруннелески. Вся лестница внутри башни прорезана большим количеством окошек и, неспешно преодолевая ступени, можно любоваться легким, словно кружево, убранством колокольни.

Одиночный вход в кампанилу стоит 6 евро. Гораздо выгоднее приобрести комплексный билет за 10 Є, включающий в себя посещение башни, купола собора, Баптистерия Сан-Джованни, склепа святого Репарата и исторического музея.

Комментарии