Экономический пояс Шелкового пути. План действий по строительству экономического пояса Шелкового пути

Китай презентовал странам Евразийской зоны новый и увлекательный проект под названием «Экономический пояс Шелкового пути». Это не только один из самых масштабных экономических проектов последних лет, идея оказалась весьма амбициозной. Основная суть предложения заключается в поиске взаимовыгодных отношений в стратегической перспективе. Экономический пояс Великого шелкового пути в полной мере соответствует общим мировым тенденциям к глобализации и должен простимулировать сближение стран евразийского региона. Предвидится раскрытие экономического потенциала каждого государства, которое примет участие в проекте.

С чего все начиналось?

Ядром ЭПШП является организация ШОС, которая изначально создавалась для реализации именно этого проекта. Объединение бурно и стремительно развивалось. К тому времени как ШОС немного себя исчерпало, понадобились новые пути развития, актуальным стал обновленный уровень взаимодействия между странами. Большая роль в данном вопросе принадлежит именно Китаю, так как он выступил создателем ШОС в 2001 году и предложил сам проект пути в 2013 году. Официально презентация проекта имела место в Казахстане 7 сентября 2013 года, во время выступления председателя КНР Си Цзиньпина с лекцией в одном из университетов.

Фактические действия

Уже 29 ноября за проработку проекта активно взялись участники ШОС. На территории Ташкента было проведено 13-е по счету совещание между странами-участницами, где обсуждались вопросы, касающиеся транспортного партнерства. Именно на этом заседании впервые в истории принимали участие представители и Центральной, и Восточной Европы. Итогом переговоров стал план сотрудничества на 5 лет. По подсчетам специалистов, ЭПШП будет сформирован 24 городами из 8 стран. 26 сентября 2014 года на экономическом форуме в Сиане обсуждались вопросы инвестиционного партнерства, была поставлена задача по переориентации инвестиционных потоков. При недостатке иностранных капиталов на Западе имеет место их чрезмерное количество в азиатском регионе.

Шелковая глобализация: удовлетворение интересов многих стран одновременно

Перспективность, которую сулит экономический пояс Великого шелкового пути, определена мировыми тенденциями. Активное укрепление развивающихся стран в роли «двигателей» мировой экономики на фоне посткризисной ситуации. В данном конкретном случае вопрос затрагивает государства БРИКС. Россия выступает в роли лидера в евразийской зоне. Китай имеет виды на звание лидера в азиатском мире. Страна высказывает определенную заинтересованность в развитии и стабильности Евразии, готова способствовать активному процветанию региона. Параллельно другие развитые страны (Америка и ЕС) постепенно погрязают в кризис и занимаются перераспределением зон воздействия. Россия и Китай же не спеша занимаются наращиванием своего влияния в регионе. Экономический пояс Шелкового пути, по предварительным оценкам, должен удовлетворять интересы каждого из государств, которые лежат вдоль него.

Появление новых лидеров и активизация сотрудничества

Проект адаптирован под появление новых мировых лидеров, что приводит к активному появлению инновационных центров экономического развития. Мировое влияние постепенно перемещается от запада, который сегодня переживает сложные времена, к активно процветающему востоку. Мировой центр экономического развития постепенно занимает пространство между Евразией и Азиатско-Тихоокеанским пространством, что приводит к необходимости создания новых стратегий партнерства. Изменение зон влияния, а также особенности мирового экономического процветания, заставляют многие государства интегрировать свою внешнюю деятельность. Вопрос касается не только формирования новых экономических контактов, он относится к появлению новых валютных союзов. В перспективе именно они должны помочь решить глобальную мировую проблему: сильное влияние американского доллара на экономики почти всех стран мира.

Строительство «Шелкового пути»

План действий по строительству экономического пояса Шелкового пути предусматривает в первую очередь строительство новых транспортных магистралей и улучшение уже имеющихся. Процедура оформления транспортной сети будет реализована с использованием инновационных технологий. В перспективе в рамках пути будет глобальная сеть высокоскоростных магистралей. Именно Китай за последние годы добился существенных результатов в данном направлении, стал мировым лидером в сфере строения автодорог. Сегодня китайские технологии планируется выводить на экспорт. Сам проект выдвинут Китаем, а его реализация будет осуществлена под строгим руководством самого Пекина. Строительство магистралей подтолкнет развитие инфраструктуры. Вдоль дорог станут появляться региональные центры. Ожидается расширение потенциала логистики и туризма, появление многочисленного количества новых рабочих мест. Все это приведет к диверсификации и к денационализации экономики, станет предпосылкой для развития регионов.

Никаких тенденций прошлого, или Многосторонние магистрали

Восстановленный экономический пояс Шелкового пути не будет связывать государства региона только с Китаем и Россией. Планируется объединить разные страны Евразии, что только укрепит сотрудничество на уровне регионов. К примеру, в рамках ШОС уже довольно давно был создан коридор, объединивший такие страны, как Узбекистан, Киргизстан и Таджикистан. Аналогичная политика проводится на Южном Кавказе. Именно там успешно закончено строительство железнодорожного пути Баку-Ахалкалаки-Карс, у которого стратегическое значение. Экономический пояс шелкового пути обеспечит транспортное и инфраструктурное развитие, которые расширят сферу сотрудничества в аспекте торговли. Ситуация предусматривает определенные плюсы для самого Китая, который известен как один из крупнейших мировых производителей. Возможность перемещения в разных направлениях даст толчок к процветанию восточного региона.

Финансовая система и не только

В соответствии с проектом, который был представлен Китаем, все взаиморасчеты между государствами в рамках региона будут осуществлять не долларами, а национальными валютами. Это в перспективе должно обеспечить политическую стабильность и общественную безопасность. Это имеет решающее значение для стран региона, которые сейчас борются с дестабилизацией. Проект имеет хорошие перспективы еще и по той причине, что наконец страны получат возможность вновь сотрудничать вместе после распада Советского Союза в СССР. Современники могут наблюдать поступательное движение между государствами. На руку играет историческое, культурное и цивилизационное сходство между странами.

Документальная сторона вопроса

28 марта 2013 года были официально представлены документы, в который уже структурированы принципы и приоритетные направления, механизмы партнерства в рамках проекта ЭПШП, направленного на закрепление связей на региональном уровне и нацеленного на перспективную работу для процветания будущего. Основные цели проекта – это стимулирование потока экономических факторов, распределение ресурсов и глубокая рыночная интеграция за счет укрепления связей между Азией, Африкой и Европой. Каждое государство может сделать свой вклад в экономический пояс Шелкового пути. Правоустанавливающие документы призывают к координации политических действий, к развитию инфраструктурных связей, к свободной торговле и к финансовой интеграции. Китай планирует использовать преимущества каждого региона в отдельности, систематически повышая уровень открытости для глубокого взаимодействия как внутри страны, так и на уровне международного характера. Китай готов интенсивно улучшать содержание и форму инициативы, разрабатывать графики реализации задуманного и создавать все новые карты механизмов партнерства со странами-участницами. План действий по совместному строительству опубликован всего за трое суток до момента подачи заявлений на присоединение к Азиатскому финансовому институту инфраструктурных инвестиций. Именно эта кредитная организация и будет заниматься финансированием региональных инфраструктурных проектов.

В чем особенность проекта?

Проект «Экономический пояс Шелкового пути» - по словам его создателей - не основывается на геополитической стратегии развития. ЭПШП не имеет никакого сходства с Евросоюзом и Таможенным союзом. Основная суть идеи – это стратегическая координация партнеров, взаимоотношения между которыми формировались столетиями. Бумажные договоренности в рамках союза не так важны. Экономический пояс нового Шелкового пути никого не обязывает и не принуждает к интеграции. Проект должен стать основой для плодотворного сотрудничества, но не поводом для появления новых конфликтов. Если смотреть глобально, Китай готов реализовать инфраструктурное строительство и сформировать новую экономическую реальность. Заинтересованность Китая в реализации идеи основана на стремлении развивать западные регионы страны и максимально сбалансировать собственную экономику.

ЭПШП как этап мировой интеграции

Экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь не являются результатами сугубо политических амбиций. Это своеобразное закономерное продолжение китайской реформы. Проект стартовал еще задолго до того момента, как о нем Си Цзиньпин заявил официально. Китайцам удалось словить момент для начала удачного регионального партнерства, без которого современная мировая глобализация малоэффективна. Благодаря своевременному укреплению экономического и энергетического сотрудничества с государствами Центральной Азии, Китай стал центром ЭПШП, параллельно укрепив статус самого крупного импортера России.

Экономический пояс и Россия

Не перестает рассматривать в качестве потенциального направления экономический пояс Шелкового пути Россия. Сотрудничество, а точнее, его перспективы и направления, будут обсуждаться уже в мае 2015 года. Возможности взаимодействия между странами возможно будут обговариваться между главами государства в ближайшей перспективе. Заявление о возможной встрече поступило от вице-премьера Игоря Шувалова. Россия, несмотря на то, что дата встречи еще не назначена, уже заявила о своем участии в проекте. Экономический пояс Шелкового пути и Россия не так далеки, кроме того, государство заинтересовано в новых возможностях и в новых направлениях развития и инвестирования.

Какие задачи планируется решить?

Каковы же взгляды экспертов? О экономическом поясе Шелкового пути они говорят, что накануне реализации проекта придется решить несколько ключевых задач. Это обмен мнениями в аспектах экономического развития, что должно помочь определить вероятные точки возникновения конфликта. Планируется разработка программ по их ликвидации и начало объединения стран при учете политических, правовых и экономических практик. Транзитно-транспортная система в перспективе соединит государства Центральной Азии и Китай, свяжет область с Африкой и Европой. Планируется постепенно и целенаправленно снижать, а потом и полностью ликвидировать торговые и инвестиционные барьеры между всеми участниками ЭПШП. Это сыграет ключевую роль в раскрытии инвестиционного и торгового потенциала каждой страны.

Комментарии