Подмосковье, усадьбы-музеи: описание, фото
Двойственные чувства испытывает каждый, когда речь заходит о Подмосковье. Усадьбы, поместья и парки...
Вперёд в российскую историю
С одной стороны – это места, тесно и глубоко связанные с историей, художественной жизнью, настоящим русским бытом и нравами, а с другой – состояние многих памятных мест вызывает тревогу и сожаление.
Русская история и русская душа – понятия, в общем-то, разные, но иногда они так причудливо переплетаются, что без одной составляющей невозможно до конца понять другую, а, значит, получить ответ на вопрос: а что же, собственно, это такое, русский человек?
Очаги и хранилища русской культуры в Подмосковье
Усадьбы - место, где бывал каждый второй. Названия некоторых подмосковных поместий и усадеб на слуху у широкой публики: Абрамцево, Архангельское, Марфино, Кусково и другие. Это справедливо, поскольку в 17-19 вв. дворянское поместье было своеобразным культурно-историческим явлением, наряду с большими и малыми городами, монастырями, деревнями, сёлами, соборами и церквями.
Историки утверждают, что к концу 19 в. в России насчитывалось от 50 до 100 тыс. усадеб и поместий. Естественно, что активность общественной, хозяйственной, художественно-творческой жизни и исторические усадьбы Подмосковья были связаны самым тесным образом.
А поскольку из подмосковного поместья до столицы было рукой подать, то, естественно, лучшие российские писатели, поэты, художники, композиторы черпали вдохновение, работали и находили отдых в местах, связанных с природой.
И наверное, нет такого русского творца и мыслителя 18-19 вв., судьба и жизнь которого не были бы связаны с русским загородным поместьем.
А такие традиции русского искусства, как загородная архитектура, садово-парковая культура и зодчество, ландшафтный дизайн корнями своими уходят в Подмосковье, усадьбы и природа которого их бережно хранит.
Обязательно нужно напомнить, что традиции русского гостеприимства, русской кухни, занятия охотой, собирание редких книг и коллекционирование произведений живописи тоже были связаны с дворянской поместно-бытовой культурой.
Начинаем готовиться
В пределах 100-километровой зоны от МКАД можно насчитать примерно 200 поместий и усадеб. К началу 20 в. в Подмосковье их было около 1000. Все они по-своему памятны и заслуживают внимания, но времена сейчас такие, что посещать интересные места надо хотя бы слегка подготовившись.
Применительно к теме можно сказать, что при желании посетить самые красивые усадьбы Подмосковья с пользой надо запастись общей информацией:
- о местоположении, расстоянии, маршруте следования (метро, электричка, автобус, машина);
- об особенностях («необычности») места: государственный музей-заповедник, дом-музей, ведомственное место, просто строения, связанные с историей, литературой, живописью, архитектурой;
- если место связано с музейными экспозициями, неплохо бы знать о ценах на билеты, времени работы и местах отдыха и питания. Возможны и варианты, когда музеи, усадьбы Подмосковья принадлежат некому ведомству и вход затруднен, но, как пишут заядлые путешественники, всегда «найдётся дыра в заборе сзади», и попасть туда всё равно можно;
- соотнесение возможностей окружающей обстановки с собственными целями: просто отдых в живописном месте, литературные, исторические, архитектурно-художественные впечатления и т.п.
Такая «нацеленность» поможет сэкономить время и получить настоящее удовольствие от посещения интересного места.
Исторические места
Одной из традиций высшего русского общества с петровских времен было дарение поместий и деревень за верную службу. Именно так и возникли многие дворянские усадьбы в Подмосковье, например, усадьба Глинки, пожалованная Петром Ι, как подмосковная деревня, своему сподвижнику Якову Брюсу, военному и государственному деятелю, учёному и дипломату. После выхода в отставку Брюс занимался перестройкой, научными опытами и даже заслужил репутацию «мага и чернокнижника».
История усадьбы Глинки – это пример истории петровских времен, русской военной науки, нравов русского общества 17-18 вв.
Если же просто перечислить известные исторические личности и принадлежащие им в Подмосковье усадьбы, то список будет внушительным:
- Середниково – родовое поместье Столыпиных. Сразу вспоминается Петр Аркадьевич Столыпин, российский реформатор начала 20 в. Ещё раньше Середниково было связано с детством поэта М. Ю. Лермонтова. Позже здесь бывали Шаляпин и Рахманинов. Сегодня Середниково – самое «киношное» поместье Подмосковья, с интересным киногородом, включающим декорации Англии 18 в.;
- Беседы – дают ещё более глубокое погружение в историю. Краеведы называют Беседы местом, где Дмитрий Донской раскинул свой шатер, направляясь на битву с Мамаем (Куликово поле);
- Горки (Ленинские) – сегодня музей, связанный с жизнью вождя мирового пролетариата. «Изюминкой» музейной экспозиции является автомобиль «Роллс-ройс», который возил Владимира Ильича. Но что любопытно, первое упоминание о поместье датируется 16 в., а интерьеры зданий сохранились с 18-19 вв.
Разумеется, что упомянуть все исторические музеи-усадьбы Москвы и Подмосковья нет никакой возможности, но информацию найти всегда можно. И что интересно, история подчас тесно пересекается с событиями литературно-художественными.
Места литературные
Большие Вязёмы были пожалованы Петром Ι князю Голицыну «за спасение юного царя во время стрелецкого бунта». Кроме того, имение тесно связано с жизнью Бориса Годунова, Павла Ι, Кутузова, Наполеона, Багратиона, Л. Толстого.
Но что особенно важно - Вязёмы являются поэтической родиной Пушкина: здесь прошло его детство, здесь он познакомился с красотами русской природы, услышал народные песни, изучил жизнь и нравы русского дворянства и русских крестьян.
Здесь родились первые поэтические творения Пушкина, и здесь он бывал в трудные периоды своей жизни. Живут в этом месте и легенды: Голицынский дворец местные жители называют «Домом Пиковой дамы», и можно что-то узнать о судьбе княгини Голицыной, прообразе старой графини с тайной трёх карт.
Поэтому неслучайно Большие Вязёмы – Пушкинский музей-заповедник, здесь же с сентября по апрель проходят музыкальные вечера и концерты. Как пушкинские места, рядом с Вязёмами надо обязательно упомянуть Захарово.
О других литературно-поэтических местах:
- Мураново – типичное «дворянское гнездо», о котором мы имеем представление по книгам и фильмам о России 19 в. В сплетении родов и судеб много известных литературных имен: Энгельгардт, Баратынский, Путята, Гоголь, Аксаков, Тютчев. Но судьба распорядилась так, что в Мураново попал архив семьи поэта Фёдора Тютчева и поэтому здесь появился музей его имени;
- Мелихово - литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова. В экспозиции музея находится более 20 тыс. картин художников, в том числе И. Левитана, Д. Поленова, П. Серёгина – друзей писателя.
- Знаменское-Губайлово - подарено первым русским царем (после Великой смуты) Михаилом Романовым боярину Волынскому (предку соратника Дмитрия Донского) в 16 в. Позже, в 18 в., имением владел полководец Долгорукий–Крымский. А в начале 20 в. имение превратилось в «литературное гнездо» русских поэтов-символистов. Деревья старинного парка помнят В. Брюсова, К. Бальмонта и А. Белого;
- Переделкино – бесспорно, заслуживает отдельных слов. Это «писательский городок», связанный с именами многих значительных советских и российских писателей и поэтов. Сегодня в Переделкино есть дом-музей К. Чуковского, Б. Пастернака, Б. Окуджавы, музей-галерея Е. Евтушенко. Рядом с посёлком находится храм Спасо-Преображения и Патриаршее Подворье – резиденция Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
О русской архитектуре
В русской архитектуре значительное место занимает архитектура церковная. Не погружаясь глубоко в эту область, стоит отметить, что типичная русская церковь всё-таки узнаваема из-за формы куполов, «шатровости» (многопридельности) помещений.
А поскольку типичные парки и усадьбы Подмосковья 17-19 вв. обязательно включали в себя церковь, то весьма интересно посмотреть и оценить, как церкви строились. Конечно, каноны и «русскость» стиля выдерживались. Но тем интереснее отклонения:
- в Дубровицах можно увидеть самую «барочную» (от стиля барокко) церковь Подмосковья. В том же стиле был выстроен и дворец, но позже он перестроился в духе классицизма;
- Быково – в сооружении 2-этажной церкви 18 в. принимал участие знаменитый русский архитектор В. Баженов с учениками. В том же стиле масонской архитектуры выстроен и дворец поместья. Отдельно построенная колокольня (архитектор Таманский) и паутина дорожек парка и многочисленные пруды создают незабываемые настроения, особенно в летне-осенний период;
- Братцево - усадьба в черте Москвы, где есть английский парк. Можно для начала посетить московские сооружения: усадебный дворец графини Строгановой, церковь Покрова, увидеть 2 усадебных мостика и 5 усадебных построек, чтобы заразиться красотой и духом подмосковных усадеб и поместий. И тогда уже проще будет отправиться путешествовать по Подмосковью.
Меценатство и русские художники
Меценатство (покровительство развитию науки и искусства) зародилось в России в 18 в. и достигло расцвета в середине 19 в. В загородных поместьях и городских дворцах собирались замечательные коллекции российского и западноевропейского искусства, коллекции редких книг.
Поэтому многие усадьбы и дворцы Подмосковья известны благодаря хозяевам-меценатам, хотя, как всегда, в истории нет однозначности, а есть много пересечений.
В Абрамцево сохранился одноэтажный усадебный дом 18 в., являющийся образцом русского деревянного зодчества. Хозяином Абрамцево был писатель С. Аксаков («Аленький цветочек»), здесь бывали его друзья - Гоголь, Тургенев, Тютчев.
Когда во 2-й половине 19 в. хозяином усадьбы стал промышленник и меценат С. Морозов, здесь активно работали художники М. Врубель, В. Васнецов, Д. Поленов, И. Репин, В. Серов. Именно здесь и родился «Абрамцевский кружок» - художественно-творческий союз, ставивший своей задачей развитие русского национального искусства.
После революции 1917 г. эти традиции были продолжены И. Грабарем, П. Кончаловским, В. Мухиной. А сегодня музейная экспозиция Абрамцево насчитывает более 25 тыс. экспонатов: живопись, графика, скульптура, произведения декоративно-прикладного и народного искусства.
Другие, а может быть, самые, самые…
Также заслуживают упоминания такие усадьбы Подмосковья, открытые для посещения:
- Архангельское – одно из сохранившихся поместий с конца 18 в., включая архитектурно-парковый ансамбль в стиле классицизма. А художественные коллекции бывших владельцев Одоевских, Голицыных, Юсуповых стали основой богатой музейной экспозиции;
- Кусково – усадьба графов Шереметьевых. Сохранились Дворец, Итальянский домик, Голландский домик, Грот. На территории усадьбы расположен Государственный музей керамики;
- Клин – место, связанное с последними годами жизни композитора П. Чайковского. Сегодня здесь дом-музей, воссоздающий атмосферу творчества, жизни и быта великого музыканта.
О грустном… (но не только)
Многие поместья и усадьбы находятся в состоянии разрушения. Причины того, что заброшенные усадьбы Подмосковья имеют место быть – отсутствие хозяев, незаинтересованность владельцев, использование строений в других целях.
Трезво-исторические взгляды на проблему говорят:
- Жизнь и расцвет поместий и усадеб ушли в прошлое вместе с 19 в.
- Слишком разрушительные события происходили в жизни России в 20 в., чтобы вот так быстро начать восстанавливать всё, что связано с историческим прошлым.
- Но есть понимание того, что это прошлое, о котором надо знать, и которое надо сохранить, а значит, рано или поздно будут решаться вопросы восстановления и реставрации, и заброшенные усадьбы Подмосковья будут радовать нас своими красотами.
И тогда:
- Дугино – место, связанное с художниками конца 19 в. - начала 20 в., а сейчас просто санаторий, могло бы стать художественным музеем;
- Марфино – бывший военный санаторий, с еще сохранившимися скульптурными грифонами, прудом и парком превратится в живописное место;
- то же Быково - перестанет медленно разрушаться.
Подмосковье в информационном пространстве
Информации про усадьбы Подмосковья, открытые для посещения, много. Она общедоступна, и можно найти сведения самого разного характера о поместьях, домах, церквях, просто красивых парках, и таким образом открыть для себя лично место, связанное с какими-либо историко-литературно-художественными событиями. В этом отношении просто бесценными являются исследования архитектора Натальи Бондаревой. В ее работах можно найти описание почти 300 усадеб, поместий, церквей Москвы, Подмосковья и близлежащих областей.
Наталья Бондарева занимается этой работой с 1996 года и, бесспорно, заслуживает слов благодарности и признательности за то, что она делает для современников и будущих потомков, описывая усадьбы Подмосковья, фото которых размещает в открытых источниках. Любой желающий может пополнить свои знания в этой области.
Но важно, что такие люди сегодня не одиноки, а значит, дорога в прошлое, а через него - в будущее не закрыта.