Идеи занятий для развития мелкой моторики
Идеи занятий для развития мелкой моторики включают в себя упражнения с такими предметами, как бусинки, шнурочки, монеты, крупы, небольшие камушки и многие другие. Однако некоторые педагоги выступают против игр маленьких детей с вышеперечисленными предметами даже под бдительным контролем родных. В данной статье будут предложены способы тренировки детских ручек самыми доступными и безопасными предметами. Многие из этих предметов родители смогут смастерить самостоятельно и оградить себя от лишних финансовых затрат.
Бутылочки и крышки
Для этого понадобятся емкости с закрывающимися крышками – пузыречки от парфюмерной воды, обычные пластиковые бутылки, банки от детского питания. Ребенку можно предложить открыть или, наоборот, закрыть емкость. Такие игры способствуют развитию не только моторики, но и координации, поскольку банку еще нужно придерживать и следить, чтобы она не упала.
Занятия с пуговками
Пуговки можно специально подобрать различных расцветок и размеров. Безопасность использования пуговиц ребенком можно обеспечить с помощью прочной нитки, которая пропускается через дырочки в пуговках и соединяет их замкнутой или прямой цепочкой. Малышам очень нравится перебирать и рассматривать подобные вещи. Лучше подбирать пуговицы с крупными отверстиями, чтобы они могли свободно перемещаться по нити.
Ключик-замочек
Идеи занятий для развития мелкой моторики предполагают выполнения малышом нехитрых операций. К ним отлично подойдут игры с замками и ключом. Ведь малыши, особенно постарше года, могут найти нужный ключик к замку и повернуть его. Лучше, если замок будет фиксирован к чему-либо, чтобы игра для ребенка была проще и интереснее. Конечно же, ключи должны быть без заостренных элементов.
Игрушки в воде
В любую большую емкость можно налить воды и набросать туда множество предметов– монеток, крышек, грецких орехов. Маленькому человечку будет интересно попробовать поймать их руками либо с помощью ситечка.
Развивающая подушка
Эту подушечку родители могут создать сами из остатков тканей. Лучше, если лоскутки будут отличаться по текстуре и цвету. В качестве наполнителя обычно используют крупы, бисер или фасоль. К подушечке фиксируют разнообразные элементы – пуговки, замки, шелестящие бантики, липучки. Рядом с пуговками желательно пришить петельки, куда они будут надеваться, а рядом с липучками карманы, чтобы малыш мог их закрыть.
Пустые коробочки
Родителям не нужно избавляться от пустых коробок из под парфюмерии, косметики или чая. Лучше предложить их ребенку. Он сможет их рассматривать, открывать, складывать туда предметы – что станет отличной игрой даже для самого маленького ребенка.
Крупа
Игры с крупой - отличный пример упражнения для развития мелкой моторики. Для этого родители рассыпают на подносе любую крупу и помогают малышу нарисовать пальчиками какой-нибудь рисунок или узор. Можно также спрятать в емкость с крупой любимую игрушку ребенка и попросить найти ее. В этой игре нет никакой опасности, поскольку крупинки очень маленькие, и малыш не сможет подавиться ими.
Вещи родителей
Многие дети очень любят заниматься с родительскими вещами: косметичками, сумками или кошельками. Им нравится вынимать оттуда вещи, открывать замки. Поэтому можно дать ребенку, например, пустую сумочку и положить туда безопасные предметы. Игра способна надолго увлечь малыша.
Коробка с дырочками
Из небольших ненужных коробочек можно сделать увлекательную игрушку для ребенка. Родителям нужно найти предметы, представляющие собой какую-либо фигуру. На коробочке вырезают фигурки, таким образом, чтобы подобранные элементы могли поместиться в прорезанные дырки. Если неохота делать игрушку самим, то можно приобрести в магазине для детей логический домик, который сделан по такому же принципу, как и коробочка.
Лепка
Игры малыша с пластилином направлены на улучшение мелкой моторики. Очень полезно разминать пластилин в ручках, предпочтение отдается твердому пластилину. Родители могут скатать для малыша маленькие шарики из пластилина и дать ему их, чтобы он прилепил эти шарики к какой-нибудь твердой поверхности. Каждый из прикрепленных шариков интересно украсить с помощью бисера, семян и других маленьких предметов.
Сортировка предметов
Родители должны перемешать несколько видов пуговиц, бусинок, ракушек, отличающихся по габаритам и цвету. Далее ребенка просят помочь отсортировать предметы по различным характеристикам. Сначала малыша просят выбрать большие предметы, затем, усложнив задание, предлагают ему разместить предметы по цвету. Важно, чтобы захват предметов происходил большим и указательным пальчиком по принципу «пинцета», а не всей ладошкой.
Пересыпание
Смысл пересыпания заключается в том, что ребенок с помощью ложки пересыпает вещества из одной посуды в другую. Это могут быть крупы, сахар, чечевица и т.д. Идеальный вариант – игра в песочнице. Если у ребенка хорошо получается пересыпать песок из емкости в емкость, то ему можно предложить посуду с маленьким горлышком.
Шнуровка
Шнуровку можно приобрести в магазине или потренироваться этой технике на ботиночках. Если у малыша имеется кукла, одежда которой фиксируется при помощи шнурков, интересно будет предоставить ему возможность одеть или раздеть ее самостоятельно.
Игры с бумагой
Ребенку дается ненужный лист бумаги, чтобы он разорвал или смял его. Эти игры тренируют силу и захват маленьких ручек. Из разорванных кусочков можно скатать шарики или сделать аппликацию. Можно завернуть в кусочки бумаги какой- нибудь предмет, чтобы малыш смог достать его.
Конструктор
Важно, чтобы для маленького ребенка использовался конструктор с различной силой присоединения деталей. Это поможет ему освоить разные степени нажима.
Книжные страницы
Ребенку предлагают книгу с плотными, желательно картонными, страничками и просят перелистывать их по одной. Чтобы ему было интереснее выполнять задание, нужно положить на одну из страниц подарок. Если ребенку тяжело самому справиться, то родители должны помочь, слегка отогнув страничку.