Театр "Олимпико" в Виченце

Время не щадит созданные человеческими руками деревянные строения. К сожалению, средневековые театры строились из дерева, и до наших дней сохранились в основном описания. Можно считать настоящим чудом то, что и сегодня мы можем увидеть в итальянском городе Виченце театр "Олимпико". Этот театр, наряду с Фарнезе в Парме и Аль-Антика в Саббионете, сохранился еще с эпохи Ренессанса.

Несколько слов о Виченце

Прежде чем подробно рассказать про театр "Олимпико" в Виченце, несколько слов о самом городе. Основан он был, согласно данным археологических исследований, в период между VII и XI веками на плодородной равнине, у основания гор Монти-Беричи. Располагается Виченце, в котором проживает 120 000 человек, по обоим берегам пригодной для судоходства реки – Баккильоне.

Прославил этот город знаменитый архитектор позднего Итальянского Возрождения Андреа Палладио. Театр "Олимпико" (Teatro Olimpico) не единственное его творение: центральная городская площадь dei Signori и вилла Кара, базилика Палладио украсили Виченце. Продолжили его архитектурные традиции известные уроженцы этого города, мастера Скамоцци и Палладио.

Автор проекта

Построить в родном городе Виченца постоянный театр "Олимпико" Палладио, великий итальянский архитектор, задумал после своего возвращения в 1579 году. Стоит заметить, что Андреа Палладио не настоящее его имя, а творческий псевдоним. Изначально звали его Andrea di Pietro della Gondola, и свое имя он поменял только в возрасте 30 лет. Родился он в Падуе в 1508 году в семье каменщика. Работать с отцом мальчик начал с 10 лет, а в 13 сбежал в соседний городок Виченца. Здесь он начал учиться у мастера Бартоломео Кавацца, одновременно зарабатывая себе на жизнь работой резчика по камню. Однако действующим архитектором Палладио стал уже в «солидном» возрасте, так как длительное время изучал специальность и наследие древнегреческих и римских мастеров. Именно Андреа Палладио сумел не только сохранить принципы и концепции античной архитектуры, но и преобразовать и адаптировать их к условиям современной ему жизни. Всего Палладио создал более сорока разнообразных строений: вилл, храмов, жилых домов и общественных зданий, мостов и плотин, гробниц, расположенных преимущественно в Виченце и ее окрестностях, а также в области Венето.

Творческий замысел

Прежде чем получить в 1579 году разрешение на строительство и начать возводить театр "Олимпико", Андреа Палладио создал в Виченце несколько временных театров. Первоначально для возведения постоянно действующего театра хотели использовать дерево, но после того как Палладио представил свой проект, руководство Олимпийской Академии и города приняло решение о строительстве каменного здания, но на его возведение не хватало выделенных финансов. Выход из положения нашел председатель Академии, предложив установить навечно, в знак признательности и благодарности, скульптурные портреты меценатов на сцене Teatro Olimpico. Виченца благодаря этому оригинальному ходу получила превосходный театр, а меценаты, пожертвовавшие средства, - статуи, которые и по сей день стоят на его сцене.

История строительства

После того как проблема с финансированием была решена, а проект утвержден, началось возведение здания. Театр "Олимпико" в Виченце, послуживший прообразом большинства театральных сооружений во всем мире, начали строить в конце 1579 – начале 1580 года. Толчком для начала возведения этого сооружения послужило разрешение городских властей, выданное известному архитектору и основателю Олимпийской Академии — Андреа Палладио. Город выделил под строительство постояннодействующего театра место, где располагалось древнее крепостное сооружение — Кастелло дель Территорио, ранее использовавшееся в качестве порохового склада и тюрьмы. Всего через полгода после начала возведения автор проекта «театр "Олимпико"», Палладио, скоропостижно скончался.

Продолжил работы по возведению здания театра сын Андреа Палладио – Сила. После него строительство доводил до конца еще один выдающийся итальянский архитектор — Скамоцци. Опираясь на чертежи автора проекта, он сумел внести и свои элементы, такие как арочный проход во двор через средневековую крепостную стену, залы "Антиодео" и "Одео". Важно подчеркнуть, что именно Винченцо Скамоцци создал декорации сцены, прославившие этот театр.

Открылся театр "Олимпико" в Виченце 3 марта 1585 года постановкой софокловской трагедии «Царь Эдип».

Структура "Олимпико"

Попав в театр, прежде всего оказываешься в зале "Антиодео", украшенном монохромными фресками, изображающими важнейшие события в жизни Виченце в XVI веке. Затем переходим в Sala dell’Odèo, стены которого расписаны цветными фресками. Оба этих зала, "Одео" и "Антиодео", сегодня используются для проведения деловых конференций и встреч.

Миновав залы с фресками, попадаем в небольшое, по современным меркам, помещение. В нем расположен амфитеатр, оркестр и сцена. Зрительный зал украшен деревянными колоннами, расписанными под мрамор, и из того же материала выполнена сцена. Стоит отметить, что свое название театр "Олимпико" получил благодаря фрескам, изображающим олимпийских богов и украшающим комнату для музыкантов. Потолок в этой комнате изображает небо.

Деревянная сцена — это архитектурная декорация, выполненная в виде триумфальной арки с отходящими от нее улицами, выписанными на уплощенном рельефе и создающими иллюзию глубины. Статуи и колонны поддерживают игру пропорций.

Современная жизнь

Несмотря на довольно почтенный возраст, театр "Олимпико" живет довольно активной жизнью: в нем проходят музыкальные представления, и ставятся театральные спектакли и пьесы.

Однако для того чтобы сохранить этот памятник культуры и архитектуры, внесенный в реестр мирового культурного наследия ЮНЕСКО, вместительность его ограничивают всего 400 зрителями. Театральные постановки идут в нем только осенью и весной. Объясняется это тем, что здание не приспособлено как к летним, так и зимним условиям функционирования: в нем нет систем отопления и кондиционирования. Их не устанавливают специально, так как проведенные исследования показали возможность повреждения деревянных конструкций в случае их монтажа и эксплуатации.

Комментарии