Карен Шахназаров – персона, известная не только в России, но и за ее пределами. Кинорежиссер, сценарист, продюсер и просто незаурядная личность – с ним всегда интересно.
Знаменитые люди, раскрывая формулу своего успеха, среди составляющих всегда упоминают упорный труд, веру в себя и небольшую толику удачи. Все это характерно и для жизни Карена Георгиевича, однако на становление его как личности и на формирование его жизненного пути во многом оказала влияние семья.
Шахназаров – потомок княжеского рода
Родители будущего кинорежиссера хоть и не имели прямого отношения к искусству, однако всегда были людьми увлеченными и разносторонними, окруженными творческими театральными представителями. В их доме были Владимир Высоцкий, Юрий Любимов. У молодого Карена была возможность постоянно посещать многочисленные театральные постановки, удовольствие дефицитное и недоступное в те времена для большинства желающих. И это не прошло бесследно, а во многом повлияло на формирование личности кинорежиссера, его взгляды и роль в искусстве, оставило отпечаток на душевной организации. Следует добавить, что, кроме всего прочего, Карен Георгиевич – выходец древнего армянского княжеского рода, история которого начинается еще в средние века, в Нагорном Карабахе.
Карен Шахназаров пришел в кино, движимый тщеславием, и, как сам признается, поначалу неправильно расставлял акценты, давая оценку работе режиссера, потому как в молодости все видится иначе... Считает, что на самом деле мир кино – это жестокий мир, где архисложно пробиться, а кому это удается – тот храним небесами. Карен Шахназаров окончил ВГИК. Его дебютной картиной считается фильм «Добряки», хотя в 1975–1977 гг. свет увидели две короткометражки: «Шире шаг, маэстро!» (дипломная работа) и «На скользкой дороге». В 1980 году на экраны вышла лирическая комедия «Дамы приглашают кавалеров», в которой Шахназаров выступил в качестве сценариста.
Как все начиналось
Фильмы Карена Шахназарова очень разные. Всего в послужном списке режиссера 15 картин: одни принесли ему известность, другие, как считает сам Шахназаров, получились менее удачными. Среди ранних фильмов Карена Георгиевича можно выделить картины «Мы из джаза» (1983), «Зимний вечер в Гаграх» (1985), лирическую комедию «Курьер» (1986).
Одну из картин режиссера сравнивают с кинолентой «Веселые ребята». Это фильм, даже больше музыкальная комедия, со звучным названием «Мы из джаза». Действие ленты происходит в 20-е годы 20 века, во времена НЭПа – период исторически неоднозначный. Главный герой фильма любит музыку и хочет «нести ее в массы», но все не так просто. Джаз – это музыка, за которую могут и из учебного заведения выгнать, и трудности в жизни устроить. Фильм о дружбе, молодости, любви так пришелся по душе зрителю, что его разобрали на цитаты. Картина вошла в число фильмов-лидеров по кассовым сборам в советском кинопрокате 1983 года.
Отличие от других режиссеров
В 1988 году на экраны выходит картина Шахназарова «Город Зеро» – весьма своеобразная смесь человеческих реалий и странных непонятных событий, граничащих с абсурдом. Фильм повествует о том, как главный герой, направляясь по рабочим делам в город N, попадает в некое пространство, в котором творятся необъяснимые и не поддающиеся логике советского человека вещи. Время там то замирает, то бешено мчится.
Все в точности, как и в эпоху выхода картины в свет – человеку сложно осознать и осмыслить, принять все, что происходит в смутные времена. Но он - существо приспосабливающееся, и то, с чем, казалось, вначале немыслимо смириться, позже уже не вызывает бури негативных эмоций...Следует сказать, что все фильмы Карена Георгиевича не похожи на ленты коллег по цеху. Снятые как мистические проявления в вымышленном пространстве (таком, например, как мистический Город Зеро), они наделены непридуманными героями и фактами. И это связано, прежде всего, с мнением Шахназарова о том, что любой режиссер несет в массы свою точку зрения и видение чего-либо, поэтому он должен подтверждать все свои слова и посылы настоящими знаниями, реальной жизнью.
К фильмам, увидевшим свет в перестроечный период, относятся:
- «Цареубийца» (1991);
- «Сны» (1993);
- «Американская дочь» (1995);
- «День полнолуния» (1998).
Начало 2000-х гг. также ознаменовалось презентацией нескольких картин Шахназарова, среди которых: «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001), «Всадник по имени Смерть» (2003), «Исчезнувшая империя» (2008).
Они заставляют зрителя думать
Любовь, мечты, надежды и ожидания – чувства, знакомые каждому. В жизни любого человека рано или поздно наступает момент, когда приходится делать выбор, чем-то жертвовать во имя кого-то или чего-то. В картине Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя» переплетаются в один узел судьбы нескольких людей. Действующие лица – два друга, которые испытывают чувства к одной девушке – классический любовный треугольник. Их дружба и личностные взаимоотношения развиваются на фоне политических событий в стране, которая в недалеком будущем исчезнет с лица Земли, ее не будет на картах, о ней вскоре забудут потомки.
Что останется? Как сложатся судьбы ребят спустя многие годы? Фильм вызывает противоречивые чувства у киноманов, оставляющих отзывы на различных интернет-ресурсах. Кто-то ругает Шахназарова за неправдоподобность созданных образов, декораций и в целом атмосферы Советского Союза. Другие, наоборот, высказывают интерес, симпатии к фильму и слова благодарности режиссеру за те забытые ностальгические воспоминания, милые сердцу, о стране, которой давно нет, о детстве, об ушедшей молодости... По сути, не так важно, кто больше прав, кто меньше. Главное – фильм заставляет думать, спорить, а значит, он вызывает настоящие человеческие эмоции, не позволяя людям оставаться равнодушными. К слову, в 2012 году Шахназаров снял ремейк на свою картину, правда под другим названием – «Любовь в СССР».По одноименной повести А. П. Чехова в 2009 году была снята картина «Палата № 6». Фильм, как и повесть в классической литературе, рассказывает о докторе психиатрической больницы одного уездного города, который, ведя разговоры с душевнобольным пациентом, сам вскоре теряет рассудок. Все, как и в прозе, однако события происходят в наши дни. И опять некое обособленное пространство (больничная палата №6), в котором происходят непридуманные события с непридуманными героями. Чувства, переживания, мысли – все настоящее. Режиссер переплетает в картине реалии жизни и эфемерный вымысел.
Фильмы Карена Шахназарова о войне
Долгое время Карену Георгиевичу не доводилось работать над военными картинами (только в качестве продюсера в фильме «Звезда» 2002 г.). По мнению Шахназарова, снимать фильмы о войне слишком ответственно, непросто и «затратно» с позиции моральной отдачи. В 2012 году на экраны вышла кинолента, тематику которой годами обходил стороной Карен Шахназаров. «Белый тигр» – военная картина, стоящая отдельно от других работ мастера, потому как решение о съемках фильма было принято в тот момент, когда Шахназаров, как сам признается, понял, что дальше оттягивать некуда. Фильм можно смело назвать первенцем режиссера, некой данью уважения своему отцу-фронтовику. Интересным фактом во время съемок картины было то, что люди, участвующие в массовых сценах, тщательно отбирались на кастингах.
Режиссер искал лица, типажи, характерные военной эпохе, несовременные. В фильме зритель может увидеть огромное количество танков, и все они - собственность материально-технической базы «Мосфильма», предмет гордости Шахназарова. Главная мысль режиссера, отраженная в картине – это размышления о том, что же такое война и можно ли ее назвать естественным человеку явлением. Имеет ли война в принципе логическое завершение или будет периодически возникать в истории человечества? Риторический вопрос, на который нет ответа...Помимо работы в кино в качестве режиссера, Карен Георгиевич неоднократно снимался сам в документальных картинах, посвященных российским киноактерам – Наталье Гундаревой, Леониду Куравлеву, Олегу Янковскому и др.
О человеке Шахназарове
Карен Шахназаров - человек со стержнем. И на многие вещи он имеет абсолютно неожиданную точку зрения. Например, говоря о кино, отмечает, что всегда держит руку на пульсе – если придется, в любой момент готов покинуть профессию (однажды такое уже чуть не произошло), потому как кинематограф – дело молодых.
Режиссер считает, что и так слишком долго держался на плаву. Сравнивая себя с коллегами по цеху, которые стараются все логически просчитать, говорит, что сам всегда поступает по велению сердца, так, как чувствует, в силу своего характера.Шахназаров – личность незаурядная. Помимо режиссуры, он руководит огромной киностудией «Мосфильм» и считает, что ей нет равных в мире, потому что только здесь можно выполнить полный производственный съемочный цикл. Управлять – нелегкая задача, и, оглядываясь назад, Карен Георгиевич откровенно признается, что сегодня бы за это не взялся. Были люди, которые поддержали его в трудные моменты, однако были и те, кто отвернулся от Шахназарова, равнодушно наблюдая за его успехами.
Главное в жизни для мастера – это движение, он считает, что если что-то постоянно делать, к чему-то стремиться, то это обязательно во что-нибудь выльется.
Размышления о будущем
Говоря о будущем, режиссер Карен Шахназаров отмечает, что судьба кинематографа достаточно неоднозначна, в связи с развитием «цифры» в историю уйдут многие профессии, а сама «кухня» съемочного процесса изменится до неузнаваемости. Ведь уже сегодня технологии позволяют делать такое, что еще раньше казалось невероятной фантастикой. При этом мастер подчеркивает, что снимать фильмы, которые будут смотреть последующие поколения, сложно и нельзя угадать, какая именно картина найдет отклик в сердце зрителя. К тому же кинофильм – это творение не одного человека, с которым тебя могут ассоциировать потомки, а целая индустрия, в которой задействовано огромное количество специалистов из различных сфер.Шахназаров – человек сомневающийся. Он всегда много думает, взвешивает, и это нормально, это должно быть присуще здравомыслящей личности. Можно однозначно сказать, что фильмы Карена Шахназарова для всех и каждого, он старается снимать кино, не разделяя людей по моральным, религиозным или политическим признакам. Любит читать – много и все подряд, любит плавать и водить автомобиль, терпеть не может матерщину, мечтает снять фильм-сказку.
Премии и награды
Карен Георгиевич Шахназаров – народный артист и заслуженный деятель искусств Российской Федерации, он отмечен Орденом Почета и Орденом «За заслуги перед Отечеством» за вклад в развитие искусства. В его биографии есть место многочисленным регалиям, среди которых премия Ленинского комсомола, неоднократные премии «Золотого орла», дипломы международных кинофестивалей Лондона и Чикаго, Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства. Но самой важной для себя Шахназаров считает награду Московского кинофестиваля, которой был отмечен фильм «Курьер» в 1987 году. На кинофестивале режиссеру довелось пообщаться со своим кумиром – Феллини. Итальянец принимал участие в мероприятии.
Шахназаров – удивительный человек. Хочется пожелать ему творческого и физического долголетия, неиссякаемого вдохновения, неуемной жажды узнавать, творить, удивлять и удивляться самому, долго оставаться на плаву в бушующем мире кинематографа. А фильмы Карена Шахназарова пускай еще многие лета оставляют след не только в истории мирового кинематографа, но и в сердцах многочисленных поклонников.