На первых ступенях социализации ведущая роль принадлежит семье. Она является главным фактором социальной адаптации человека и именно с нее и стоит начинать рассматривать, как влияют институты социализации на его развитие.
На качество обитания всех членов семьи, взаимоотношения между ними, на детское развитие влияют следующие параметры каждой отдельно взятой семьи:
1. Параметр демографический – наличие и отца и матери, а также наличие детей и родственников, их количество.
2. Параметр социально-культурный – уровень образования всех членов семьи, их активная или пассивная жизненная позиция.
3. Параметр социально-экономический – материальное состояние семьи, занятость членов семьи на рабочих местах.
4. Параметр технико-гигиенический – обустроенность быта семьи, условия жизни.
Положение семьи в социуме, психологическая атмосфера, нормы и ценности, превалирующие в ней, - все эти факторы регулируют отношения между ее членами,
на подсознательном уровне формируют у детей восприятие традиций, шаблонов поведения, способствуют самореализации или, наоборот, навязывают свои приоритеты.
Последствия влияния таких функций семьи, как обеспечение развития ребенка (интеллектуального, эмоционального, физического,); формирование ценностей; формирование понятия о половой принадлежности и поведения, соответствующего полу; влияние на выбор пары и поведение в семейной жизни; выработка уровня самооценки настолько значимы, что проявляются всю жизнь.
Институты социализации, стоящие по влиянию на социализацию человека на втором месте после семьи, это учебные заведения. Социальное воспитание, которое происходит в образовательных институтах, создает условия, помогающие развивать способности человека, его возможности, формирующие ценности, дающие знания, примеры поведения, отношений, что очень важно для общества, в котором живет человек.
Образовательные институты социализации осуществляют социальный опыт через:
- организацию бытовых условий в коллективе, условий жизнедеятельности;
- обучение взаимодействию в коллективе;
- способствование самодеятельности в коллективе.
В процесс образования входит:
- обучение систематическое;
- культурная агитация (это касается неформального образования);
- мотивация самообразования.
Организация образования и социального опыта, их интенсивность, содержание, систематичность и формы зависят от принадлежности учащихся к определенному
этносу и социальной группе. Необходимые духовные, эмоциональные и социальные ценности воспитуемые приобретают в процессе взаимодействия с учителем.
Также благоприятные условия, создаваемые в учебных заведениях, способствуют приспособлению учеников к социуму, которое сопровождается положительными
изменениями их личности.
Следующие институты социализации, влияющие на адаптацию человека в социуме, - это соседи, соседские отношения. Соседи – это группа людей, проживающая на очень близкой территории. Влияние соседства на социализацию человека зависит от уровня его образования, возраста, профессии, положения в обществе и даже от размеров поселения, в котором он проживает. Больше с соседями общаются дети, начиная с дошкольного возраста и заканчивая подростковым. На примере такого общения они приобретают социальный опыт, осваивают социальные роли, и вообще учатся приспосабливаться к социуму. Кроме того, дети как губка впитывают определенные стереотипы, нормы поведения, лексику, разрешения и запреты, бытующие в этой среде. Характер социализирующей роли соседства может быть как позитивным, так и негативным. Соседские связи между взрослыми людьми более тесны в селах, чем в городах и уже не несут такой социальной нагрузки, не имеют такого влияния, как в детском возрасте.
Институты социализации личности часто представлены объединениями сверстников. В группу сверстников могут входить люди на несколько лет младше или старше друг друга, но они обязательно связаны общими идеями, ценностями, интересами. Социализация групп сверстников заключается в приобщении к нормам данного общества, к его культуре, обучении поведению, соответствующему характеру группы, создании условий для самореализации личности.
Все институты социализации личности в комплексе воздействуют на построение социальной стороны мира в человеческом сознании.
Во взаимодействии с разными агентами и факторами механизмы и институты социализации способствуют социальной адаптации личности в обществе.