Примеры профессиональных конфликтов и их разрешения. Виды профессиональных конфликтов

Обществознание учит, что любые социальные отношения включают в себя конфликт. Так устроен мир: что русскому хорошо, то немцу смерть. На почве несовпадения ожиданий, целей и интересов возникают разногласия и коллизии. Как выйти из таких ситуаций с минимальными потерями? Всегда ли конфликт плох? Попробуем разобраться, изучая примеры профессиональные конфликтов: по обществознанию существует целая отрасль на эту тему.

С чего начинается конфликт и чем характеризуется?

Наука определяет конфликт как несовпадение мотивов, целей, ожиданий. Это противоречие может проявляться не только вовне, но и внутри отдельного человека. Конфликт всегда предполагает наличие двух и более не совпадающих между собой точек зрения.

В эмоциональном плане конфликт характеризуется стрессом, напряжением, неприятными ощущениями, даже на уровне 5 чувств. Затянувшийся конфликт, переходя в хроническую стадию, может стать причиной психосоматических заболеваний на личном плане или же негативных групповых процессов в социуме, таких как распад команды, снижение производительности труда, забастовка.

Можно выделить ещё и социальный конфликт: нередки примеры профессиональных конфликтов в обществе. Такими являются печально известные классовые конфликты (в Европе) или кастовые (в Индии).

Отнюдь не сейчас возникли профессиональные конфликты: примеры из истории подтверждают это. Например, XIX век был богат на открытия, а кого из изобретателей сразу признали? Конфликт с общественным мнением у всех первооткрывателей налицо.

Какие науки изучают конфликты

Коллизию интересов изучают самые разнообразные социальные и гуманитарные науки, в зависимости от уровня и причин конфликта. К таким отраслям относится:

  • социология;
  • конфликтология;
  • обществоведение;
  • обществознание;
  • психология;
  • менеджмент;
  • политология и другие.

Многие науки изучают конфликт с самых разных сторон, а для чего?

Нужно ли изучать конфликт?

"Кто предупреждён – тот вооружён", – считает народная мудрость. Именно поэтому знания о конфликте как явлении могут очень помочь не только менеджерам, но и любому человеку.

Внутриличностный конфликт хоть раз переживал каждый; некоторые могут вспомнить и примеры профессиональных конфликтов, например контролёру не раз приходилось спорить с безбилетными "зайцами", а фининспектору – с неплательщиками.

Зная, как обойти или смягчить разногласия, как правильно выйти из спорной ситуации, можно сохранить немало сил, времени и других ресурсов. А наука тем временем уже систематизировала конфликты по различным критериям.

Виды конфликтов и их классификации

По самому общему признаку конфликты можно условно поделить на внешние и внутренние: первые связаны с социумом, окружающим миром, вторые разворачиваются на внутренней арене личности.

В группе социальных конфликтов выделяются рабочие разногласия, среди которых можно обозначить ещё несколько типов противоречий:

  • Трудовые конфликты. Они связаны с отношениями найма во всех его проявлениях и разрешаются в основном в законодательном порядке.
  • Организационные конфликты. Выражаются в несоответствии поведения или установок отдельных работников или группы принятым в трудовом коллективе обычаям и корпоративным нормам.
  • Межличностные конфликты. Независимо от внешней формы выражения, такие разногласия в своей основе имеют личные мотивы.
  • Профессиональные конфликты. Они выступают неотъемлемой частью профильной деятельности и как бы заложены в суть той или иной профессии.

Всё чаще встречаются профессиональные конфликты: примеры из истории могут поведать нам про известного адвоката Кони, работа которого состояла сплошь из конфликтов.

Как соотносятся трудовые и профессиональные конфликты?

Не следует путать конфликты трудовые и профессиональные: общее у них лишь то, что они возникают на деловой ниве. Трудовой конфликт предполагает наличие трудового договора, в связи с которым возникли противоречия, например начальник принял решение об изменении режима работы, а специалист не желает переходить на новый график. Ещё один вариант, когда по коллективному договору сотрудник имеет право на материальную помощь, однако наниматель отказывает ему в этой выплате. В подобных случаях работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам или в суд, так как в основе спора лежит нарушение установленной нормы.

Профессиональные конфликты не связаны с конкретным местом работы или работодателем, а являются сквозными для коллег одной и той же специальности. Примером может служить деятельность педагога, которая полна разногласий с учащимися, их родителями, проверяющими, администрацией. Ситуации могут быть различны: оспариваются результаты контрольной, экзаменов, правильность оформления документов, приемлемость требований. Если преподаватель сменит место работы, то вряд ли таким способом исключит из своей деятельности конфликтные ситуации, ведь они свойственны профессии.

Конфликты в профессиональной деятельности

Как правило, профконфликты не есть результат злонамеренных действий, а являются естественной составляющей профильной деятельности. Такие коллизии возникают, как только лицо начинает заниматься своей специальной деятельностью.

Есть общеизвестные конфликтогенные профессии, такие как юрист, контролёр или налоговый инспектор. Сложно представить себе правоведа, который со всеми соглашается, или контролёра, мило улыбающегося мимо проходящему безбилетнику. Фининспекторов вообще мало кто любит, тем не менее они обязаны работать и обеспечивать требуемые показатели, как это принято в отечественной системе.

Профессиональная ситуация конфликта требует особой стрессоустойчивости и специфического склада личности. Можно ли впечатлительному и эмоциональному человеку выбирать профессию правоохранителя, например? Вероятно, выбрать можно всегда, а будет ли в этом толк – вот в чём вопрос.

Предполагается, что уже на стадии выбора профессии абитуриенты понимают суть своей будущей деятельности. На деле оказывается далеко не так, и о наличии конфликтов в выбранной работе молодёжь догадывается уже много лет спустя, на практике.

Типы поведения в конфликтной ситуации

Обществоведческие науки в процессе исследований выделили несколько типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях:

  • Соперничество. Ныне один из самых популярных способов, незаслуженно возведённый в ранг социально одобряемых. Попытка внедрять подобную систему в школьную программу не выдерживает критики, ведь по существу эта модель основана на силовом удовлетворении собственных интересов в ущерб окружающим.
  • Приспособление, красиво вуалируемое под термином "адаптация". Один из самых распространённых способов поведения в крупных корпорациях, в условиях тотального навязывания норм корпоративной культуры, вне зависимости от установок отдельно взятого работника. Выражается оно в дисгармоничных жертвах своими интересами ради другого.
  • Компромисс. Действует по принципу "ни тебе, ни мне". Подобная стратегия урезает интересы всех сторон и не даёт полного удовлетворения ни одной из них.
  • Избегание – модель для ленивых и опасливых. При таком типе поведения субъект уходит как от взаимодействия с окружающими, так и от стремления к личным целям – этакий наукообразный "пофигизм".
  • Сотрудничество. Кажется, единственный конструктивный выход. Это некий третий вариант, который удовлетворяет интересы всех задействованных сторон. Именно такой выход делает конфликт источником развития.

Разновидности профконфликтов

В этой категории можно выделить подгруппы возникающих противоречий по различным критериям:

  • по сфере деятельности: юридические, сфера обслуживания, медицина, государственное управление и другие отрасли;
  • по направленности нагрузки: физические (усталость, ненормированный день) и моральные (принятие сложных решений, ответственность за других, вынужденное нарушение чужих пределов и другие);
  • по природе возникновения: естественные (когда медик вынужден причинить боль пациенту, делая лечебный укол) и искусственные (связанные с издержками государственной системы, когда госинспектор, сам того не желая, вынужден заниматься бюрократическим сбором излишних документов).

Дальнейший анализ поможет выделить и иные виды профессиональных конфликтов, но критерии у них будут разными.

Примеры профессиональных конфликтов

Немало их в сфере обслуживания, например, при проведении ремонта бытовых приборов, в ателье по пошиву одежды, в парикмахерской. На первый взгляд благодатная и денежная работа, чем не тёплое место? Не тут-то было: работа с людьми всегда предполагает потенциальный конфликт, возникающий из-за недовольства клиента предоставленными услугами.

Государственная служба также не безоблачна, ведь особый статус госслужащего возлагает на него немалую ответственность. К тому же далеко не все готовы выполнять требования того или иного общественного института, а в такой ситуации профильный представитель государства вынужден принять меры, которые могут войти в противоречие с интересами участников системы.

Например, сложно представить себе налогоплательщика, который добровольно и с радостью отдаёт государству налоги. Однако налоговики принимают все меры для получения таких платежей, порой даже и принудительно.

Особо ярким примером профессионального конфликта становится военный или правоохранитель: здесь одновременно переплетаются моральные и физические, естественные и искусственные конфликты. Чего стоит один только случай применения оружия, не говоря уже о военных действиях или задержании подозреваемого.

Столь же конфликтогенна профессия судьи, ведь одна из сторон всегда окажется недовольна принятым решением, считая его незаконным. Примеры профессиональных конфликтов в России неплохо иллюстрирует профессия государственного деятеля: критика в их адрес неизбежна.

Бытовые и профессиональные конфликты: каковы различия?

Из самих названий следует, что такие разногласия возникают в разных сферах социальной жизни и по несхожим мотивам. Чем отличаются бытовые конфликты от профессиональных?

Бытовые связаны с ситуациями совместного проживания, нарушения правил общежития, добрососедства, а в рабочей обстановке – несоблюдения норм поведения в коллективе, создание неудобств сотрудникам.

Если профессиональные конфликты являются по своей сути издержками определённой деятельности, то бытовой конфликт обычно провоцируется или разжигается умышленно.

Бытовых конфликтов можно избежать при доброй воле сторон и склонности к компромиссу, тогда как исключить профессиональные невозможно.

Профориентация – один из способов составить представление о возможных конфликтных ситуациях

Подобный предмет известен всем ещё со школьной скамьи, и поныне он не утратил своей актуальности. Профориентация заключается не только в определении склонности человека к той или иной деятельности, но и в ознакомлении его с профилем выбранной профессии, её содержанием и наполнением, а также рисками и выгодами.

Профориентация при помощи психологических инструментов помогает определить, подходит ли конкретная деятельность тестируемому, ведь для каждого профиля работы существует предпочтительный психотип личности.

Даже если выявлена ведущая направленность деятельности, в её рамках может быть немало профессий с различной конфликтогенностью, которые по силам только определённому складу личности. Можно задать вопрос клиенту: "Приведите пример профессионального конфликта в выбранной профессии", и сразу станет ясно, насколько полно человек представляет себе эту деятельность.

Психологический портрет профессионала

Определяя соответствие выбранной профессии психотипу личности, желательно начать с перечня профессиональных конфликтов в конкретной деятельности. Например, конфликт с потребителем (для парикмахера), с контрагентом (для юриста), с органами власти (для адвоката), с общественными институтами (для религиозного деятеля), с воспитанниками (для педагога).

Отталкиваясь от этих данных, необходимо выяснить, какие черты характера являются желательными для такой деятельности, а какие и вовсе не приемлемыми. Например, для юриста важна настойчивость, для педагога – выдержка, для парикмахера – уступчивость.

В любой профессии хороша высокая стрессоустойчивость, ведь такой человек способен быстро переключаться из одного режима в другой и не воспринимать негатив на свой счёт.

Как снизить уровень напряжения от профессиональных конфликтов

Здесь каждый профессионал при желании найдёт собственный рецепт. Разумеется, существуют и общеизвестные:

  • Опыт – сын ошибок трудных. Со временем нарабатывается психологическая защита от стрессовых факторов, тем самым снижается уровень нагрузки.
  • Установка на конфликт как неизбежную часть любимой профессии.
  • Отстранённость – состояние сознания, при котором профессиональные ситуации как бы наблюдаются со стороны и не имеют отношения к специалисту. Попросту говоря, не так обидно то, что не касается лично.

Очевидно, конфликт не так плох, если выработать к нему правильное отношение. Вряд ли имеет смысл синонимизировать конфликт с негативом, ведь потенциал напряжения по законам физики вполне можно использовать во благо себе и социуму.

Комментарии