Рассказ «Наука ненависти»: краткое содержание (Шолохова М. А.)
Темой данной статьи является написанный в военные годы рассказ «Наука ненависти» (краткое содержание).
Шолохова критики не жалуют за это произведение, впервые опубликованное в газете «Правда» 22.05.1942 г. Уж очень уступает его уровень истинному мастерству классика, ярко проявившемуся в «Тихом Доне».
Соответственно, и мы вынуждены осветить слабые места его. Нет в нем диалектики раскрытия личности, нет «второго дна».
Разница в стиле написания двух вышеупомянутых разных по жанру произведений одного автора поражает. Она столь значительна, словно создавали их два разных человека.
Из-за того, что лауреату Нобелевской премии по литературе писателю Михаилу Александровичу Шолохову в своих более поздних произведениях так и не удалось подняться на уровень «Тихого Дона», злые языки обвиняют его в подлоге, заявляя, что настоящим автором известного романа является вовсе не он. Как тут не вспомнить строки Пушкина: «Художник-варвар кистью сонной картину гения чернит?»
Предложение Давида Ортенберга, от которого Шолохов отказаться не смог
К сожалению такой уничижительный вывод вовсе не опровергает несложный по своей композиции рассказ «Наука ненависти» Шолохова. Краткое содержание произведения сводится к нецивилизованному и настойчивому призыву «Убей немца!». Вся композиция построена так, что читатель непременно приходит сам к такому выводу. Почему классик согласился создать подобное произведение? Начнем с того, что Михаил Александрович не по своей воле взялся за написание рассказа, задуманного в жанре репортажа.
Проницательный читатель почувствует, что автор «Тихого Дона» написал «Науку ненависти» не по своему желанию. Догадку подтверждает исторический факт: главный редактор газеты «Правда» в военные годы, Давид Ортенберг, предложил Шолохову журналистскую работу на фронтах Великой Отечественной. Классик, прежде отчаянно лавировавший, чтобы спасти образ Григория Мелехова, пошел на поводу у пропаганды.
Проработка сюжета
Из НКВД-шного протокола допроса родился замысел рассказа «Наука ненависти» Шолохова. Краткое содержание его заключалось в показаниях политрука Фердмана Зиновия Яковлевича. Прототип главного героя рассказа попал в плен 21.09.1941 г., бежал 26.09.1941 г. и возвратился в расположение Красной Армии 21.11.1941 г. После непродолжительного расследования политрук продолжил службу. Офицеры особого отдела приняли во внимание национальность бежавшего из плена. Поскольку фашисты евреев расстреливали, у того не было мотивации намеренно сдаться в плен.
Показания Зиновия Яковлевича свидетельствовали о зверствах немцев. Они не брали в плен офицеров. Увидев на плененных офицерские лычки, их немедленно расстреливали. Ему же удалось незаметно сорвать свои знаки отличия с кителя.
По словам Фердмана, этапированных пленных содержали под открытым небом, а кормили просом и подсолнухом. В концентрационном лагере их было около 20 000. Желудки несчастных не выдерживали, они умирали. Мертвых по распоряжению надсмотрщиков выбрасывали за забор.
Пропагандистские штампы в сюжете и начало повествования
История пленения и побега офицера легла в основу рассказа «Наука ненависти» Шолохова. Краткое содержание произведения отличалось от оригинальных событий. Композиция рассказа достаточно традиционная. Тот, от имени кого ведется повествование, приехал в фронтовую часть, где служит лейтенант Громов, мобилизованный на фронт механик одного из сибирских заводов. Как видим, Шолохов изменил национальность главного героя в угоду пропагандистским штампам. Рассказчик обратил внимание, что при виде пленных в глазах офицера зажигается огонь ненависти.
Он знакомится с лейтенантом, узнав, что тот побывал в плену. Дважды они встречаются для беседы и лейтенант Громов рассказывает свою историю. Заметим, что сам Шолохов лично с Фердманом Зиновием Яковлевичем не пообщался.
По легенде Михаила Александровича, Громов был женат, имел двух детей. В его семье также проживал отец-инвалид. С патриотичными наставлениями провожали его на фронт родные. Пришел отправить воина в путь и секретарь райкома. Обычно деловой и официальный, он, провожая бойцов на фронт, также расчувствовался.
Лейтенант Громов прибывает на фронт
С июля 1941 года лейтенант Герасимов участвует в боях. Красная Армия отступает, но при этом подразделению, где служит главный герой, удается пленить 15 немцев. О гуманном обращении красноармейцев с пленными устами лейтенанта повествует нам рассказ Шолохова «Наука ненависти». Краткое содержание произведения в дальнейшем строится на принципе антитезы «гуманность - бесчеловечность». Вначале мы слышим от кадровика части фразу, что немцы с советскими пленными и мирным населением обращаются по-другому.
Проработка Шолоховым идеи ненависти к врагам
Далее часть, где служит лейтенант, перешла в наступление. Откровенно говоря, это нетипично для 1941 года. Авторский вымысел очевиден.
Громов рассказывает об увиденным им трупе пятиклассницы, сверстницы его дочери, изнасилованной и убитой фашистами. Подле несчастной валялся учебник географии. Потрясло его и зрелище места казни советских бойцов, где лежала куча нарубленного с них мяса, рядом с которой лежали пилотки изуверски убитых. Лейтенант понимает, что воюет против нелюдей, осатаневших садистов. Писатель, любимый народом, концентрированно пытается вызвать у читателей чувство ненависти к немцам.
Плен
Дальнейший сюжет рассказа поясняет, почему дал ему название Шолохов Михаил Александрович «Наука ненависти». Громов сам проходит через круги ада немецкого плена. Его в бою ранят, и он попадает в руки оккупантов. Те, пленив советских солдат, первым делом расстреляли евреев из их числа. Затем их мотоциклисты из пулеметов перебили отставших от колонны пленных.
Над пленными красноармейцами издевались примитивно и постоянно. Их, страдающих от жажды, напоили водой, смешанной с грязью потому, что по ней прошли танки.
Когда навстречу колонны военнопленных шла танковая колонна фашистов, головной танк «нечаянно» раздавил несколько людей, шедших во главе походного строя. Конвойные при этом не только не препятствовали инциденту, но и смеялись над происшедшим.
Наконец этот смертельный этап закончился, и колонна прибыла в концентрационный лагерь. Несмотря на приближение осени, пленные содержались даже не в бараках. Им не были оборудованы места ночлега, люди спали просто на земле, в грязи. Кормили их скудно, весь рацион состоял из горсти крупы и некипяченой воды. Пленных постоянно избивали палками, прикладами.
Побег
Раны Герасимова начали гноиться, и он пошел в барак для раненных. Вся медицинская помощь ограничилась тем, что бинты сняли, а раны посыпали пеплом. О нечеловеческих условиях содержания пленных повествует в своем рассказе Шолохов («Наука ненависти»). Краткое содержание его, по замыслу автора, можно выразить единой мыслью: врагов следует уничтожать. Логика простая. Она созвучна фразе православного святого, благоверного князя Александра Невского. Ему, как известно, принадлежат слова: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!»
Когда изможденных, спящих на земле в октябре пленных стали отправлять на строительство земляных укреплений, лейтенант Герасимов совершил отчаянный побег. Он лопатой убил конвойного и, вооружившись его автоматом, скрылся в лесу. Обессиленный, изможденный лейтенант едва брел, при этом понимая, что к селениям выходить опасно. На следующий день его обнаружили и спасли партизаны.
Образ лейтенанта
Удивляет современного человека реакция лейтенанта Герасимова на свое спасение. У него нет других эмоций, кроме ненависти. А желание его лишь одно – «вернуться в строй борцов за Родину» и «мстить до конца». Согласитесь, сложно даже сравнить этого человека с Григорием Мелеховым!
Как в целом можно оценить рассказ, который написал полковой комиссар, а затем и полковник М. А. Шолохов («Наука ненависти»)? Краткое содержание, изложенное нами, обнаруживает, что по своим художественным достоинствам он, к сожалению, на несколько порядков уступает «Донским рассказам».
Однако публикацию писателя одобрил «сам» И. В. Сталин. При этом вождь народов пожелал писателю создания новых романов «в таком же ключе». И писатель действительно последовал рекомендации. В 1943-1944 гг. он публикует главы романа «Они сражались за Родину», в котором повторяет попытку внести главную идею – ненависть к врагам. Что из этого получилось? Несмотря на попытки писателя внести в него элементы жизненности за счет юмора, любимой книгой для читателей роман не стал.
Заключение
Данный рассказ есть иллюстрация того, что получается, если конъюнктурную книгу пишет даже классик Шолохов («Наука ненависти»). Краткое содержание брифли-библиотеки действительно существует в Интернете. Однако его наличие и доступность для читателей не следует соотносить с художественной ценностью самого рассказа.
Скорее всего, мы можем сделать вывод, что литературу нельзя творить «на заказ» и «к сроку», поскольку в данном случае произведение вряд ли сильно заинтересует читателя.
Одним словом, вот такой рассказ написал в свое время Шолохов («Наука ненависти»). Краткое содержание и анализ этого произведения были представлены нами в этой статье.