Что такое народности: поиски определения
В советской историософии и эстетике существует такой термин, как народность. Это далеко не однозначное слово, которое требует уточнения и определения. О том, что такое народности и как развивалось понимание этого термина в академических кругах, мы поговорим ниже.
Первое упоминание
Как считается, впервые термин «народность» был употреблен в письме П. Вяземского, которое он написал, будучи в Варшаве, А. Тургеневу. На дворе тогда был 1819 год. С того времени споры о том, что такое народности, не утихали. В первую очередь, это касалось истории, но сильно затронуло также литературу и другие сферы человеческой деятельности и науки. В 1832 году появляется знаменитая формула «Православие, самодержавие, народность». Произошло это с легкой руки С. Уварова, который признал в интересующем нас слове одну из основных категорий философии.
Соцреализм
Как идеологическое понятие, наделенное одновременно эстетическими функциями, термин вошел в формулу соцреализма. Звучала она так: «Идейность, партийность, народность». Но это было уже значительно позже, и об этом мы еще скажем ниже. В общем и целом же до середины девятнадцатого века мыслители, пытавшиеся ответить на вопрос о том, что такое народность, определение чаще всего находили в национальных категориях. Таким образом, понятия «народность» и «национальность» зачастую воспринимались как синонимичные и взаимозаменяемые.
Польская традиция
Но, кроме указанных выше, были и другие трактовки как в пределах России, так и за ее границами. Так, созвучный польский термин narodowość употреблялся в двух идейных значениях. Первое было выдержано в духе Просвещения и подразумевало личность народа-государства. Второе было связано более с Романтизмом и включало в себя понятие личности народа-культуры.
Российская альтернатива
В России тоже существовали, хотя и редкие, альтернативные варианты ответа на вопрос: "Что такое народности?" К примеру, термин могли понимать как олицетворение простонародья, как личность народа из низших сословий, в противовес интеллигенции и дворянству, воспитанных в русле западноевропейской культуры.
Дальнейшее развитие до революции
Постепенно определение того, что такое народности, стало все более приобретать националистическую и даже шовинистскую окраску. Если в середине девятнадцатого века и немного позднее этот термин еще могли понимать как определение самобытной культуры без привязки к национальности, то в годы, непосредственно предшествующие перевороту 1917 года, под влиянием идей позитивизма употребление этого слова было признаком дурного тона и отсталости. А в сознании оно все теснее отождествлялось с националистическими идеями.
Советский период
Что такое народность в истории СССР, сказать однозначно невозможно, потому что содержание этого слова несколько раз коренным образом трансформировалось в советской идеологии. Первоначально от него вовсе хотели откреститься, как от пережитка монархизма. Термин снова стал актуален после 1934 года, когда на XVII съезде большевиков был объявлен конец классовой борьбы и категория «класс» уступила более общей - «советский народ». Соответственно, вместо классовости стали говорить о народности. К концу 30-х годов это слово прочно вошло в советский обиход и возымело столь мощное идеологические значение, что всякие попытки оспорить или отвергнуть его воспринимались как антисоветская деятельность. С другой стороны, не было и ясного определения, позволявшего однозначно указать, что такое народность. В литературе, например, указывалось в числе прочего, что таких писателей, как Пушкин и Толстой, «создал народ» и это было проявлением народности. Кто-то говорил, что писатели выражают народность вопреки своей классовости. Третьи считали, что под этим словом скрывается принципиальный демократизм. Вновь зазвучали определения с нотками национализма. К примеру, выяснить, что такое нации и народности, пытался Г. Поспелов. Он писал, что под этим термином следует понимать «объективную общенациональную прогрессивность содержания». Еще одна версия определения основывается на попытке отождествления народности и партийности. Но чем дальше после Сталина, тем все отчетливее становилось осознание в СССР именно национальной идентичности в ее связи с народностью.
Россия в постсоветский период
Категория народности была воспринята и мыслителями в постсоветский период России. Но, как и в советское время, среди них не наблюдается единогласия. С одной стороны, народность уравнивают с православием, пытаясь возродить ценности знаменитой формулы, желая восстановления монархии. С другой - народность также тесно связывают с национальной идентичностью, проводя между ними знак равенства. Эти две тенденции сходны в одном, а именно в том, что они постулируют превосходство социума, коллектива над личностью, над индивидуальностью. Это пережиток в равной степени как советского, так и имперского строя, и до сего дня он является неизжитым.
Н. Лысенко было высказано мнение о том, что более объективное объяснение того, что такое народность, будет дано в будущем, поскольку термин этот непременно сохранится как мыслительная категория и составная часть будущей, только начинающей формироваться идеологии государства. Сегодня же, по его мнению, можно и нужно ограничиться только весьма условным и расплывчатым определением народности как общерусскости. Но все-таки мейнстримом остается интуитивное соотношение национальности и народности, в которой коллективистское «мы» превалирует над индивидуальным «я».