Введено-Оятский монастырь женский

В самом названии «Введено-Оятский монастырь» заключаются данные о его местонахождении. Стоит обитель на реке Ояти, левом притоке Свири. Река Оять является районом древних славянских поселений и в летописях упоминается с 1137 года.

Древний монастырь

Обычно обители получают свое название от первого своего храма. В этом монастыре храм был освящен в честь введения в него Пресвятой богородицы. Изначально это была мужская обитель, и называлась она Введенский Островский мужской монастырь. Островский потому, что каждой весной, в момент половодья на реке, превращалась в остров возвышенность, на которой располагался монастырь. Позже он получил название Введено-Оятского.

Монастырь (как доехать сюда, мы расскажем позднее) расположен на месте очень древней обители, основание которой предположительно относится к тому времени, когда Русь была порабощена Золотой ордой.

Особо чтимый святой

Первые официальные сведения о нем, упомянутые в житии святого Александра Свирского, относятся к 1545 году. Эту книгу написал ученик святого Иродион. Упоминается обитель в связи с рождением в селе Мандеры, находящемся на правом берегу Ояти, напротив монастыря, в семье вепсских (вепсы - малочисленный финно-угорский народ) крестьян Стефана и Вассы будущего святого, почитаемого в лике преподобных, - Александра Свирского (1448-1533).

Родители его позже приняли постриг и были похоронены рядом на территории монастыря (около 1475-1480 гг.). Существуют сведения, что в те далекие времена в обители жили и монахини, и монахи, и только позже нынешний Введено-Оятский монастырь стал мужским.

Находящаяся рядом крупная обитель

Самим Александром Свирским в Олонецком крае в конце XV века была заложена обитель, которую на пожертвования Василия III возвели в 1533 году. Почему о ней упоминается в этой статье? Потому что в результате шведских набегов и чинимых ими разорений Введено-Островский мужской монастырь прекратил свое существование. А с середины XVII века и до 1764 года он, восстановленный, был приписан к Александро-Свирскому монастырю. Ему была отведена роль хозяйского подворья более крупной обители. А в 1764 году нынешний Введено-Оятский монастырь становится заштатным, то есть обителью, находящейся на собственном обеспечении, без какой-либо поддержки.

Постепенное возрождение самостоятельной обители

До 1817 года все строения монастыря были деревянными. Первым каменным зданием стал второй храм обители - Богоявленский. Он имел теплый придел, освященный в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, трапезную, колокольню (дата возведения которой точно неизвестна) с шестью колоколами.

Строительство велось при участии иеромонаха Кирилла. Постройки были выдержаны в стиле провинциального классицизма. Обитель к тому времени обзавелась хозяйственными постройками, на территории был вырыт колодец, а вокруг монастыря выросла деревянная ограда со Святыми вратами.
Монашеские кельи были расположены по периметру монастыря, который имел и собственную мельницу на речке Чегле, притоке Ояти. Позднее, в 1862 году, при монастыре был еще и лесопильный завод. Старый двухэтажный Введенский храм, который с момента возведения оставался деревянным и холодным, в 1836 году перестроили, и новый его придел был освящен в честь Петра и Павла. Учитывая, что обители принадлежало еще и 500 гектаров земли, можно предположить, что она и не нуждалась ни в какой помощи. Хозяйство было хорошо налажено, а в 1910 году нынешний Введено-Оятский женский монастырь лишился ветхой деревянной постройки, оберегающей место погребения отца и матери местного святого, и на ее месте возвели собор Богоявления Господня. Величественный храм имел три придела и был построен по проекту А. П. Аплаксина, епархиального архитектора. Собор был возведен в модном тогда неорусском, или псевдорусском, стиле.

Обычная послереволюционная участь

К началу 1917 года эта обитель была самой малочисленной – в ней проживало всего 10 монахов и три послушника. Трагическая участь большинства культовых сооружений православной церкви не обошла стороной и эту обитель. Решением властей она была закрыта, а все проживающие на тот момент в монастыре монахи и иноки вместе с настоятелем были уничтожены здесь же, у стен обители. Храм стал клубом, а трехъярусная колокольня - водонапорной башней. Многие постройки подверглись разрушению.

Возрождение в новом статусе

И вот в таком ужасном виде в 1991 году бывший монастырь был передан Свято-Троицкому Измайловскому собору. В декабре месяце 1992 года началась новая жизнь подворского хозяйства собора. Обитель была возрождена, но стала она называться Введено-Оятский женский монастырь, первой настоятельницей которого была ныне почившая Лидия Александровна Коняшева (в миру), или матушка Фекла. Сегодняшняя настоятельница – монахиня Иоанна. Потихоньку отстраивается Введено-Оятский монастырь. Источник, забивший возле него в конце прошлого века, стал одной из его достопримечательностей.

Чудотворная сила

Родник на Ояти в этих местах был всегда. Раньше, до революции, он считался сильнейшим исцеляющим святым источником. Кроме того, что, по преданиям, этой воды боятся бесы, источник помогает женщинам избавиться от бесплодия и излечиться от других женских болезней. Вода в нем минеральная. Интересно то, что температура ее не понижается ниже 12 градусов в течение всего года. Вода не только теплая, она содержит йод и радон. Святой источник Введено-Оятского монастыря имеет свою интересную историю.

Чудесное возрождение

В годы воинствующего атеизма комсомольцы боролись со святым родником – его засыпали. А потом, может быть, потому, что рядом была водонапорная башня в бывшей колокольне, вода ушла и вновь забила, как утверждала матушка Фекла, после неистовых молитв монахинь. Вода была им жизненно необходима, так как власти перекрыли водопровод, идущий в монастырь. Источник забил снова. И тут возле ожившего родника стали крутиться энергичные представители зарождающейся буржуазии, пожелавшие продавать святую целительную воду. Как только ее начали фасовать по бутылкам, вода опять пропала и вновь вернулась после закрытия предприятия.

Популярность святого источника

Сейчас монастырь активно восстанавливается, а источник пользуется невероятной популярностью. Над ним установлена часовня в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник», а возле естественного пруда, в который вытекает йодисто-радоновая вода, сооружена купальня. Слава о целительной силе источника распространилась далеко, и паломники, верующие в его святую силу, стремятся в Введено-Оятский монастырь.

Станция "Оять" - главный ориентир

Как доехать к целительному источнику? Обитель относится к Санкт-Петербургу и расположена на Большом Сампсониевском проспекте, в доме под номером 53. Женская обитель находится недалеко от Александро-Свирского монастыря, от которого, проехав совсем недолго по мурманской трассе, нужно свернуть к железнодорожной станции "Оять", и всего через 5 км вы окажетесь у искомой обители.

На эту же станцию можно приехать с Ладожского и Московского вокзалов Санкт-Петербурга, от которого монастырь удален на 200 км.

Комментарии