Балерина Марина Семенова: биография, личная жизнь, фото

Марина Тимофеевна Семенова, балерина от Бога, появилась на свет в Санкт-Петербурге 12 июня 1908 года. Танцевала она с той поры, как стала на ноги, сначала сама, потом обучалась в танцевальном кружке. Когда ей исполнилось десять лет, её приняли в хореографическое училище, где её учителем стала мать легенды советского балета Галины Улановой - М. Ф. Романова.

Учителя-звёзды

Стоял голодный и холодный 1918 год. В Питере было очень неуютно, но на занятиях обо всём этом забывалось. Педагог весёлую и податливую в обучении девочку очень полюбила, а Марина свою преподавательницу просто обожала. Каково же было её изумление и горе, когда юная балерина узнала, что её переводят через класс и, значит, учиться она теперь будет у неописуемо строгой А. Я. Вагановой. Однако первый же урок показал, что и Агриппина Яковлевна умеет не только подхваливать учениц, но и откровенно восхищаться. Отношения были налажены.

У Галины Улановой не только мать была балериной, вся её семья состояла из потомственных артистов, даже начало этой преемственности потерялось среди поколений. А Марина Семенова выросла в самой простой и многодетной семье - у её матери было шестеро детей. Отец рано умер, и мать через несколько лет снова вышла замуж. Марина Семенова оказалась везучей: очень мягкий, добрый и отзывчивый, повидавший многое в жизни моряк стал для всех шестерых родным и близким человеком, вторым отцом.

Путь в балет

Близкая подруга матери Марины - Екатерины Евгеньевны - была балериной-любительницей, на благотворительных концертах часто выступала с собственными сольными номерами, она же вела танцевальный кружок, в который пришли однажды две сестры - Валерия и Марина. В процессе обучения последняя показала не только удивительную пластичность и музыкальность, но и целеустремлённость, и редкую в её возрасте работоспособность. Екатерина Евгеньевна, послушав отзывы своей подруги, решила, что девочку стоит профессионально обучать балету.

В хореографическом училище, однако, Марина Семенова поначалу не произвела должного впечатления. Она была худенькой, малорослой и очень застенчивой. И тут ей снова повезло. Среди экзаменаторов оказался Виктор Семёнов, один из ведущих танцовщиков Мариинского театра. Может быть, он заметил в девочке божью искру, но комиссии возражать не стал, просто в шутливой форме попросил принять в училище его однофамилицу.

Первые спектакли

Учась в хореографическом училище, Марина Тимофеевна Семенова участвовала сначала в маленьких концертных номерах, а к выпуску исполняла и главные партии балетов. "Ручей" Делиба, её выпускной экзамен на сцене Мариинки, стал фурором в среде знатоков и любителей балета. Более того, Марина Семёнова сделала это выступление большим событием театрального сезона Ленинграда.

В газетах появились восторженные рецензии, в которых Марину сравнивали с Анной Павловой, описывали взволнованный и шумный восторг зрительного зала. Это единодушное восхищение вызвала шестнадцатилетняя Марина Тимофеевна Семенова, биография которой только начала становиться легендарной.

Начало в профессии

Кто бы тогда знал, что счастье общения с великолепной балериной, воспитавшей к тому же не менее талантливых танцовщиц, продлится ни много ни мало ещё 86 лет. Марина Тимофеевна Семенова, биография, годы жизни которой оказались сколь плодотворными, столь и длинными, прожила почти сто два года. А тогда эту молоденькую ученицу Вагановой сравнили сразу со всеми легендарными балеринами прошлых времён. Даже "Тальони XX века" назвали.

Ленинградский театр был покорён выпускницей хореографического училища настолько, что в данном случае нарушились все вековые балетные традиции. Танцевальная техника у неё была на таком недосягаемом для обычных выпускниц уровне, что Марина Семенова сразу после выпускных экзаменов стала в труппе ведущей балериной! Никто не возразил, все видели, как она высоко прыгает, как легко в одном прыжке летит расстояние в половину сцены.

Её балеты

Марина Тимофеевна Семенова, фото которой демонстрируют самые разные образы, созданные ею на сцене, танцевала исключительно артистично. Многогранный талант перевоплощения позволял ей проникновенно и достоверно воплотить любую свою роль.

Маша из "Щелкунчика" - светлая и одновременно грустная, реальная и одновременно фантастическая; Китри из балета "Дон Кихот" - гордая, дерзкая, полная огня и азарта; Эсмеральда, юная цыганка, загадочная, недосягаемая, одновременно манящая и лучезарная - такие разные, с самыми противоположными характерами роли удавались ей одинаково хорошо.

Жизель тоже была прекрасна и принесла Марине Семёновой всемирную славу на гастролях в Париже, где она дебютировала именно в "Жизели". Однако из репертуара Марины Жизель ушла.

Зловещие годы

Она к тому времени стала настоящей роковой красавицей. И конечно же, знала себе цену. Её окружали высокопоставленные поклонники, восхищённые красотой и талантом, которые гордо несла по жизни балерина Марина Семенова. Личная жизнь же приносила всё более и более тяжёлые испытания.

Её мужа, работавшего послом в Турции, внезапно арестовали в 1937 году, а Марина долго находилась под домашним арестом сначала как жена врага народа, а впоследствии как жена изменника родины. В первом случае жить было можно, хотя работалось и нелегко, во втором её ждал статус невыездной и приготовленный чемоданчик с бельём.

Так светская львица, цветок советской элиты, блиставшая на дипломатических раутах, поскольку превосходно владела языками, особенно французским, вынуждена была затаиться и ждать худшего. Однако власть её в эти годы дважды щедро поощряла: Марина Семенова получила звание заслуженной артистки РСФСР в 1937-м, стала лауреатом Сталинской премии в 1941 году.

Отзывы знаменитостей

Балерина Татьяна Вечеслова посвятила Марине Семёновой много приязненных, тёплых слов в своей книге. Она писала, что юная танцовщица была уже профессионалом, поражающим воображение, настолько отточено было каждое её движение, настолько оно было гармонично.

"Баядерка", "Раймонда", "Спящая красавица", "Дочь фараона", "Конёк-Горбунок", "Коппелия" - любую партию Марина разучивала за пару месяцев. Она танцевала без устали и с всевозрастающим успехом у публики. А. В. Луначарский рассказывал С. П. Дягилеву в Париже, как исключительно хороша молодая Семёнова в Ленинграде. Стефан Цвейг, увидев Марину на сцене, предсказал ей великое будущее.

"Лебединое озеро"

Классический репертуар практически в полном объёме был по плечу этой прекрасной балерине. Состоялся ещё один дебют в настоящем шедевре Петра Ильича Чайковского: Семёнова танцевала главную партию в балете "Лебединое озеро". Марина настолько прониклась ролью, что зрителям казалось, что не робкая девушка, которую заколдовали, выслушивает признания, ещё ничего не зная о настоящем чувстве, а птица, сильная, пленённая, стремится к свободе, где можно расправить белые крылья и улететь.

Зигфрида танцевал тот самый однофамилец - Виктор Александрович Семёнов, премьер театра и теперь уже художественный руководитель Ленинградского училища, которому она была столь обязана и который был вдвое старше неё. Эта разница не помешала ему добиться руки прелестной партнёрши и стать её первым мужем. Однофамильцы поженились.

В тридцатых годах Марину и Виктора перевели в Большой театр, они переехали в Москву, где жизнь молодой балерины на некоторое время засияла особенно яркими, а главное, новыми красками. Муж и жена хоть и привыкли работать в паре, поскольку рядом танцевали большую часть спектаклей, вместе гастролировали, но судьба всё-таки не позволила им долго наслаждаться счастьем. Семейная пара распалась, и Марина Семёнова, не оформляя свой брак юридически, стала женой государственного деятеля и видного дипломата Л. М. Карахана.

Несмотря на то что Семёнова очень скучала о родном городе, о единственно любимом театре, о самой лучшей своей наставнице, она легко осваивала роль за ролью. Технические трудности для неё почти не существовали, и особенно любила она новые постановки современных спектаклей. Однако самой любимой, трепетно хранимой памятью сердца так и осталась роль Одетты из "Лебединого озера".

Педагогика

Настало и то время, когда пришлось целиком отдать себя будущему поколению танца. В пятидесятых годах Марина Тимофеевна Семенова начала свою не менее легендарную педагогическую деятельность. И вспоминала, вспоминала... И другим возвращала память. Когда в 1997 году в Большой театр вернулась опера Глинки, которая наряду с "Лебединым озером" некогда служила визитной карточкой лучшего театра страны, на самое почётное место в зале усадили Марину Тимофеевну, потому что многие помнили, как в победном, далёком 1945 году она блистательно танцевала в опере "Иван Сусанин" этот изумительный вальс.

Герой Социалистического Труда, профессор РАТИ, народная артистка СССР прославила советский балет не только артистической деятельностью, но и педагогической. Имена её непревзойдённых учениц свидетельствуют лучше любых эпитетов. Вот они, взращённые ею прекрасные мастера балета, звёздный класс Марины Семёновой - "Семёновский полк", как шутили нижеперечисленные: Майя Плисецкая, Наталья Бессмертнова, Надежда Павлова, Нина Тимофеева, Наталия Касаткина, Людмила Семеняка и многие-многие другие из пополнивших славу русского балета.

Столетний юбилей балерины в 2008 году вся Москва отпраздновала с размахом. Большой театр показал именно те балеты, в которых блистала Марина Семенова: "Лебединое озеро", "Раймонда", "Баядерка". Она пережила все наши революции, все наши войны, но классическому искусству не изменила даже в самые трудные времена. Столетний юбилей она тоже пережила и отпраздновала. Умерла она на сто втором году своей великолепной жизни, в 2010-м. Похоронили Марину Семёнову на Новодевичьем кладбище.

Комментарии
Эта женщина-образец для подражания!