Беспощадный российский хоррор «Пиковая дама». Отзывы о проделках отечественного мстительного духа
Детская страшилка или городская легенда о Пиковой даме знакома каждому соотечественнику. Построить на ее основе фильм ужасов – потенциально выигрышная попытка, странно, что до Подгаевского об этом никто не додумался. Фильм «Пиковая дама» отзывы получил неоднозначные. Но мнение большинства критиков едино: это стандартный кинопроект, использующий проверенные сюжетные повороты, канонически жанровые клише. Спектр ассоциаций, вызванный просмотром киноленты, широчайший – от «Мамы» до «Женщины в черном».
Обязательная программа
Сценарист и режиссер Святослав Подгаевский, искренне любящий и понимающий жанр, снимая фильм «Пиковая дама» (отзывы как один подтверждают данный факт), уверенно откатал «обязательную программу». Ему удалось исполнить все основные элементы на удивление грамотно, заставляя приевшиеся штампы работать и не позволяя зрителю скучать. Со связанностью и динамикой повествования все в порядке. Соответствующее мрачное музыкальное сопровождение обеспечивают тревожные мелодии Павла Руминова, который вернулся в жанр хоррора после «Мертвых дочерей». Сочная картинка среди гнетущей атмосферы – заслуга оператора Антона Зенковича и его «депрессивной» камеры. А антураж квартир отечественных новостроек при просмотре фильма «Пиковая дама» отзывы называют главной отличительной чертой, благодаря которой не спутаешь российский хоррор с заокеанскими собратьями.
Сюжет
Рецензии и отзывы на фильм «Пиковая дама» с огромным сожалением отмечают, что сюжетные перипетии хоррора, скрывающиеся за стильной впечатляющей картинкой, не блещут ни оригинальностью, ни новизной. Четверо разновозрастных подростков решаются провести мистический обряд по вызову Пиковой дамы. Непосредственно исполнителем становится двенадцатилетняя Анна (Алина Бабак), после чего вся компания становится объектом преследования для явившегося в наш мир потустороннего существа. Защитником детишек становится отец главной героини и привлеченный «специалист». «Пиковая дама» - ужасы, отзывы о которых только и делают, что твердят о вторичности и алогичности фильма.
Актерский кастинг
Непременно стоит отметить, что более чем удачное попадание почти всей актерской команды в стереотипы жанра является огромным преимуществом картины «Пиковая дама». Отзывы критиков о мастерстве привлеченных актеров преимущественно хвалебные. Исключением стала лишь Евгения Лоза, которой, по мнению киноманов, не удалось проникнуться идеей хоррора и раскрыть потенциал своего персонажа. Особенно отличились и выигрышно смотрелись на фоне остальных Игорь Хрипунов, Алина Бабак и Владимир Селезнев. Актерское исполнение Алины жутко напоминало Линду Блэр из «Изгоняющего дьявола», Хрипунов убедительно смотрелся в образе обывателя, столкнувшегося со сверхъестественным впервые. Ну а Владимир Селезнев воплотил в себе собирательный образ борцов с нежитью от Ван Хельсинга до старушки-медиума из «Астрала».
Первая ласточка
Отечественный кинематограф, пытаясь уйти от авторского кино и начать формировать типичную «зрительскую» индустрию, пытается работать на развлекательные жанры. Значительных успехов на данном поприще пока не наблюдается, но «Пиковая дама» (отзывы кинокритиков тому доказательство) - заметный шаг в этом направлении. Детище Подгаевского - настоящий «попсовый» кинопродукт, мистический хоррор, который хоть и заглядывается на американские ужастики и собирает их штампы, но имеет адекватную рабочую конструкцию. А во вторичности и алогичности можно упрекать любой современный фильм ужасов.
Структура фильма
Структура картины состоит из условных двух неоднородных частей. Первая фокусирует внимание на группе подростков, проводящих черный обряд, и появлении автомеханика – разведенного отца Анны с довольно туманным прошлым. После удачного вызова подростки пытаются понять, что нужно мстительному духу и как от него избавится. В это время кто-то из них умирает мучительной смертью, кого-то просто основательно пугают. В этой части режиссер демонстрирует уверенную качественную работу с жанровым инструментарием. Далее начинается вторая часть, в которой появляется «специалист», знающий гораздо больше окружающих. Тут же запускается серия «объяснительных» диалогов, действие переключается на взрослых персонажей. Кульминацией становится акт изгнания демона, происходящий в больнице и жутко напоминающий «Шкатулку проклятия».
"Пиковые дамы" отечественного кино
Судя по тому, что кинокартины по пушкинской «Пиковой даме» снимались еще на самой заре возникновения кино в России, это произведение пользуется огромной популярностью среди людей искусства. Причем снимать легко – не нужны громоздкие декорации, нет батальных сцен, зато драматизма предостаточно.
- Первая постановка - короткометражка «Пиковая дама» (1910 г.). В проекте постановщика Петра Чардынина мало что осталось от оригинала, лишь кратко изложенная основа. Причем за основу была взята опера, а не сама повесть. Музыкального сопровождения нет, только титры. Стилистика того времени – театральность, обилие грима. Смотреть любопытно.
- Вторая экранизация «Пиковая дама» (1916) – новаторская постановка Якова Протазанова. Картина удивляет продуманностью экранных композиций, крупностью планов, освещением и двойными экспозициями. Актерская игра, особенно короля русской немой киноиндустрии Ивана Мозжухина, более чем психологична и нюансирована. Режиссер смело экспериментирует с приемами ретроспекций, авторским видением героев.
- Третья картина – «Пиковая дама» (1960). Режиссер Роман Тихомиров представил на суд зрителя вечную классику в прекрасном исполнении. Это добротный фильм-мюзикл, снятый по мотивам пушкинской повести с оперной аранжировкой великого П.И. Чайковского.
- Четвертая экранизация – «Пиковая дама» (1982 г.). Фильм также снят по одноименному произведению А. С. Пушкина. Все без исключения отзывы на фильм «Пиковая дама» (1982) отмечают отличительную черту – режиссер Игорь Масленников вводит в сюжет автора-рассказчика, которого сыграла Алла Демидова. Сценарист Александр Шлепянов не изъял из оригинала ни слова. Зритель слышит «пушкинский» язык, который характеризует всю эпоху, формируя атмосферу киноленты.