Современный балет невозможно представить без Михаила Фокина. Он оказал революционное влияние на этот вид искусства. Выдающийся реформатор балета, который стал основой для славы русской школы во всем мире в 20 веке, – Михаил Фокин. Он прожил яркую жизнь. Становление художника проходило в непростые времена, но это не сломило его дух и только укрепило веру в силу искусства.
Детские годы
Михаил Фокин, краткая биография которого не может уместиться в нескольких словах – прародитель современного балета, начал свой путь в далекой от танца среде. Он родился в семье зажиточного купца, и отец категорически не желал видеть сына танцовщиком. Но мать, одержимая балетным искусством, сумела противостоять мнению мужа. Она отдала сына в хореографическое училище, в класс представителя знаменитой балетной династии Николая Легата, тем более что мальчик обладал великолепными природными задатками. Также учителями Миши были Павел Гердт и Платон Карсавин, выдающиеся танцовщики своего времени. Петербургское училище исключительное значение придавало балетной технике, и ученики долгие часы проводили в классах, а также участвовали в постановках Мариинского театра. Поэтому основное формирование Михаила Фокина происходило в балетной среде, он проникался духом классической школы, видя ее достоинства и недостатки.
Семейное образование помогло маленькому танцовщику получить начальные знания по музыке и рисованию и развить свои природные способности, в дальнейшем Михаил даже всерьез размышлял о художественной карьере. И, конечно, эти знания ему пригодились при работе постановщиком.
Балетная карьера
Выступать на великой сцене Мариинки Фокин начал еще в школьные годы, он был задействован в спектаклях «Щелкунчик» и «Спящая красавица». По окончании училища его зачислили в труппу театра, и он довольно быстро вырос до солиста, исполняя партии в «Корсаре», «Спящей красавице», «Пробуждении Флоры» и других постановках.
Однако танец не давал ему ощущения полноты жизни, он видел себя постановщиком. Наблюдая за работой выдающихся хореографов М. Петипа и Л. Иванова, Михаил Фокин вырабатывал собственный взгляд на классический балет, и у него появилось устойчивое мнение о необходимости модернизации танца.
Михаил Фокин: балетмейстер-новатор
Первые постановки Фокину доверили еще во время учебы в училище. Но настоящим балетмейстером он становится только 1905 году, а позже будет официально принят на должность постановщика в Мариинском театре. Изучая систему танца М. Петипа, Фокин начинает формулировать собственную теорию. Еще будучи начинающим танцовщиком, он пишет письмо руководству театра с предложениями о реформировании балетных постановок, но тогда на него просто не обратили внимания.
Первые заметные работы появляются в 1907-08 годах: «Египетские ночи», «Умирающий лебедь», «Шопениана», когда становится все более известным выдающийся балетмейстер Михаил Фокин. Биография резко изменяется после его встречи с Сергеем Дягилевым. Антрепренер предложил постановщику принять участие в создании балетных спектаклей для гастролей в Париже. В течение трех лет Фокин является единственным хореографом Русских сезонов, за эти годы он смог собрать вокруг себя выдающуюся команду, в которую входили А. Бенуа, Л. Бакст, Анна Павлова, В. Нижинский, И. Рубинштейн, Т. Карсавина. Он создает свои выдающиеся работы, которые до сих пор восхищают зрителей. Это спектакли «Шехерезада», «Карнавал», «Жар-птица», «Подводное царство», «Нарцисс», «Синий бог», «Призрак розы», и вершина творчества - «Петрушка» на музыку И. Стравинского.
До 1918 года Фокин совмещал работу с Дягилевым с постановками в Мариинке, но события в России вынудили его покинуть страну, со временем он перебирается в США, где открывает первую балетную школу и ставит спектакли с русской музыкой: «Русские праздники», «Громовая птица», «Паганини» на музыку С. Рахманинова и «Русский солдат» Прокофьева. Всего за свою жизнь Фокин поставил 70 балетов, каждый из которых имеет свои находки. Он прививает Америке любовь к классическому балету, формируя национальную школу и традицию. Балеты Фокина стали настоящим достоянием искусства танца в 20 веке, он смог создать собственную школу и совершил ряд открытий.
«Против течения»: реформаторские идеи Михаила Фокина
В начале 20 века балет переживал не лучшие времена, он считался умирающим искусством, ему требовался новый толчок для развития. Танец нуждался в новом творце-спасителе, и таким балетмейстером для русского балета стал Михаил Фокин. Творчество этого художника навсегда изменило представления о классическом танце и дало балету новый толчок к развитию. Реформа Фокина заключалась в том, что он предложил создавать не отдельные танцы, а целостные произведения, в которых гармонично сочетались пластика, музыка и декорации. Также его заслугой было возрождение мужского танца, который совсем уже исчезал к тому времени. Он создает новые жанры: балеты-миниатюры, бессюжетные пластические зарисовки.
Сотрудничество с великими
В своем творчестве Фокин старался сотрудничать только с единомышленниками, людьми, влюбленными в искусство. Он проникся идеями кружка «Мир искусства» и активно привлекал выдающихся творцов к созданию своих спектаклей. Отдельная тема в биографии балетмейстера - это тандем: Михаил Фокин и Анна Павлова. Они вместе начали работать над спектаклем «Шопениана», который в полной мере продемонстрировал гений обоих творцов.
Еще одной значительной удачей Фокина стало открытие Вацлава Нижинского, которого он увидел в учебном классе и пригласил в свой спектакль. На протяжении нескольких лет танцор был занят в каждом спектакле Фокина.
Частная жизнь
Жизнь гениев часто трудно сочетается с семейной, но есть счастливчики, которым удается это объединить, именно таким был Михаил Фокин. Жена постановщика - балерина Вера Антонова - участвовала в постановках Фокина, она родила балетмейстеру сына, а также всю жизнь помогала мужу.
В частности, с ее помощью была открыта балетная школа в Нью-Йорке, в которой Фокин работал до конца жизни.