Поговорки и пословицы о добрых делах и про добро
Пословицы о добрых делах – меткие народные изречения, словосочетания, обладающие большой исторической стойкостью, переходящие из поколения в поколение.
История зарождения пословиц
Пословица – продукт устного народного творчества, порождена стихией устной речи. Она отразила черты национального быта, способы хозяйствования, родственные отношения, нравственные нормы, оценки поведения, жизненные ритуалы. Ведь искусство пословицы возникло изначально в речи крестьян, плотников, ямщиков, кузнецов, охотников, бондарей. Пушкин говорил, что учился языку у московских просвирен, то есть слушая поговорки, пословицы, которыми пересыпали свою речь просвирни – женщины, выпекавшие ритуальные церковные хлебцы.
Что привлекает в пословицах
Пословица схватывает жизненное наблюдение и придает ему, используя образную форму, расширенный объемный смысл. Когда мы произносим: «Лес рубят – щепки летят», мы видим перед собой вполне конкретную картинку работы лесоруба. Но имеем в виду нечто другое: решительные, даже роковые действия неизбежно затронут и тех, кто к ним не причастен.
Пословицы о добрых делах мы как раз и любим за то, что истина, которую из них можно извлечь, не может быть надуманной или поддельной. Она непосредственно рождена жизненной практикой, опирается на опыт не одного поколения людей, чьим неустанным трудом и творится непрерывность жизненного потока. А применяться может одна и та же пословица к множеству житейских, и не только житейских, ситуаций и случаев.
Емкие народные притчи
Малые фольклорные формы концентрируют основные мировоззренческие понятия народного сознания такими, какими они складывались и бытовали на протяжении столетий, сопутствовали многочисленным историческим испытаниям. Это базовые, опорные максимы, представления о жизни и смерти, правде и лжи, пословицы о добрых делах, о справедливости и человечности.
«Доброе дело крепко» – утверждает пословица. И это убеждение красочно детализируется: «Доброе дело не горит, не тонет». Когда же говорится о хорошем деле, что оно живет два века, конечно же, имеется в виду не хронологическая единица – сто лет, а срок, отпущенный человеку. А это означает, что память о достойном поступке надолго переживет человека. И более того, эта память так прочно входит в жизнь, что «собака не забудет старое добро».
Опоры народной морали
Пословицы о доброте и добрых делах изображают хороший благотворный поступок как нечто естественное, лежащее в человеческой природе: доброе дело ни от кого не скрывают, но ему не нужна шумиха, показное славословие: «Доброе дело само себя хвалит», то есть само за себя говорит. И, в отличие от лиха (зла), ходит тихо.
«Хорошее дело умножает добро», служит его распространению и укреплению. «Добрый человек добру и учит». Такого человека сравнивают с источником света.
Сотворенное для людей добро приносит уважение и почет тому, кто его содеял, – так учат пословицы о человеке и его добрых делах. Недаром для хорошего человека всегда находят достойное место – красный угол избы.
«Кто добро творит, тому Бог отплатит» – за этими похожими изречениями стоит убежденность в том, что добрый поступок непременно вызывает ответный симметричный отклик. Но и это еще не все: совершать добрые дела – значит собственную судьбу сделать счастливее. «Добро творить – себя веселить». А вот тем, кто никому не приносит добра, плохо живется.
Доброе – худое, злое
Доброе деяние противостоит злу, которое (и пословицы очень зорко это видят) достаточно прочно укоренено в мире. Оговоримся сразу, что семантика слова «худой» изменилась. Если для нашего современника, зациклившегося на проблемах похудения, это определение идеального состояния собственной физической комплекции, то литературный русский язык еще помнит, что худой - синоним плохого, злого.
«Добро, что клад ищут, а худо – под рукой». Подобных высказываний, где доброе и худое выступают как пара антагонистов, можно привести немало. В них присутствует глубокий подтекст: если вдуматься, то нельзя не увидеть, что злое, худое берет верх там, где проявляется безразличие, безволие, беспечность, оно всегда под рукой, в то время как хорошее дело требует усилий. «Добра ищи, а худо само придет». А если ума на доброе дело не хватит, уверяет пословица, так хватит на худое.
Если добродетель надо искать, как учат мудрые народные речения, то открыть ее можно и в лихом человеке. «И в мякине (в отбросах, остающихся после обмолота) зерна находятся».
Что может слово
Пословицы и поговорки о добрых делах относят к последним и благожелательные слова, то есть произнесенное слово приравнивается к действенному поступку. Причем непременно к конкретному действию, точно обозначенному. «Доброе слово железные ворота отопрет». Приветливое слово даст в руки посошок, оно способно дом построить, а злое может его разрушить. Ласковое слово, кстати произнесенное, уподобляется дождю в засушливую пору. В способности найти и одарить другого словами поддержки пословица обнаруживает подлинную ценность человека, его богатство – и бездомный станет богачом, если сможет доброе слово найти.
Пословицы о добрых делах для детей
Богатейший состав этих словесных кладов – пословиц складывался для всех: и старых, и малых, и богатых, и бедных в равной степени. Ребенок слышал и запоминал, проникался высказываниями, смысл которых во всей полноте, возможно, мог открыться ему только в зрелом возрасте. Ритмически организованная, пронизанная созвучиями форма изречения призвана запечатлеться в памяти, которая пронесет его через года. Собственно, это и был единственно возможный способ сохранения пословицы как краткой притчи, средство передачи информации в те времена, когда грамотность не была массовой. Пословица, действительно, должна «ходить» в людях.
Пословица может легко запомниться в детском возрасте еще и потому, что она нередко обладает очень яркой, даже хлесткой образностью, иронической или шутливой интонацией: «Доброму добро, а худому пополам ребро» уверяет, что добрый пес лучше, чем худой человек.
Существует пословицы о добрых делах и поступках с явным поучительным дидактическим уклоном. О них не скажешь, что они предназначались специально для детей или юношества. Заложенные в них советы, вовремя высказанные, всегда и для всех уместны: «Доброе дело никогда не поздно делать».
Есть среди них и такие, которые прямо указывают, чему надо с малых лет учиться – доброму. Потому что тогда худое на ум не пойдет. Еще одно пословичное предупреждение: не хвали себя, сделав доброе дело. Пусть дети усваивают с молоком матери, что хорошее полезное людям дело без награды не останется.
Языки другие, а смысл близкий
Если мы рассмотрим пословицы разных народов о добрых делах, менталитет которых сформирован в других природных и исторических условиях, то увидим, что пословицы везде и во все времена поднимают приносящие благо поступки.
- Англичане говорят: «Доброе имя лучше богатства».
- Китайские пословицы выказываются более решительно и определенно, утверждая, что дурному никогда не одолеть хорошего, и что добрый человек никогда не обеднеет. Доброе дело – это проявление силы, потому что доброму человеку и небо помогает.
- Армянская утверждает, что и мечу не под силу то, что сможет хлеб.
- «Не все люди – злые черти» – говорят в Японии, и это напоминает известную русскую пословицу, гласящую, что свет не без добрых людей. Но высказывание о добре, сотворенном тайно и получившем награду явную, заставит нас слегка задуматься. Да, впрочем, это же о том, что признательность за добрый поступок гарантирована.
- А вот индийская пословица о добром деле выглядит как сжатый до одного предложения рассказ, свернутый драматический сюжет: «Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих - и себя, и другого».
Однако, говоря о сходстве и различиях пословиц из разных концов света, следует иметь в виду, что перевод невольно сглаживает характер оригинала и в поисках тождественной фразеологии слегка его как бы русифицирует.