Чтение художественной литературы в средней группе и его цель

Развивающие занятия в детском саду играют особенно большую роль для детей, родители которых по разным причинам не могут организовать регулярное обучение дошкольников дома. В таких семьях возлагаются большие надежды на воспитателей, и не случайно. Педагог обязан не только уметь обеспечить безопасное пребывание ребенка в садике, но и заботиться о его личностном и духовном росте, о том, как он продвигается на своем пути подготовки к школе.

Залог успеха любого занятия – профессиональный и осознанный подход. Педагог должен не просто быть увлечен уроками, но и хорошо осознавать их цель. Чтение художественной литературы дает большие возможности для общения с детьми и предполагает решение самых разных задач. В этой статье рассматриваются цели чтения прозаических и стихотворных текстов для дошкольников с точки зрения постановки разных педагогических задач.

Ориентирующая цель

Человеку за свою жизнь приходится приобретать опыт из разнообразных источников, и тексты самых разных жанров играют в этом далеко не последнюю роль. Начальные шаги в этом направлении делают уже родители в самые первые годы жизни ребенка, затем свои задачи решает младшая группа. Чтение художественной литературы становится особенно необходимым при переходе ребенка в среднюю группу. Как правило, если этот период беден чтением, это довольно трудно восполняется в дальнейшем.

В этот период одна из важнейших целей чтения – ориентирующая. Из произведений дети черпают недостающие элементарные знания о бытовой стороне жизни, об отношениях и этапах жизни людей, об их обязанностях по отношению друг к другу.

Значение чтения уже в этом возрасте трудно переоценить. В основном жизнь детей довольно однообразна и бедна впечатлениями, замкнута в определенном круге. У ребенка мало возможностей вырваться из ограниченного набора источников знаний о жизни, и художественные тексты во многом это компенсируют. Конечно, достижение этой цели тем успешнее, чем более профессионально подходит к нему педагог. Он должен просчитывать, на что нужно обратить особенное внимание, что именно прокомментировать с точки зрения получения детьми нового жизненного опыта. Однако и без комментариев чтение будет далеко не бесполезным, так как ребенок сможет задаться вопросами, ответы на которые затем будет искать самостоятельно.

Развитие эмоций

Человека делает человеком способность сострадать, понимать и прогнозировать чужое состояние, умение «считывать» чувства и мысли другого. Любой грамотный психиатр подтвердит, что это отнюдь не просто высокие слова, а показатели нормально развивающегося ребенка. Эти способности страдают или не выражены у детей-сирот, а также у детей с расстройством аутистического спектра. Отставание возможности сострадать, выраженно бедная эмоциональная сфера – это объективно ненормальные (в медицинском смысле этого слова) проявления. У многих детей это является свидетельством педагогической запущенности.

Чтение художественной литературы в детстве способно развить эти способности, обеспечить возможность получения более сложных эмоций из книг другого уровня в будущем.

Воспитательная цель

Конечно же, чтение художественной литературы в средней группе играет ярко выраженную воспитательную роль. Ребенок с помощью книги и воспитателя узнает или подтверждает свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, легко и некритично воспринимает стереотипы поведения. В этом возрасте дети начинают довольно ощутимо отличаться друг от друга в зависимости от того, на каких книгах они воспитываются. Воспринимая художественную литературу непосредственно и наивно, дошкольники примеряют на себя и свою жизнь поведение героев. В том случае если и в детском саду, и дома ему прививаются представления о нормальных человеческих поступках, он получает неоценимый жизненный опыт, который подготавливает его к жизни в социуме.

Какими бы примитивными и самоочевидными ни казались воспитателю и родителям эти представления, им не следует заблуждаться относительно того, что они усвоятся сами собой.

Образовательная цель

Младшая группа детского сада не делает акценты на образовательных целях, на них начинает сосредотачиваться средняя группа. Чтение художественной литературы, помимо самоочевидной развлекательной функции, должна иметь своей целью интеллектуально развивать ребенка.

Само по себе восприятие сюжета – это колоссальная интеллектуальная задача для малышей этого возраста. Педагог должен следить, насколько дети улавливают логические и – особенно – причинно-следственные связи.

В том случае, если воспитатель замечает неспособность отдельных детей понимать смысл текста, это должно быть поводом для того, чтобы разобраться в причинах. Если в одних случаях это может быть свидетельством педагогической запущенности и некоторого отставания из-за недостаточного внимания к ребенку со стороны родителей, то в других случаях это может быть сигналом особенностей развития малыша. Если ребенок, который окружен вниманием и заботой родителей, не способен, в отличие от других, отвечать на элементарные вопросы по причинно-следственным связям, это может быть поводом для обращения к психологу.

Обеспечение качественного инпута

Чтение художественной литературы в средней группе, как в любом другом возрасте, - это обеспечение качественного речевого инпута (материала для анализа, образца речи). Одним из базовых условий успешного освоения и постижения языка ребенком является то, насколько богатую речь он слышит вокруг себя и насколько лично к нему она обращена.

Тексты профессиональных авторов – это прекрасный материал для образцов речи. Ребенок слышит и воспринимает новые слова, конструкции, учится структурировать высказывание, усваивает штампы и шаблоны речи, учится распознавать разные стили.

Воспитателям и родителям следует обратить особенное внимание на то, какие слова ребенку непонятны, научиться объяснять их малышу на доступном для него языке. Как правило, при таких беседах выявляются пробелы в мировоззрении ребенка, его ошибочные представления.

Одна из главных задач чтения в этом возрасте - научить ребенка реагировать на незнакомые слова: спрашивать об их значении, пытаться постигать их смысл, узнавать и понимать их в других текстах и затем применять их в своей речи.

Подготовка к восприятию текстов другого уровня

Нельзя забывать, что впереди у ребенка – старшая и подготовительная группа. Чтение художественной литературы должно динамично готовить его к тем задачам, которые ставятся в этом возрасте. Чем взрослее становится ребенок, тем серьезнее те проблемы, с которыми он может столкнуться в своем образовании, тем ощутимее те упущения, которые произошли на начальных стадиях его жизни.

В школе базовым приемом обучения является обучение через текст (проговариваемый учителем или читаемый в учебнике). Способность воспринимать текст как таковой и возможность извлекать из него информацию «искусственно» формируется довольно долго и трудно, с большим сопротивлением со стороны ребенка.

Ненавязчиво и легко эта способность развивается у тех детей, которые с детства привыкли слушать художественные тексты. Многие родители, которые опаздывают с формированием этой способности и начинают читать детям только перед школой, отмечают, что дети либо с большим напряжением воспринимают текст, либо саботируют подобные занятия, либо просто засыпают. Это вполне объяснимо, так как воспринимать текст без привычки довольно тяжело. Читаемая и воспринимаемая на слух литература должна «расти» вместе с ребенком и начинаться не с объемных повестей и учебников, а с коротких стихов и рассказов, адаптированных сказок.

Развитие воображения и духовная база

Чтение художественной литературы в ДОУ, разумеется, играет важную роль при развитии воображения. Распространенным заблуждением многих родителей – да и воспитателей – является представление об этой способности как о факультативной. Между тем это одна из базовых (если не первичных) интеллектуальных и духовных функций. Достаточно сказать, что умение представлять и воображать – это диагностический критерий при выявлении целого ряда психических нарушений, в том числе клинической умственной отсталости и аутизма. Чрезмерное развитие собственных фантазий и неспособность сосредоточиться на созданном другим человеком художественном мире может быть сигналом развития шизофрении.

Способность воображать – это залог развития абстрактного, самостоятельного мышления, умения решать задачи не по образцу, находить ответы при бытовых вопросах и жизненных затруднениях, справляться с новыми обязанностями. Развитие воображения дает возможность человеку быть независимым как в элементарном, так и в духовном – в личных отношениях, политических взглядах, эстетических вкусах и религиозных убеждениях. Человек с критично плохо развитым воображением всегда будет отличаться от других ведомостью, беспомощностью и зависимостью.

Развитие коммуникации

Развитие социальных навыков и возможностей коммуникации является одной из самых важных причин (помимо, разумеется, чисто бытовых) того, почему ребенок должен посещать детский сад. Чтение художественной литературы – прекрасная возможность развивать коммуникативные навыки. Обсуждение с детьми прочитанного дает возможность им не только слушать, но проявлять себя. Одним из сигналов того, что чтение проходит успешно, служит поток живых и непосредственных реакций на прочитанное, вопросов самого разного характера. Обсуждение произведения детьми между собой по собственной инициативе – это «высший пилотаж» воспитателя.

Книга как причина для разговора ребенка со взрослым или с другими детьми поднимает его на новый этап психического и интеллектуального развития.

Формирование стереотипов

Чтение художественной литературы в средней группе, особенно грамотно организованное, формирует ряд стереотипов поведения. В будущем они обязательно скажутся на жизни ребенка вообще и на его образовании в частности. Среди этих стереотипов можно назвать следующие:

  1. Чтение книг – это обязательное и обыденное занятие.
  2. В книгах всегда есть что-то непонятное, и это непонятное в идеале должно быть разъяснено доступными способами.
  3. Взрослый – источник знаний. (Это будет очень важно в том числе и тогда, когда нынешний детсадовец в будущем окажется в роли взрослого.)
  4. Недостающие знания о мире можно черпать из книг.
  5. В книгах можно искать источник эмоций.

Чтение художественной литературы в средней группе не обязательно должно решать все эти задачи сразу. Воспитатель каждый раз может делать разные акценты. Так, произведение, воспитательная цель которого ярко выражена в самом содержании, может быть особенно тщательно прокомментировано с точки зрения новых слов. И наоборот, легкая и словарно доступная книга может обсуждаться, например, со стороны состояния персонажей. В целом же, разумеется, успех таких занятий определяется талантливостью произведений, с одной стороны, и профессионализмом и личной заинтересованностью педагога – с другой.

Комментарии