Ремонт рулевого управления автомобиля. Обслуживание и ремонт рулевого управления
Рулевое управление автомобиля представляет собой совокупность узлов и механизмов, призванных обеспечивать движение транспортного средства в том или ином направлении. Трудно переоценить то значение, которое имеет обслуживание и ремонт рулевого управления для безопасности как самого обладателя автомобиля или его пассажиров, так и для всех остальных участников движения. Поэтому к этой системе предъявляется целый ряд достаточно жестких требований. А сама процедура ремонта или обслуживания достаточно строго регламентирована.
Основные виды механизмов
На современных автомобилях устанавливаются рулевые механизмы трех основных видов:
- Червячные. Они, в свою очередь, подразделяются на червячно-роликовый и червячно-секторный типы.
- Зубчатые (реечного или шестеренчатого вида).
- Винтовые, которые могут представлять собой либо винто-рычажный, либо винто-реечный элемент.
- Заднеприводные легковые автомобили чаще всего оснащаются механизмом винто-роликового типа.
Разумеется, в зависимости от вида системы ремонт рулевого управления в каждом конкретном случае обладает своими особенностями, тонкостями и нюансами.
Из чего состоит
Специалистами принято подразделять систему рулевого управления в целом на три составляющих:
- рулевой механизм, речь о котором подробно шла выше;
- привод, он может быть как передним, так и задним;
- система усиления привода (устанавливается не на всех моделях и классах).
Кроме того, трапеция привода может быть двух типов – нарезной или разрезной. Такое разнообразие делает обслуживание и ремонт рулевого управления автомобиля сложным технологическим процессом.
Главные требования, предъявляемые к системе
Основными требованиями, предъявляемыми к рулевому управлению автомобиля и касающимися безопасности, являются следующие:
- правильная кинематика поворота, исключающая факторы бокового скольжения или проскальзывания;
- легкость и простота управления;
- обеспечение требуемых значений передаточных чисел;
- высокие показатели прочности и жесткости деталей и узлов;
- плотная подгонка деталей и минимальность зазоров в сочленениях.
Все это требует скрупулезного подхода, тщательного внимания к системе и постоянного ее мониторинга.
Виды технического обслуживания
Техобслуживание механизмов и узлов рулевого управления осуществляется в плановом порядке. В зависимости от вида обслуживания, выполняется тот или иной объем работ. Принято выделять следующие виды комплексов профилактических и ремонтных работ:
- ежедневное обслуживание;
- ТО-1;
- ТО-2;
- сезонный профилактический комплекс.
Ежедневный комплекс мер
Вполне очевидно, что ремонт рулевого управления КамАЗа существенно отличается от аналогичных работ, производимых с системой любой легковушки.
- контроль свободного хода руля;
- визуальный контроль надежности креплений рулевой сошки;
- проверка работоспособности ограничителей максимальных углов поворота;
- проверка величины зазоров в шарнирах гидроусилителя и в тягах руля;
- общий контроль работоспособности управления и усилителя.
Важно отметить, что весь цикл работ, перечисленных выше, настоятельно рекомендуется производить при запущенном двигателе.
Первое ТО
Комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобильной системы управления в случае проведения ТО-1 включает в себя следующие дополнительные действия:
- проверка состояния крепления гаек и шплинтовки крепежей рулевых сошек;
- контроль состояния рычагов поворотных цапф, а также пальцев шаровых;
- мониторинг свободного хода тяговых шарниров;
- проверка того, насколько герметичен гидроусилитель рулевого управления, ремонт при обнаружении неполадок;
- контроль уровня технической жидкости в бачке гидроусилителя, ее доливка или замена при понижении уровня ниже критической отметки, установленной производителем.
Помимо этого, производится тщательная проверка затяжки крепежных гаек, состояния клиньев, шкворней и других закрепляющих элементов. В дополнение к этому проводится более тщательный, нежели обычно, визуальный осмотр состояния деталей, узлов и креплений системы.
Второе техническое обслуживание
При проведении ТО-2 рулевое управление транспортного средства подвергается более глубокому контролю.
- контроль правильности значений углов установки управляемых колес и их регулировка в случае обнаружения отклонений;
- проверка крепления картера руля, рулевой колонки, шкворневых клиньев, а также всех сочленений деталей и узлов;
- контроль креплений карданного вала руля, тяговых шарниров и шкворней, значений зазоров в системе рулевого управления;
- диагностика состояния системы гидроусилителя.
Работы, которые подразумевают ремонт рулевого управления при вторичном техобслуживании, позволяют избежать большинства потенциальных неполадок, неисправностей и проблем с управлением автомобиля, обеспечивая эффективную профилактику.
Сезонное ТО
Сезонное техобслуживание является дополнительной мерой, позволяющей осуществлять эффективный контроль за состоянием и работоспособностью рулевого управления. При сезонном обслуживании, как правило, выполняется тот же объем работы, что и при проведении ТО-2 и дополняются работами по замене смазочных материалов и технических жидкостей в соответствии с сезоном.
Таким образом, постоянный контроль и своевременное проведение необходимого комплекса мер по техническому обслуживанию системы управления автомобиля позволяют не только существенно повысить его безопасность.
Итак, мы выяснили, как производится ремонт рулевого управления автомобиля.