Изначально следует упомянуть о том, что понятие культуры само по себе исторично и социально. Первоначально слово "культура" имело латинские корни и обозначало возделывание земли, позднее это слово стали ассоциировать с воспитанием, развитием и почитанием. По своей сути культура предполагает наличие определённых знаний, умений и навыков у отдельных групп общества, и постоянно изменяется с течением времени. В основе такого понятия как культура профессиональная лежат индивидуальные характеристики человека, связанные с разными видами труда. Уровень владения определяется наличием разного рода квалификаций. Существует всего две основные направленности: реальная и формальная. Развитие профессиональной культуры человека вырабатывает в нём личную систему ценностей на протяжении всей своей эволюции. Рассмотрение структуры профессиональной культуры возможно только в общих чертах. Более детальное изучение должно быть исключительно в контексте конкретной профессии, а также её возможной специализации.
Нехватка квалифицированных специалистов
Высококвалифицированные специалисты нужны всегда и везде. К сожалению, наше отставание во многих областях обусловлено тем, что подлинно не хватает профессионалов. Сегодня этот дефицит ощущается всё острее и острее. Когда речь заходит о профессионализме человека, прежде всего, подразумевается его культура профессиональная и способность владения разнообразными технологиями.
Компетентность основывается на технологической подготовке и целом ряде других составляющих. Изначально это такие личностные качества, как самостоятельность, умение принимать серьёзные решения, креативный подход ко всёму рабочему процессу, способность доводить начатое до конца, стремление обучаться и обновлять свои знания. Умение вести диалог, коммуникабельность, сотрудничество и многое другое. Наряду с этим культура профессиональная, при ближайшем рассмотрении, нередко совмещена с параллельными культурами.
Значение социальной культуры для общества
Социальная культура довольно тесно связана с предыдущей культурой. Подобно любой другой, она состоит из двух образующих: внутренней (реальной) и внешней (формальной) частей. Реальная культура — это навыки, знания и чувства, являющиеся основой жизни каждого человека. Сюда можно причислить: развитие интеллекта, образованность, нравственность и профессиональную подготовку. Формальная культура — это коммуникабельное поведение человека в обществе и общение с другими людьми. Внешняя и формальная культуры в некоторых случаях могут быть совершенно не взаимосвязаны, а иногда даже противоречить друг другу.
Адаптация социальной культуры
Самая важная функция культуры — адаптационная. Она обеспечивает человеку приспособление к природной и социальной среде. Процесс адаптации человека кардинально отличается от адаптационного механизма в процессе биологической эволюции. Он не подстраивается к изменениям среды, а приспосабливает её под себя, организовывая новую собственную среду. По мере развития социальной культуры общество организовывает всё большую надёжность и комфорт, увеличивает продуктивность труда. Культура позволяет личностному раскрытию человека в полной мере.
Социальная культура не наследуется человеком биологически, однако на генетическом уровне он может получить некоторые предпосылки для её освоения. Только по мере овладения социальным опытом, знаниями, нормами поведения в социуме и своей социальной ролью, субъект становится полноценным членом общества. Процесс личностного становления позволяет каждому человеку занять собственную позицию и жить так, как предписано традициями и обычаями.
Многоуровневый комплекс педагогической культуры
Педагог — это первый образец социальной культуры в жизни ученика. Преимуществом обустройства профессиональной культуры учителя и его труда является намерение воспитать в ученике целостную личность, которой свойственны чувство ответственности, самостоятельность, динамичность и активность в принятии решений.
Методика профессионального образования испокон веков способствует гармоничному развитию человека однако специфика воспитания индивидуальных качеств чаще всего продиктована социальным статусом страны и временем. Такое понятие, как культура профессиональная у педагога, весьма часто применяется в качестве понятий-синонимов, как педагогическая культура или компетентность учителя. Профессионально-педагогическая культура складывается из трёх ведущих составных: аксиологические, технологические и субъективно-творческие.
Аксиома педагогических ценностей
Аксиологическая составляющая — это комплекс педагогических ценностей, понятных и воспринятых учителем на протяжении всей его профессиональной практики и жизни. Работа педагога всегда тесно взаимосвязана с постоянными исследованиями. Исходя из этого, формирование профессиональной культуры учителя обосновывается набором личных ценностей и умением определять новые. В педагогической культуре образовалась система независимых ценностей, определяющих степень мастерства и развития учителя, зависящих от понимания им этих ценностей.
Технология педагогической деятельности
Технологическая составляющая — это процесс регулирования всех педагогических проблем. В связи с развитием педагогики теоретическая сторона вопроса нуждается в практических исследованиях, позволяющих изучать множество гипотез и теорий. К сожалению, теоретическая и практическая деятельность существенно различаются в таких процессах, как обучение и воспитание.
Технология педагогической деятельности обязательно должна носить системно организованный целевой характер, являющийся основной базой для создания самой технологии. Структура этой технологии выстраивается по принципу пошагового решения вопросов педагогической оценки, организации, планирования и корректировки. Педагогическая технология — это осуществление способов и методов управления учебно-образовательным процессом в любом учебном заведении.
Учитель — лицо творческое
Субъективно креативная составляющая — это личное умение педагога творчески реализовать технологии педагогического развития. При этом учитель обязан опираться на теорию, пребывать в постоянном поиске лучших решений. Профессионально-педагогическая культура дополнительно основывается на практической деятельности, в которую учитель должен вносить свой вклад, обогащая её при этом новыми способами и приёмами. Креативная мыслительная деятельность учителя порождает сложную комбинацию в таких психических сферах, как эмоциональная, мотивационная, познавательная и волевая.
Профессиональная деятельность специалиста
В настоящее время люди, неплохо работающие в определённой области продолжительное время, не обладают достаточным уровнем профессионализма. Индивидуальный потенциал таких сотрудников направлен не на развитие, а на адаптацию. Формирование специалиста — это многогранный процесс, в ходе которого человек проходит через определённые кризисные рубежи, после чего-либо переходит на новый уровень либо возвращается к прежним профессиональным задачам.
Культура профессиональной деятельности человека напрямую связана с развитием целостности, нравственности, гуманизма и способности к самосовершенствованию в трудовой деятельности. Каждый человек обязан определиться с профессией для того, чтобы стать настоящим профессионалом. Под определением «профессия» подразумевается направление в профессиональной деятельности, которое требует специфической подготовки, а также является основой материального благополучия.