Белорусская православная церковь имеет длительную и полную драматизма историю. Её многовековой путь служения Господу отмечен непрестанной борьбой с религиозными противниками и периодами гонений. Начав своё становление в обстановке упорного противостояния католицизму, пытавшемуся утвердиться на белорусской земле, в XX веке она оказалась в самом горниле большевистского антирелигиозного террора, уничтожившего большинство её лучших представителей.
Попытки насаждения католицизма
В одной из ранних летописей, упоминающих г. Бобруйск, находившийся в те годы под литовским владычеством, имеются свидетельства попыток активного влияния на его жителей представителей Римской церкви. Этот процесс характерен для большинства земель западной части России, но здесь он обозначился наиболее остро.
Наибольший драматизм события приобретают в середине XVII века, когда в ходе непримиримой религиозной войны город был фактически уничтожен литовскими войсками, силой пытавшимися отвратить его жителей от веры отцов. Православное казачество вместе с ополчением, сформированным из жителей города, пыталось оказать сопротивление, но долго противостоять регулярным войскам они не могли.
Исторические документы той эпохи свидетельствуют о том, что в результате резни, которой подвергся г. Бобруйск захватившими его литовцами, из шести тысяч жителей в живых остались только двести человек, а большинство построек было разрушено.
Под российским скипетром
По мере восстановления города из руин возрождалось в нём и православие, на протяжении полутора веков соседствуя с насаждённым в этих краях католицизмом. Подлинный расцвет духовной жизни города наступил в конце XVIII века, когда произошло историческое присоединение города к Российской империи. В этот период формируется и Бобруйская епархия, включившая в себя значительное количество существовавших к тому времени приходов.
Руководство епархии уделяло большое внимание не только увеличению количества своих прихожан, но и их религиозному образованию. С этой целью в городе открылась первая по тем временам областная школа, учащимся которой преподавались такие дисциплины, как риторика, общая и священная история, а также основы православной веры – катехизис.
Расцвет епархии в XIX веке
Активно ведётся и создание новых церквей. Известно, что в 1812 году, к моменту завершения строительства Бобруйской крепости, только в её пределах насчитывалось семь храмов, среди которых наиболее значительными были Свято-Петровский собор, возведённый в честь Казанской иконы Божьей Матери, и собор святого Александра Невского.
Настоящим шедевром церковного зодчества стал появившийся на городском кладбище в 1829 году храм в честь святой великомученицы Софии. Он был построен по инициативе и на пожертвования проживавшего в городе участника недавней войны с Наполеоном полковника Розенмарка.
Религиозная жизнь Бобруйска в начале XX века
Впечатляют статистические данные, которые приводила в начале XX века Бобруйская епархия. Согласно её отчётам, на тот период в этом сравнительно небольшом городе имелось десять православных храмов и работало пять церковно-приходских школ. Отмечается также обилие в епархии домовых церквей.
Сохранились свидетельства о том благоговении, с которым отмечались горожанами православные праздники, особое место среди которых занимал день памяти святителя Николая Чудотворца Мирликийского. Эти, проводимые дважды в год, торжества сопровождались всенародными крестными ходами и соборными молебнами.
Период атеистического безумия
Сложившееся за последние века церковное благолепие было в короткий срок разрушено большевиками, совершившими в 1917 году государственный переворот. По свидетельству многих исследователей, именно Бобруйская епархия понесла в те годы особый урон. Новые власти безжалостно разрушили то, что в течение долгого времени возводилось на народные пожертвования. К 1925 году в городе, некогда славившимся своими церковными зданиями, оставалось лишь три храма. Становилось крайне опасным не только служение, но и открытое исповедование веры. Однако ничто не смогло угасить духовную жизнь города.
Особый накал атеистического террора, которому подверглась вся Белорусская православная церковь, пришёлся на 1937 год, отмеченный общим всплеском проводимых правительством карательных мер. В этот период были арестованы, а впоследствии расстреляны многие представители духовенства и рядовых прихожан. Мученически завершил свой земной путь и епископ Бобруйский Филарет (Раменский).
Период войны и последующие годы
Определённые послабления Бобруйская епархия получила в годы войны, когда правительству стало ясно, что для победы над врагом необходима мощная консолидирующая и объединяющая сила. Ей могла стать лишь православная вера, являвшаяся на протяжении веков духовным стержнем народа. В этот период из мест заключения вернулись многие, ещё остававшиеся в живых клирики. Во время служб, совершавшихся ими в полуразрушенных церковных зданиях, они благословляли прихожан на борьбу с общим врагом.
Отношение властей к церкви резко изменилось в послевоенные годы, когда, по их мнению, в ней отпала практическая необходимость. Особенно ярко это проявилось в период так называемых хрущёвских гонений. Было всенародно объявлено, что Белоруссия должна стать первой из союзных республик, покончивших с «религиозным дурманом». Это положило начало новому периоду гонений на церковь. В 1963 году в Бобруйске закрывается последний православный храм, перестроенный впоследствии в спортивно-оздоровительный комплекс.
Начало церковного возрождения
Как и во всей стране, возрождение духовной жизни в Белоруссии связано с демократическими реформами, проводившимися в период перестройки. В этот процесс была вовлечена и Бобруйская епархия. Свято-Никольский собор, ранее отобранный у верующих и на протяжении долгих лет использовавшийся в сугубо мирских целях, вновь открыл двери своим прихожанам. С конца девяностых годов начинается активный процесс передачи верующим ранее отнятых у них церковных зданий и строительства новых.
В 2009 году возобновляет свою деятельность социальный отдел Бобруйской епархии. В его ведении находится налаживание сотрудничества с органами государственной власти, сбор средств для неимущих и широкий спектр мероприятий, направленных на привлечение внимания общественности к проблемам социально незащищённых слоёв общества.
К 2012 году в Бобруйске насчитывалось семь действующих храмов, при одном из которых был открыт духовно-просветительный центр. По свидетельству жителей, большое значение в укреплении религиозной жизни города имело решение Святейшего Синода от 25 октября 2004 года, в соответствии с которым была образована новая Бобруйская и Быховская епархия. Это позволило в значительной степени упорядочить административное руководство находящихся на её территории пятидесяти пяти приходов.