«Сделано в России»: как развивается мода на отечественные товары

Долгое время отечественные товары из-за низкой их узнаваемости не могли конкурировать с международными брендами. Но сегодня мода на продукцию российского производства активно развивается. Как показало исследование Института репутации, постепенно происходит сокращение разрыва в восприятии российских и международных брендов. Уровень репутации отечественного бизнеса у россиян растет: в 2024 году он равнялся 63,2 пункта, в то время как зарубежного - 65,3. Таким образом, разница составила всего 2,1 пункта (для сравнения: в 2017 году - 14,4).

Почему развивается тренд

Моду на отечественные товары двигают сверху и снизу. Сверху есть поддержка государства, снизу - запрос покупателей.

Государство продвигает национальный бренд "Сделано в России". Более 350 отечественных компаний наносят эту маркировку на свои товары. Планируется его продвижение и на внешем рынке - для этого правительство России разрабатывает специальную программу. Государство усиливает контроль за предприятиями и выдвигает требования переходить на российское программное обеспечение, что дает стимул к его разработке.

Россияне начали пользоваться продукцией отечественого производства в тех категориях, где нет альтернативы. Это касается цифровых сервисов, подписки на которые нельзя оплатить ввиду блокировки карт банков РФ. 95 % российских пользователей пользуются отечественными стриминговыми сервисами.

Многие зарубежные бренды покинули Россию в 2022 году, а те, которые остались, могут в любой момент уйти, что усложнит использование их продуктов: закроются сервисные центры, запчасти сильно подороджают и их будет трудно достать, ПО перестанет обновляться. Особо остро люди почувствовали потерю, когда ушли бренды аксессуаров, обуви, одежды, бытовой техники, автомобилей. Внимание постепенно смещается в сторону отечественных брендов, появляется интерес к местной мебели, одежде, национальным орнаментам. Таким образом, общественный запрос существует, а значит, российским производителям становится легче работать, продажи и инвестиции растут.

Можно выделить четыре перспективных направления, в которых тренд "Сделано в России" может быть использован весьма эффективно.

Продукты питания

Согласно опросу, отечественные продукты питания на регулярной основе покупают более 70 % россиян. Наши соотечественники с большей готовностью поддержат местного производителя, чем зарубежного. Наши продукты, как правило, выигрывают в соотношении "цена-качество". Затраты на транспортировку отечественных товаров ниже ввиду более простой логистики, отсутствуют пошлины на импорт, не требуется дополнительной обработки для продления срока хранения продуктов.

Одежда, обувь и другие изделия легкой промышленности

К этой категории относится любое производство, которое не отличается особой сложностью, не требует закупки дорогостоящего оборудования и которое можно быстро организовать. Потенциал имеют те направления, где успех будет зависеть не от техники, а от человека. В России люди образованные, имеют высокий уровень развития, при этом зарплаты в стране небольшие.

Что касается технологичных производств, здесь высокого качества добиться труднее. Поэтому наши соотечественники предпочитают импортные автомобили, электронику, лекарства, бытовую технику. Импортозамещение таких производств, где высок уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а изобретения запатентованы, затруднено. К тому же большая часть комплектующих производится за рубежом, и, чтобы их привезти, потребуются дополнительные затраты. В связи с этим продукция становится неконкуретноспособной.

В сегменте "премиум" отечественный бренд "Сделано в России" практически не имеет шансов. У потребителей такой продукции есть желание и возможности покупать самое лучшее в мире.

В сегменте "выше среднего" технологически сложные отечественные товары (бытовая техника, автомобили, часы) конкурировать также не могут.

В масс-маркете будет высока доля товаров российского производства, так как покупатели в этой категории легко перестраиваются, а также есть запрос со стороны государства и потребителей.

Онлайн-сервисы

Согласно исследованию Института репутации, четыре из первых пяти мест занимают российские сервисы:

  • национальная платежная система МИР,
  • Ozon,
  • "Яндекс",
  • Wildberries.

Косметика

Отечественной косметике отдают предпочтение 73 % потребителей из-за доступной цены и натурального состава. Например, продукция от "АВ1918" изготовлена из арктических водорослей, которые имеют больше полезных свойст, чем растения из Азии. Наша косметика в некоторых категориях превосходит аналоги южнокорейских производителей.

Успешное развитие бренда "Сделано в России" и узнаваемость российских товаров даст возможность наращивать экспорт, укреплять позиции нашей страны в мире.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы предпочитаете продукцию наших брендов или зарубежных?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество