В конце XV века в селении Жабна Новгородской волости появился на свет великий подвижник Русской Православной Церкви преподобный Нил Столобенский. Получив от Господа за великое своё смирение дар духовного прозрения, он, следуя Божьим заветам, посвятил всю свою жизнь служению ближним, принимая в уединённой лесной келье множество людей, пришедших к нему за духовной помощью и советом.
Детство и монашеский постриг
Точная дата его рождения неизвестна, сокрыто от нас и имя, полученное младенцем при святом крещении, но из позднейшего жизнеописания, составленного первым игуменом обители, в которой подвизался угодник Божий, явствует, что его родители были набожными и благочестивыми людьми. Они воспитали сына в истинно христианском духе, с ранних лет привив ему любовь к молитве и чтению Священного Писания.
Когда в 1505 году Господь призвал их к Себе, отрок, не имея более никого из родных, направился в близлежащий монастырь преподобного Саввы Крыпецкого. Там, отбыв положенный срок послушником, он принял монашеский постриг с именем Нил в честь святого Нила Синайского, о подвигах которого много читал в святоотеческих книгах.
Борьба с искушениями духа и плоти
Известно, что в первые годы иночества особенно тяжело бывает молодым монахам, на которых дьявол с особой яростью насылает искушения, земными страстями отвращая их разум от богомыслия. Чтобы с честью противостоять врагу, Нил Столобенский вооружился молитвой и, изнуряя плоть постами и бдением, подготовил себя к тому, чтобы впоследствии сделаться избранным сосудом Духа Божьего.
Много пришлось молодому иноку понести трудов, возложенных на него настоятелем монастыря, но никто не слышал от него ни единой жалобы. Для всей братии он являл собой пример кротости и беззлобия. Очень скоро молва о его добродетелях вышла далеко за стены монастыря, и к его келье потянулись люди, чтобы взглянуть на молодого праведника.
В одинокой лесной келье
Сторонясь мирской славы, Нил Столобенский испросил благословение у настоятеля обители игумена Германа и принял на себя подвиг пустынножительства. Долго странствуя непроходимыми лесными чащобами, он, наконец, пришёл в Ржевскую землю, где на берегу небольшой речки Черемхи построил себе келью. Здесь, вдалеке от людей, будущий святой предался непрестанной молитве, обращая все свои помыслы к Горнему Миру.
Чтобы поддержать свои силы, Нил Столобенский вкушал то, что удавалось собрать в лесу: ягоды, грибы и жёлуди. Как поведал он своему духовнику, бесы не раз пытались устрашить его и заставить покинуть пустыню. Являясь в облике диких зверей и гадов, посланники мира тьмы издавали под окнами кельи пронзительный свист и шипение. В этих случаях отшельник изгонял их крестным знамением. Хуже было, когда по бесовскому наущению являлись злые люди, чтобы причинить ему вред.
Устрашение разбойников
В житие святого приводится случай, когда к нему явились разбойники, полагая, что найдут у него поживу. Осенив себя крестным знамением, подвижник вышел им навстречу, держа в руках единственную свою ценность – образ Пресвятой Богородицы. И случилось чудо: злодеям было видение множества воинов, стоявших за спиной Нила. Устрашившись, разбойники пали на колени перед святым и слёзно каялись в своих намерениях. Смиренный подвижник простил их и, произнеся назидание, отпустил с миром.
Путь к пустынному острову
Так, в непрестанных молитвах и постах, провёл Нил Столобенский тринадцать лет. Но свет Божьей истины, обильно источаемый им, не мог укрыться от мира. Вскоре к одинокой лесной келье потянулись жители окрестных деревень. Приходили они, чтобы испросить у праведника молитв, благословений, а также мудрого совета во всех житейских делах. Чуждаясь мирской славы, святой просил Царицу Небесную наставить его на путь истинного пустынножительства и уединенных подвигов.
Пресвятая Богородица не оставила без ответа его молитв и вскоре, явившись ему в тонком сне, повелела оставить свою келью и держать путь к озеру Селигеру. Там, переправившись на остров Столобный, поселиться в уединённом месте и продолжить подвиг молитвы и постничества. Исполнив волю Царицы Небесной, святой Нил совершил своё путешествие в 1528 году. Об этом доподлинно известно из записей, сохранившихся в книгах Нило-Столобенской обители.
На новом месте
Придя на остров в конце осени, он не имел возможности до наступления холодов построить келью и первую зиму провёл в землянке, вырытой на лесной поляне. Лишь на следующий год святой отшельник построил себе жилье и воздвиг возле него часовенку. Как и в прежние годы, питался Нил Столобенский исключительно лесными дарами, лишь изредка дополняя их рыбой, пожертвованной ему рыбаками.
Но враг рода человеческого, прежде посрамлённый Нилом, решил отомстить ему. Он ожесточил против святого старца сердца окрестных жителей, вдруг пожелавших вырубить лес на острове и использовать его под пашню. Они полагали, что когда подожгут поваленные деревья, пламя уничтожит и мешавшую им келью отшельника. Но Сила Господня не оставила Нила и в этот раз. По его молитве огонь, охвативший остров, не причинил вреда ни келье, ни часовне, поселив в то же время страх в сердцах его недоброжелателей.
Посрамление бесов и обретение духовных даров
Повторилась на острове и прежняя история с разбойниками, захотевшими поживиться за счёт Нила. Только в этот раз кара злодеям была поистине тяжкой. Войдя в келью, они были поражены слепотой, и только после долгих слёз и раскаяний, по молитве святого, вновь обрели зрение. Так преподобный Нил Столобенский вновь посрамил бесов и вразумил окрестных жителей, исполнившихся к нему после этого чувством благоговения.
Одержавшему победу над собственными страстями святому Нилу был ниспослан Господом дар духовного прозрения и рассуждения. В монастырских записях говорится, что очень многие люди, приходя к нему, получали наставления, менявшие их жизнь и помогавшие найти единственно верное решение в самых сложных ситуациях. Известны также случаи, когда по его молитвам стихали волны на Селигере, и рыбаки, застигнутые бурей, возвращались домой живыми и невредимыми.
Последние годы жизни и блаженная кончина
На острове Столобном святой отшельник прожил двадцать семь лет. Здесь он прославил Господа подвигом, который прежде был неведом даже самым искушённым аскетам. Не желая давать послабление плоти, преподобный Нил проводил краткие часы ночного сна не лёжа, как все прочие люди, а сидя, опираясь на специально вбитые в стену кельи стальные крючья. Чтобы неустанно помнить о предстоящей смерти и ожидающем после неё Суде Божьем, святой ископал себе в келье могилу и, созерцая её, постоянно сокрушался и оплакивал содеянные им грехи. Так проводил свои дни и ночи преподобный Нил Столобенский.
Житие святого повествует о том, что Господь заранее открыл ему день и час его блаженной кончины. Ему было ведомо, что завершит он свой земной путь именно 7 декабря 1554 года, на исходе дня. Готовясь предстать перед Высшим Судом, преподобный послал местного рыбака к своему духовнику, прося того посетить его в этот важный для него час.
Игумен Сергий, прибывший по его зову из Раковского Свято-Никольского монастыря, исповедовал старца и причастил Святых Христовых Тайн. На следующий день преподобный был обнаружен в своей келье, тихо отошедшим ко Господу. По свидетельству очевидцев, его тело, поддерживаемое вбитыми в стену крючьями, источало благоухание, а лик сиял неземным светом.
Предсмертное пророчество
Слава благочестивого отшельника далеко разошлась по Руси. На Селигер стали приезжать иноки из многих монастырей и проводить дни в келье, в которой прежде жил Нил Столобенский. Молитва, вознесённая среди её стен, помогала испросить у Господа здоровья страждущим и покоя мятущимся духом. Вскоре на месте погребения святого была сооружена гробница, также прославившаяся многочисленными совершёнными на ней исцелениями.
Не замедлило исполниться и предсказание, которое оставил перед своей кончиной Нил Столобенский. Житие святого, составленное впоследствии иноком Свято-Троицкого монастыря Филофеем, говорит о том, что духовными очами он обозревал воздвигнутый в будущем на месте его кельи монастырь. Его появление преподобный и предсказал незадолго до смерти.
Строительство монастыря
Сбываться пророчество начало в 1590 году, когда поселившийся на острове инок Герман и странник Борис Холмогорец, испросив благословения у Новгородского митрополита, возвели деревянную церковь во имя святого блаженного Василия. Вокруг неё вскоре образовалась небольшая монашеская община, давшая начало будущему монастырю, названному Ниловой пустынью. Первым его игуменом стал инок Герман, оставивший жизнеописание Нила Столобенского, на основании которого впоследствии было составлено житие святого.
В 1665 году монастырь постигло страшное несчастье. В огне разразившегося пожара погибли все его деревянные постройки, включая и главный храм. Чтобы не прерывать богослужения, иноки возвели временную деревянную церковь, а два года спустя преступили к строительству каменного храма и нового надгробия на могиле преподобного Нила. Во время земляных работ, производимых 27 мая, всем присутствующим было явлено чудо. Одна из земляных стен котлована осыпалась, и взорам монахов предстал гроб святого с его нетленными и благоуханными мощами.
Почитание преподобного Нила Столобенского
Узнав о случившемся, митрополит Новгородский Питирим установил в этот день праздник. С этих пор день Нила Столобенского отмечается православной церковью 27 мая (обретение мощей) и 7 декабря (память блаженной кончины). В октябре 1669 года были завершены работы по возведению каменного храма, и мощи были помещены в одном из его пределов в специально изготовленной раке.
Незадолго до этого решением Святейшего Синода среди прочих угодников Божьих к лику святых был причислен и преподобный Нил Столобенский. Акафист, составленный в его честь, подробно рассказывает о пути служения Господу, пройденном этим великим подвижником, и призывает его вознести пред Господом молитвы обо всех, кто ещё не покинул юдоль земной жизни.
В наши дни во многих православных храмах можно увидеть его образ. Икона Нила Столобенского нередко встречается и в домашних иконостасах верующих людей. В дни его памяти в церквах, как правило, бывает многолюдно. Это говорит о всеобщем почитании и уповании на молитвы, которые возносит о нас пред Господом Нил Столобенский. В чем помогает он и о чём принято его просить?
За те столетия, что миновали со дня его блаженной кончины, нужды людские не сильно изменились. Так же как и в прежние времена, к нему прибегают в поисках исцеления от недугов, испрашивают благополучия себе и близким, а отправляясь в дальнюю и трудную дорогу – благословения на добрый путь.