Актер Анатолий Солоницын: биография, фильмография и личная жизнь
Анатолий Солоницын – замечательный и очень известный актер советского кино. Он снимался в фильмах, которые вошли в Золотой фонд кинематографии СССР. Невероятно талантливый, всегда творчески настроенный артист снимался у самых звездных, именитых и культовых режиссеров того времени.
Замечательный прадед
Родился Анотолий Солоницын в 1934 году в небольшом городке Белгородске, что в Горьковской области. Род Солонициных представлен несколькими поколениями русской интеллигенции. Прадеда - Захара Солоницина - называли «ветлужским летописцем», после него осталось несколько книг. Сохранился и его автопортрет, написанный маслом на холсте. Он был не только летописцем, но и богомазом, то есть иконописцем, и довольно «знатным».
Следующие представители династии интеллигентов
Необычным человеком был и сын его - сельский врач Федор Солоницын. Не каждого провинциального лекаря принимают в Нью-Йоркское гипнотическое общество. Врач, обладавший редким даром лечения людей посредством гипноза, умер в возрасте 45 лет, спасая односельчан от тифа. Все представители мощного рода, как и сам Анатолий Солоницын, были подвижниками: полностью отдаваясь любимому делу, они не щадили себя нисколько. Отец великолепного исполнителя роли Андрея Рублева в далекие 50-е годы работал редактором газеты «Богородская правда», затем талант его заметили, и он стал ответственным секретарем газеты «Горьковская правда», а потом и собкором «Известий».
Первые шаги на актерском поприще
Анатолий Солоницын при рождении получил имя Отто. В те годы детей часто называли иностранными именами: интернационализм был популярен. Но будущего знаменитого артиста назвали конкретно в честь Отто Шмидта, руководителя полярной экспедиции. А потом немецкие имена ассоциировались с гитлеровцами, и мальчик попросил называть его Анатолием, хотя в паспорте он навсегда оставался Отто.
Свердловская «Альма-матер» и начало профессиональной деятельности
Когда читаешь о том, какие величайшие артисты не поступали в престижные столичные театральные вузы с приговором «профнепригодность», то начинаешь поневоле задумываться о компетенции приемной комиссии. Ведь трижды отвергнутый ею Солоницын Анатолий Алексеевич буквально через несколько лет сам уже давал уроки мастерства студентам. Третья неудачная попытка поступления в ГИТИС заставила Солоницына отправиться в Свердловск. Чтобы не терять еще год, Анатолий Алексеевич успешно сдает экзамены в студию при Свердловском драматическом театре, которая только что открылась. После ее окончания актер остается в Свердловском театре.
Здесь же, в этом городе, он получает свою первую, но главную роль в короткометражке Глеба Панфилова. Картина «Дело Курта Клаузевица» была кинодебютом молодого режиссера Свердловской киностудии. Так получилось, что первым режиссером, которого встретил актер Анатолий Солоницын, был замечательный Глеб Панфилов.
На пути к звездной роли
А главным в творческой судьбе актера стал Андрей Тарковский. Анатолий Алексеевич ради интересной роли, не задумываясь, менял города и театры. Выходил в те годы толстый журнал «Искусство кино», в котором ежемесячно печатали сценарии. Солоницын прочитал «Андрея Рублева» и рванул в Москву. Он чувствовал, что может и должен сыграть эту роль. Его необычная и соответствующая в данном случае внешность, да и талант настолько убедили Тарковского в необходимости снимать именно его, а не уже утвержденного Станистлава Любшина, что режиссер пошел наперекор всему художественному совету.
Работа с А. Тарковским
Фильм вышел в 1966 году и принес Солоницыну всемирную славу. Андрей Тарковский как лучший иностранный кинематографист был удостоен финской кинопремии «Юсси». Уже отмечалось, что плохих, провальных ролей у актера не было – он был очень талантлив и одержим профессией. Но на памятных досках и на могильном камне Солоницын изображен в образе Андрея Рублева. Работа над этой ролью изменила взгляды артиста на многие вещи, в том числе и на религию. Для режиссера же он стал своеобразным талисманом – Анатолий Алексеевич снялся потом во все его фильмах, кроме «Ностальгии», в которой из-за смертельной болезни Солоницина главную роль исполнил Олег Янковский. Даже в «Зеркале» актер был занят в специально для него придуманной роли Прохожего. Надо отдельно отметить работы в фильмах его кумира. Он создал незабываемые образы доктора Сарториуса в фильме «Солярис» (1972 год) и Писателя в «Сталкере» (1979).
Любимый писатель
Солоницын прожил короткую жизнь – ему было всего 47 лет. Он был очень порядочным, преданным, честным человеком, прекрасным партнером, умницей с замечательным чувством юмора, настоящим, в чеховской трактовке этого слова, русским интеллигентом. Любимым писателем у него был Достоевский. Для того чтобы исполнить роль автора в несостоявшейся экранизации «Идиота», артист готов был сделать пластическую операцию.
Театральные подмостки
Анатолий Солоницын, биография которого резко изменилась после роли Андрея Рублева и знакомства с Андреем Тарковским, становится, в сущности, киноактером. Последней его театральной ролью был Гамлет, поставленный на сцене Ленкома все тем же Андреем Тарковским. Эту роль Солоницин сыграл в декабре 1976 года. Он служил в драматических театрах Москвы, Ленинграда, Свердловска, Минска, Новосибирска и Таллина. И на сцене им были созданы несколько незабываемых образов. Кроме вышеупомянутого Гамлета, театральным событием стала роль в спектакле по пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины», поставленном Арсением Сагальчиком. Ради нее А. Солоницын на время переехал в Таллин.
Работа с другими режиссерами
В кино лучшими были его работы у Глеба Панфилова в фильме «В огне брода нет» и у Никиты Михалкова в картине «Свой среди чужих». Замечательно сыграл он у Ларисы Шепитько в «Восхождении» и у Алексея Германа в «Проверке на дорогах».
Последняя значительная роль
Актер Анатолий Солоницын, биография которого в эти годы была насыщена любимой работой и любовью, на здоровье свое не обращал особого внимания. О степени запущенности болезни узнали случайно. В 1981 году он снимался у В. Абдрашидова в картине «Остановился поезд». По сюжету его герой журналист Малинин едет на лошади. Актер, не удержавшись в седле, при падении сильно ушиб грудь. В больнице при осмотре обнаруживают рак легких, а в Первом медицинском институте, куда актер был срочно доставлен, обнаружили, что метастазы распространились уже и на позвоночник, и процесс остановить невозможно. Работа в этом фильме становится последней значительной киноролью. В этом же 1981 году А. Содоницын получает звание Заслуженного артиста РСФСР.
Болезнь и смерть
Сильно осложнило болезнь известие о том, что фильм «Ностальгия» его кумир уже снимает в Италии, а вожделенная роль отдана Олегу Янковскому. Более того, А. Тарковский не нашел ни сил, ни времени попрощаться со своим умирающим «талисманом», хотя жил в непосредственной близости. Анатолий Алексеевич велел снять портрет Тарковского со стены. Существует же пословица о том, что человек, предавший друга, не задумываясь, предаст и родину.
Личная жизнь
Летом 1982 года из жизни ушел гениальный Анатолий Солоницын. Личная жизнь актера была не менее насыщена, чем творческая. Анатолий Алексеевич был женат три раза. Во втором браке у актера родилась дочь Лариса, которая с 2014 года работает директором Музея кино. Сын Алексей, рожденный в третьем браке, сначала не пошел по стопам отца. Но сейчас и он работает в киноиндустрии. Так что творческая династия продолжается. Судьба Анатолия Алексеевича замечательно описана в произведении его младшего брата писателя Алексея Солоницына, которое называется «Повесть о старшем брате».