Гидон Кремер: биография и творчество
Среди множества скрипачей, которых дала мировой культуре советская музыкальная школа, Кремер занимает особое место. Талант, умноженный на огромную трудоспособность, плюс отчетливая общественная позиция - все эти качества завоевали ему огромный авторитет во всем мире. Главное, чем отличался Гидон Кремер с самого начала своей исполнительской деятельности, – стремление к смысловой насыщенности, к открытию новых граней духовности.
Это выражается в подборе для исполнения произведений композиторов, искавших новые формы – непривычные и оригинальные. При этом в исполнении скрипичной классики он - виртуоз в наивысшем понимании этого слова.
Скрипач в четвертом поколении
Впервые он взял инструмент в руки, когда ему исполнилось четыре с половиной года. Гидон Кремер часто говорит, что его судьба была решена до его рождения. В семье все были скрипачами, и способности к музыке передались на генетическом уровне. Когда в феврале 1947 года в Риге в семье Марианны Карловны и Маркуса Филипповича Кремеров появился сын, выбор для него карьеры музыканта казался естественным.
Дед по материнской линии – Карл Брюкнер – был известным в Европе скрипачом и музыковедом, а в Риге – профессором консерватории. Он родился также в семье музыкантов, в Германии, и с приходом к власти нацистов был вынужден эмигрировать сначала в Эстонию, потом в Латвию. Возможно, в судьбе и деда-изгнанника, и отца, семья которого насчитывала более 30 человек – жертв Холокоста, можно увидеть истоки политических убеждений Гидона, который всегда протестовал против государственного насилия в отношении отдельной личности, против агрессивной национальной политики на любом уровне.
Школа мастерства
Своим первым учителем Гидон Кремер всегда считал отца. От него он воспринял основное понятие того, что добиться успеха можно только упорным трудом. Как утверждал Маркус Филиппович, техникой игры на скрипке нужно овладеть к 16 годам, иначе будет поздно. Поэтому ежедневные многочасовые занятия стали привычными для знаменитого музыканта с раннего детства. Получение методического музыкального образования он начал с обучения в Рижской музыкальной школе им. Эмиля Дарзиня.
В 1965 году он переезжает в столицу СССР и поступает в Московскую консерваторию, где становится учеником гениального скрипача Давида Ойстраха. С самого начала обучения молодой студент выбирает для исполнения самые технически сложные произведения, и к моменту окончания консерватории он заслужил славу настоящего виртуоза, которому присущи при этом особая музыкальность и глубина понимания как классических шедевров, так и новых течений в скрипичном искусстве.
Первое признание
В год окончания класса великого Ойстраха, в 1969 году, Гидон Кремер участвует в конкурсе скрипачей в Генуе. В программу конкурса входит среди прочего исполнение каприсов Паганини, имя которого и носит это знаменитое состязание. Молодой советский скрипач стал лауреатом первой премии. В тот же год он становится лауреатом второй премии в традиционном конкурсе исполнителей, проходившем в Монреале, пропустив на первое место Владимира Спивакова.
Важнейшим этапом в развитии карьеры музыканта стал конкурс имени Чайковского в Москве. В 1970 году обладателем первой премии среди скрипачей стал Гидон Кремер. Фото молодого исполнителя опубликовали все ведущие музыкальные издания мира. Великолепная победа в нём сделала имя молодого скрипача по-настоящему популярным. С него началась активная концертная деятельность Кремера на сценических площадках по всей планете.
Эмигрант
Он никогда не считал себя явным диссидентом, и в его выступлениях до сих пор чувствуется неравнодушие к культуре страны, которая рухнула в начале 1990-х, и той, что стала наследницей Советского Союза. Но он никогда не стремился вписаться в официальную советскую жизнь, которая регламентировалась указаниями чиновников и идеологических органов. Среди музыки, которую он выбирал для исполнения, много той, что не была рекомендована руководством, много произведений тех, кто относился к опальным советским и реакционным западным композиторам.
Он дружил с Альфредом Шнитке, был первым исполнителем его музыки. Он играл Софью Губайдуллину, Эдисона Денисова, Гию Канчели – композиторов, чьё творчество не вписывалось по форме и содержанию в рамки идеологически правильного искусства. Скрипач, бывший лауреатом многочисленных международных конкурсов, не был удостоен никаких официальных званий на родине.
В 1980 году среди тех, кто покинул СССР и чьё имя оказалось под запретом на территории страны, оказался и Гидон Кремер. Биография скрипача с тех пор была связана с Германией. Первый концерт на родине после перерыва состоялся лишь спустя десять лет.
Приоритеты
Он относится к музыкантам, которые считают развлекательность и релаксацию самой незначительной функцией своего искусства. Считать публику неспособной воспринимать музыку, отличную от раскрученных и проверенных временем образцов, он полагает обидным для неё самой. Из-за этого Кремер часто конфликтует с теми звукозаписывающими фирмами и организаторами концертов, кто не хочет рисковать вниманием публики, предлагая ей необычные и экспериментальные произведения, музыку, требующую определенных умственных и душевных усилий.
Скрипичная классика остается для него основным материалом для концертной деятельности. Любителями музыки ценится его уникальное прочтение произведений, причисляемых к разряду популярной. При этом Гидон Кремер о Шнитке, о Губайдуллиной, об Асторе Пьяцолле, Филиппе Глассе говорит, как о музыкальных вершинах не менее значимых, чем Бах, Бетховен или Чайковский. Указать слушателям путь к ним – задача, достойная любого серьезного исполнителя.
Гвадалини, Страдивари, Гварнери, Амати
Знаменитый виртуоз Кремер однажды сказал, что не чувствует своей зависимости от инструмента, что у него есть опыт игры на скрипках современной работы. При этом он подчеркивает особенную связь между музыкантом и его инструментом, которая носит иногда мистический характер. Гармония этих взаимосвязей позволяет достичь настоящего волшебства, говорит Кремер. Гидон Маркусович отмечает, что ему повезло играть на выдающихся образцах, исполненных настоящими гениями.
Скрипка, сделанная Джованни Батиста Гвадалини, досталась ему в наследство от деда – Карла Брюкнера. Она помогла ему одержать победу на конкурсе Чайковского. В его жизни были скрипки Страдивари и Гварнери, которые он передал музыкантам созданного им знаменитого камерного оркестра «Кремерата Балтика». Сегодня он играет на еще более старинном инструменте, созданном в 1641 году, работы Николо Амати.
В движении
Он находится в постоянном полете. Многочисленные сольные концерты, выступления с молодыми прибалтийскими музыкантами, собранными в «Кремерата Балтика», сопровождаются неизменным успехом. Он придумал и организовал фестиваль камерной музыки в австрийском Локенхаузе, который существует уже более трех десятилетий. Кремер издал несколько книг автобиографической прозы, он активно откликается на важнейшие события, в том числе и произошедшие в России.
«По сей день учусь… жить!» - так написал в одной из статей Гидон Кремер. Личная жизнь музыканта также представляется вполне гармоничной. Дочери – Анастасия и популярная в России актриса и телеведущая Лика Кремер, - по его признанию, продолжают радовать отца до сих пор. В планах музыканта - перебраться на постоянное место жительства на историческую родину, не снижая темпов активной творческой деятельности.