Понятие и виды экономического анализа. Классификация видов экономического анализа по различным признакам
Экономический анализ представляет собой процедуру проверки финансового и хозяйственного состояние предприятия. Знания и навыки проведения анализа необходимы экономистам и менеджерам для оценки финансового состояния предприятия, а также для разработки стратегии его развития в перспективе на ближайшие несколько лет.
Определение
В понятие экономического анализа входят такие важные явления в деятельности предприятия, как оценка эффективности действующего производственного плана работы. Анализ включает в себя расчеты таких важных показателей деятельности фирмы, как:
- уровень рентабельности активов и предприятия в целом;
- уровень ликвидности активов;
- динамика изменения товарооборота, издержек и прибыли;
- оценка ассортимента фирмы и доли каждого товара или групп товаров в общем объеме доходов и расходов.
Предметом экономического анализа является деятельность фирмы. В процессе проведения анализа изучаются и оцениваются финансовые результаты работы организации. Исследуются явления и факторы, как внешние, так и внутренние, которые влияют на состояние организации, в первую очередь финансовое.
Объект изучения
Содержание и предмет экономического анализа определяются в соответствии с поставленными руководством предприятия целями и задачами, а также поиска решения проблем, которые так или иначе возникают перед руководителями предприятий.
Для обеспечения нормальной работы предприятия и роста прибыли руководство предприятия должно изучать основы экономического анализа, чтобы:
- знать сумму затрат, которые приходятся на каждый вид товара. Это нужно для того, чтобы определить максимально возможное снижение цены, учитывая все затраты, связанные с производством и продажей товаров;
- прекратить выпуск и продажу тех товаров, которые не пользуются спросом, при этом снижение цен на них невозможно, так как это приведет к убыткам;
- устанавливать разные наценки, в соответствии с особенностями определенных видов товаров.
Для этого требуется применение такого метода экономического анализа, как калькулирование издержек. Под понятием калькуляция издержек обращения понимается расчет расходов на производство и продажу определенных товаров. Определение и вычисление уровня доходов и издержек на определенные товары в основном и составляет основу такого метода финансовых расчетов.
Значение калькулирования доходов и расходов
Использование калькулирования для решения поставленных задач и целей экономического анализа может помочь в следующем:
- повысить конкурентоспособность товаров за счет снижения цен на некоторые виды товаров и услуг;
- определить и выбрать наиболее рентабельные товары;
- определить минимальный размер наценки, при котором выпуск и продажа будет приносить доход;
- выявить список убыточных товаров и товарных групп. Калькуляция поможет выявить такие товары и выработать решение: нужно ли провести мероприятия по повышению их рентабельности или исключить из оборота;
- определить наиболее оптимальные цены на отдельно взятые товары или группы товаров.
Применение экономического анализа на крупных и средних предприятиях дает возможность путем изменения торговой наценки добиваться роста доходов и снижения расходов по отдельным товарам или группам товаров. Тем самым повышать свою эффективность.
Задачи
При проведении комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия следует ответить на следующие важные вопросы:
- какие товары выпускает предприятие;
- каким образом удовлетворяется спрос на товары;
- какие мероприятия проводит организация для увеличения темпов и объемов продаж, снижения себестоимости выпускаемой продукции и повышения ее качества.
От того какой ответ будет получен, зависит то, какие методы будут использованы в процессе анализа. Также - какие объекты экономического анализа изучены. Для этого необходимо провести:
- проверку выполнения производственного плана и плана товарооборота. Определить, насколько покупательский спрос на отдельные товары удовлетворен, насколько выполнен план, каковы дальнейшие перспективы расширения рынков сбыта;
- изучение факторов, влияющих на выполнение производственного плана, плана товарооборота, выпуска продукции и роста (снижения) продаж;
- поиск возможностей и резервов для повышения эффективности работы фирмы;
- разработка новых, более совершенных управленческих решений по развитию фирмы, созданию более реалистичных планов.
В процессе экономического анализа используются различные источники информации: бизнес-планы, финансовые и бухгалтерские отчеты и отчетность, табель рабочего времени и производственный план.
Порядок проведения анализа на предприятии
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности фирмы дает возможность установить основные качественные и количественные показатели от деятельности в этом и будущем периодах.
От того насколько качественно была выполнена работа, зависит то, насколько правильно по результатам анализа будет разработан план работы на ближайшие несколько лет. Ошибки в расчетах могут привести к ухудшению экономического положения фирмы и даже стать причиной банкротства. Весь процесс анализа обычно разделяют на несколько этапов.
С чего все начинается
На первом этапе используют такой вид экономического анализа, как определение общего объема выпускаемых предприятием товаров и услуг за определенный период. После проведения анализа и оценки выполнения предыдущего плана разрабатывается новый производственный план. На этом этапе определяют общий объем выпуска и продажи товаров. Учет ведется как в денежном, так и в натуральном (потоварном) выражении.
Степень выполнения плана определяют путем сравнения относительного и абсолютного размера отклонения от разработанного до этого плана. Также на этом этапе экономического анализа оценивается влияние факторов, которые не могли быть учтены, но повлияли на финансовый результат. Например, выход производственного оборудования из строя, что привело к задержке и снижению выпуска продукции.
Второй этап
На втором этапе объектом экономического анализа являются суммарные показатели производства на протяжении длительного периода (на протяжении нескольких лет), определение их состояния и роста (снижения). Динамика роста произведенных товаров и услуг в текущих ценах (ДТО) рассчитывается по формуле:
ДТО = Фактический выпуск (продажа) товаров отчетного года в текущих ценах*100/Фактический выпуск товаров прошлого года.
Особенностью экономического анализа в этом случае является то, что на основе данных, полученных во время исследований динамических изменений уровня продажи товаров, определяется динамика продаж по отношению к прошлым периодам.
Определение объема продаж, сопоставляемого с ценами Тсц, проводится по следующей формуле:
Тсц = Тф/Иц,
где Тф – фактически произведенная и проданная продукция за один определенный период;
Иц – средний индекс изменения цен на проданные товары за тот же период по сравнению с предыдущим.
Средний индекс изменения цен рассчитывается с учетом ассортимента товаров и имеющейся информации об изменении цен на определенные товары или группы товаров.
Особое место в планировании и управлении имеет также определение среднего уровня темпов роста объема продажи товаров по формуле:
Т = √Ух/Уо,
где Т – средний уровень темпа роста;
Ух – объемы продаж в конце исследуемого периода;
Уо – объемы продаж на начало исследуемого периода.
На основе полученных расчетов определяют абсолютные изменения в общем объеме проданных товаров относительно основного и предыдущего периодов. Определяется темп увеличения (снижения) динамики роста продаж.
Третий этап
Во время него проводится такой вид экономического анализа, как анализ товарно-групповой ассортимента продаваемых товаров за отчетный период, определение динамики роста (снижения) продаж и выявление закономерностей этих изменений. Изучаются такие параметры, как:
- состояние рынков выпускаемой продукции;
- изменение спроса на продаваемые предприятием товары и услуги, снижение роста производства и продаж, изменения в налоговом законодательстве, повлекшие рост расходов на производство и реализацию продукции;
- недочеты в работе персонала и продажи товаров, ошибки в расчетах при планировании;
- объемы выпуска и динамика их роста;
- причины изменения ассортимента выпускаемой продукции и объема продаж.
Изучение ассортимента выпускаемых и продаваемых товаров позволяет производить группировку товаров по степени их значимости в общем товарообороте предприятия. Также это дает возможность адекватно оценить динамику продаж некоторых товаров и возможность увеличения продаж в будущем.
Четвертый этап
В качестве цели экономического анализа на этом шаге изучается состав выпускаемых и реализуемых товаров предприятием, зависимость ассортимента от таких факторов, как:
- предпочтение покупателей;
- формы и сроки расчетов;
- характеристики производимых и реализуемых товаров. То, как организовано производство и сбыт продукции.
Изучение этих факторов, их оценка и анализ дает возможность руководителю предвидеть результаты действия и выявления закономерностей, происходящих во время реализации товаров и услуг определенным образом. Например, при продаже товаров населению или мелким оптовикам, с немедленной оплатой или в рассрочку, при наличном и безналичном расчетах.
В процессе исследования разные категории и объемы товаров и услуг сопоставляют между собой. Это делается для того, чтобы выявить динамику выпускаемых предприятием товаров как в общем, так и в потоварном выражении. Этот вид экономического анализа относят к сравнительному анализу. В итоге выявляют товары и группы товаров, имеющие наибольший вес в общем объеме товарооборота и их влияние на финансовый результат.
Пятый этап
На пятом этапе производится расчет объемов продажи товаров и услуг поквартально и помесячно. На этом этапе применяется такой вид экономического анализа, как исследование ритмичности продаж и изучение факторов, которые влияют на этот параметр.
Во время анализа рассчитываются те показатели, которые характеризуют ритмичность продаж.
G = Summ(Xi-X)2/n,
V=G*100/x,
Где Xi – товарооборот за i-й период;
X – средний объем проданных товаров за n периодов;
n – число месяцев или лет, данные за которые взяты для проведения исследования.
Рассчитанное отклонение (G) определяет уровень колебания продажи товаров, то есть минимальный и максимальный объем продукции фирмы, проданной за весь период исследования.
Коэффициент (V) вариации показывает, насколько равномерно происходила продажа товаров в течение всего исследуемого периода.
Полученные в ходе анализа результаты дают возможность оценить, насколько равномерно происходила продажа товаров по месяцам и кварталам. Определить причины перебоев и неритмичности. Найти пути решения выявленных проблем.
Шестой этап
Во время проведения шестого этапа применяется такой вид экономического анализа, как факторный. На этом этапе изучаются факторы, которые влияют на объем и ассортимент продаваемых товаров, дается количественная оценка влияния факторов, связанных с такими показателями: спросом покупателей на производимые товары, предложением товаров на рынке, уровнем жизни и реальными доходами населения, которое обслуживается, и многие другие. Рассматриваются как внешние, так и внутренние факторы. Для проведения экономического анализа на этом этапе используются в качестве источников информации первичные документы предприятия и данные статистики.
Заключительный этап
Это завершение анализа деятельности предприятия. Сюда входит исследование финансовой прочности фирмы, в ходе которого определяется возможное снижение объемов продаж и падения доходов по отношению к предыдущему периоду и определение его уровня относительно «точки безубыточности». Этот этап имеет особенное значение в экономическом анализе, так как дает возможность определить вероятность банкротства, а также найти пути по улучшению финансового состояния предприятия.
Минимальный уровень, до которого может быть уменьшен объем доходов, характеризует порог безопасности торговой организации (ПБто) и запас финансовой прочности (ЗФПто). Их значения рассчитываются так:
ПБто = Тф – Тб.з,
ЗФПто = Тф/Тб.з,
где Тф – фактический доход предприятия;
Тб.з – объем доходов и расходов, при котором обеспечивается безубыточная деятельность.
Чем выше значение, полученное в результате расчета, тем выше запас финансовой прочности и ниже вероятность банкротства. Экономический анализ дает возможность улучшить процесс управления предприятием, выявить слабые стороны и недостатки производства и реализации продукции. Помогает найти новые пути увеличения доходов и снижения расходов, формирования оптимального ассортимента.
Анализ издержек
Издержки – это расходы предприятия на производство и реализацию продукции. В качестве направления экономического анализа в экономической науке принято разделять издержки на постоянные и переменные. Они могут анализироваться как по отдельности, так и совместно. Первый способ считается наиболее точным, однако для упрощения процесса нередко применяют второй способ.
Особенность факторного анализа расходов на производство и продажу товаров состоит в том, что не все расходы предприятия связаны только с производством и продажей, однако они должны учитываться при проведении экономического анализа. В учете их называют прочими расходами и относят на отдельные счета.
Основной моделью факторного анализа издержек является мультипликативная модель зависимости расходов от объема реализуемой продукции, которая рассчитывается по следующей формуле:
И = Уи*No,
Где И – сумма издержек;
Уи – уровень расходов;
No – общий доход от реализованной продукции.
Эта модель расчетов используется при определении:
- товарооборота:
∆И(N0)=∆N*Уи;
- изменения уровня издержек:
∆И(Уи) = ∆Уи*No.
По итогам анализа разрабатывается ценовая политика фирмы, обоснованная на принципах ценообразования, с учетом произведенных расчетов, а также определяется ассортимент выпускаемых и продаваемых товаров, который может принести максимальный уровень прибыли.
Анализ прибыли предприятия
В понятиях экономического анализа прибыль определяется как разность валового дохода и расходов на производство и продажу продукции. В свою очередь валовой доход определяется как доход от продажи товаров за вычетом НДС.
Валовой доход обычно рассчитывается на основании бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» как разница между выручкой и расходами на продажу. Валовой доход рассчитывается как произведение доходов от реализации продукции и уровня валового дохода:
ВД = Н о*Увд/100%.
Он является основным показателем цены. Меняя наценку на выпускаемый и продаваемый товар, предприятие может увеличивать или уменьшать объем спроса, выбирая показатели наиболее оптимального сочетания и наибольшего валового дохода. Однако не следует забывать о значении такого фактора, как размер издержек на производство и продажу продукции. Факторная модель экономического анализа прибыли в этом случае вычисляется по такой формуле:
П = No(Увд – Уи)/100б
где Уи – уровень издержек.
Экономический анализ издержек необходимо проводить для создания реалистичных бизнес-планов. Его также надо проводить при вынесении отдельных управленческих решений, например, при формировании ассортимента, ценообразовании, расширении основных средств.
Оценка финансового состояния
На основе вышеизложенных расчетов, проведенных во время экономического анализа, оценивается финансовое состояние предприятия, уровень рентабельности производства, определяются дальнейшие пути его развития. Финансовое состояние оценивается, в первую очередь, за счет соотношения прибыли за текущий период относительно предыдущего, а также исходя из соотношения расходов и доходов на производство. Снижение динамики продаж, как в натуральном, так и денежном выражении считается дурным признаком.
При проведении анализа применяются статистические и математические методы, проводятся расчеты, строятся модели и стратегия бизнеса. Классификация видов экономического анализа по различным признакам основывается на данных бухгалтерского и управленческого учета. Обычно на каждом этапе анализа обрабатываются определенные задокументированные данные с использованием соответствующих каждому этапу инструментов.
Приведенный выше порядок проведения анализа и формулы подходят как для небольшого предприятия, например, розничного магазина, так и для крупного. Разница заключается только в объемах полученных данных, которые необходимо будет сгруппировать, а после провести расчеты и проанализировать.
Использование специальных методов экономического анализа дает возможность изучить динамику и определить состояние и пути развития фирмы в будущем, обосновать на основе материально подтвержденной информации создавать реалистичные планы роста объемов производства и продажи продукции. Результатом применения этих методов является правильная оценка и учет резервов, возможностей производства, состояния рынка и собственных конкурентных преимуществ или недостатков.