КАЗ-4540: технические характеристики, фото. Грузовые автомобили Кутаисского автомобильного завода

Развитию машиностроения в СССР уделялось особое внимание. Каждый завод старался создать технологичный автомобиль, который займет свою нишу в инфраструктурной цепочке страны. Завод в городе Кутаиси не отставал от общих тенденций и выполнял поставленные требования и задачи. Конструкторами был создан грузовик, ставший легендарным, - КАЗ-4540.

каз 4540

История создания

В 1975-м, по просьбе Госсельхозтехники СССР НАМИ вместе с ГКБ города Балашова, который специализировался на создании прицепов к автомобильной и тракторной технике, а также с ярославским заводом началась разработка новой техники. Задачей было создание новой модели автопоезда для нужд сельского хозяйства. Грузовик должен был стать неким недостающим звеном, которое включало сбор культур на поле, их дальнейшую погрузку, а также быструю транспортировку и выгрузку.

В начале 80-х на базе кутаисского завода было налажено производство новых полноприводных автопоездов. Основой для новой модели стал опытный образец НАМИ-0215, созданный из обычного КАЗ-608Б, с модернизированным ходовым оборудованием и приводом на две оси.

колхида автомобиль

Перед тем как запустить серийное производство и выпустить новый грузовик на просторы бывшего СССР были проведены полномасштабные испытания образцов. Для этого изначально было создано 20 машин, на которых и проводились все дорожные и стендовые проверки. В 1981-м на полигоне НАМИ успешно завершились испытания нового автопоезда. Конструкторы не остановились на достигнутом и внесли еще ряд поправок и изменений в отдельные узлы и части конструкции. После этого последовали новые опыты и очередные испытания. Новый КАЗ-4540 не имел ничего общего с предыдущими моделями марки "Колхида".

Уже в январе 84-го, когда завершились межведомственные испытания, грузовик был рекомендован к запуску в производство. Спустя месяц создали первую партию из 500 машин.

На основе данного грузовика был разработан и седельный тягач. Он получил новую маркировку - КАЗ-4440.

"Колхида"

Такое название получил модельный ряд тягачей производства кутаисского завода. Первый грузовик выехал уже в августе 1951-го. Большая часть комплектующих привозилась с завода имени Сталина. Благодаря узлам московского предприятия и собирались самосвалы, небольшого размера седельные тягачи, а также грузовые транспортные средства под маркой "Колхида". Фото нового экземпляра не были похожи ни на одно из существующих на то время.

"4540" - модель, созданная для удовлетворения потребностей сельского хозяйства. Производство продолжалось с 1985-го и по 1998-й. За этот период было создано несколько разнообразных модификаций грузовика "Колхида". Отличительной особенностью КАЗ-4540 была ярко-оранжевая кабина с очень большими ветровыми стеклами.

Назначение

Грузовой транспорт КАЗ-4540, который отличался от всех остальных моделей двумя ведущими мостами, часто использовался в паре с прицепом марки ГКБ-8535. Эта связка представляла некий автопоезд, используемый для транспортирования сельскохозяйственной продукции.

Самосвал КАЗ-4540 - универсальная машина с возможностью разгрузки на три стороны. В зависимости от специфики материалов или местности использовался один определенный способ. Грузовик был оборудован приводом на все колеса с дополнительной блокировкой дифференциала заднего моста.

Технологичная конструкция позволяла применять машину в паре с комбайнами для уборки зерновых культур и хлопковых. "Колхида" - автомобиль, обладающий достаточной проходимостью, требуемой для техники, используемой в сельском хозяйстве, и производительностью в 11 т.

В 1990-м конструкторами была подготовлена документация, которая позволила бы оборудовать машину рефрижератором, использовать вместе с грузовой платформой, а также создать автомобиль для пожарных. К сожалению, разработки не получили дальнейшего развития и остались лишь на бумаге. "Колхида", фото которой представлено ниже, - это самый востребованный экземпляр на момент создания машины.

каз 4540 характеристики

Кабина

Кабина - бескапотная, располагалась над двигателем. Подобная компоновка позволила повысить маневренность и максимально эффективно использовать всю платформу. "Колхида" - автомобиль, обладающий короткой колесной базой и отличным обзором для водителя. Большеобъемная кабина обладала отдельным местом для отдыха, вентилятором, а также печью-отопителем. Все это в сумме обеспечивало достаточно высокий параметр комфортабельности для длительных и дальних рейсов. В 1985-м это был очень хороший показатель.

В 1990-м началось производство модернизированной версии. Она оборудовалась гидравлической системой для управления открытием бортов. При разгрузке на любую из рабочих сторон борт закрывался автоматически.

колхида фото

Силовая составляющая

На машине устанавливался дизельный мотор марки ЯМЗ-КАЗ-642. Двигатель КАЗ-4540 устанавливался за колесной базой и работал в паре с восьмиступенчатым устройством для переключения передач (4 доступные передачи и дополнительный делитель).

Силовая установка располагалась непосредственно над передним мостом, и все органы, обеспечивающие управление, были сдвинуты максимально вперед. Водительское место находилось над мотором. Решение о создании такой компоновки было вызвано необходимостью увеличения полезной площади, на которой располагались перевозимые материалы. За счет повышения угла выезда увеличили проходимость. Такая схема обеспечила равномерное распределение нагрузки на обе оси. На переднюю часть приходится 6,12 т веса, а на заднюю - 6,14 т.

Равномерное нагружение позволило использовать одинарные колеса с широкими шинами, а также значительно упростило систему контроля давления в воздушных камерах.

Много новшеств было внедрено при создании КАЗ-4540. Одним из таких был дисковый ШРУС, отличающийся большей надежностью, чем сферический аналог. Максимальная скорость составила 80 км/ч, но при этом грузоподъёмность была равна всего 6 т.

двигатель каз 4540

Ходовая часть

Ходовое оборудование позволяет машине двигаться по тяжелым грунтовым дорогам, а также по полям после вспашки. На самосвал КАЗ-4540 устанавливалась трансмиссия с 8 позициями, обеспечивающими движение вперед, а также двумя - назад. Она представляла собой сложную конструкцию, состоящую из 4-ступенчатой КПП и делителя с 2 режимами работы.

Сухое сцепление установлено с фрикционными дисками и пневмоприводом. Вращение от мотора подавалось на оба моста. В раздаточной коробке устанавливался дифференциал для осуществления межосевой блокировки. Управление производилось при помощи отдельной кнопки, расположенной на приборной панели.

Подвеска переднего моста собрана из продольных рессор и телескопических амортизаторов. Сзади установлены полуэллиптические сдвоенные рессоры.

самосвал каз 4540

Достоинства

Водители, работавшие на технике марки "Колхида", отмечают, что самой удачной была модель КАЗ-4540. Отзывы не совсем однозначные, но во многом сходятся. Основные достоинства, которые были отмечены:

- "4540" - это первый в СССР самосвал, созданный исключительно для нужд сельского хозяйства.

- Простое обслуживание и ремонт благодаря легкому доступу практически ко всем узлам и механизмам.

- Отличная проходимость при максимальной загрузке автопоезда.

- Грузовая платформа с тремя вариантами выгрузки.

- Полноразмерная бескапотная кабина, которая была оборудована по последнему слову техники.

каз 4540 отзывы

Недостатки

Невысокая квалификация работников завода не позволила создать производство качественных машин. У КАЗ-4540 было довольно большое количество недостатков:

- Часто выходил из строя механизм, отвечающий за подъем кабины.

- Частые протечки рабочих жидкостей и масла на стыках механизмов трансмиссии и мотора.

- ТНВД был не способен выдавать требуемые параметры.

- Слабым местом были и заклепки, отвечающие за крепление передних рессор к раме.

Некоторые преимущества при неправильной эксплуатации и неправильном вождении превращались в недостатки. Одинаковая нагрузка на оба моста позволяла повысить проходимость, но при агрессивном вождении была высокая вероятность опрокидывания машины. КАЗ-4540, характеристики которого представлены в статье, до сих пор используется в некоторых регионах как России, так и Украины и в других странах бывшего СССР.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.