Китайская каллиграфия – искусство классической живописи Древнего Востока

Китайская каллиграфия – это искусство изображения иероглифов, позволяющее не только отразить смысл текста, но и визуально передать его настроение. Этот вид письма отличается особой эстетической составляющей, призванной показать на бумаге гармонию духа и движения, завладеть вниманием читающего и даже оказать на него некоторое эмоциональное влияние. На Востоке каллиграфии всегда придавали особое значение, считая, что подобная деятельность способна воспитать в человеке высокие нравственные качества и помочь ему в духовном развитии.

Сходство живописи и каллиграфии

Эти виды искусства издавна называют родственными из-за использования одинаковых материалов и способа письма. Они взаимно подталкивают друг друга в развитии, поскольку в основе китайского изобразительного искусства лежит гармония линий, отражающих чувства художника.

Это мастерство неотделимо от совершенного владения кистью, что и является связующим звеном между ними.

Обучение хань (китайская живопись, каллиграфия)

Изучать тонкости этого изобразительного искусства можно самостоятельно, или прибегнув к помощи определённых школ, мастер-классов или частных преподавателей. При этом стоит опираться на определённую методику: например, при написании иероглифа следует проговаривать его значение вслух и строго придерживаться правил начертания символов, чтобы сохранить первозданный смысл текста (неверное изображения знака меняет его значение).

Разумеется, чтобы полностью постичь искусство китайской каллиграфии, может не хватить целой жизни, однако прикоснуться к нему стоит ради развития эстетического вкуса, зрительной памяти и координации движений.

Правила написания иероглифов

Китайская каллиграфия придерживается пяти правил изображения письменных знаков:

  • Рисовать иероглиф следует сверху вниз и слева направо.
  • Сначала выводят горизонтальные черты, затем вертикальные и только потом – откидные.
  • Из-за направления письма первыми выписывают диагональные линии слева, а следом за ними – находящиеся справа.
  • Прежде всего наносят "каркас" иероглифа, то есть внешние черты.
  • Точки за пределами знака рисуют в последнюю очередь.

Такая трактовка правил крайне поверхностна, поскольку существует огромное количество исключений и дополнений. Однако и краткий вариант имеет право на существование. В любом случае на обучение этой методике уйдёт немало времени.

Стили письменности

Китайская каллиграфия подчиняется пяти основным стилям, развившимся вместе с письменностью и имеющим на сегодняшний день солидную историю. Все иероглифы, создаваемые при помощи этой методики, изображаются в соответствии с ними.

Самый древний из стилей – чжуаньшу. Он появился ещё в VIII веке до н. э. и был признан официальным в царстве Цинь. В настоящий момент не многие китайцы могут похвастаться умением читать "иероглифы печати" (одно из названий стиля), но, несмотря на это, их часто используют в каллиграфии и для оттиска на личной печати.

Далее следует лишу, развившийся из более вульгарного написания чжуаньшу во II веке н. э. От "иероглифов печати" его отличает угловатость и расширение горизонтальных и диагональных линий к концу. Архаичная версия этого стиля сложна для прочтения, поэтому в современных надписях она заменяется поздней вариацией лишу. Из него происходят цаошу и кайшу.

Цаошу иначе называется "травяным стилем" и представляет собой рукописный курсив. Его специфичность состоит в неотрывном написании иероглифов и частом изменении черт, могущих испортить визуальную эстетичность текста. Таким образом, хоть китайская каллиграфия и включает в себя этот стиль, широкого применения он никогда не получал.

Кайшу же наиболее прост и популярен. С него начинается обучение иностранцев и детей. Он не содержит сложных элементов и каждый иероглиф выписывается очень тщательно, поэтому данный стиль письменности доступен для прочтения каждому, владеющему языком в достаточной мере.

И последний, самый новый из вариантов написания, – синшу. Пожалуй, он не самый эстетичный, поскольку многие черты символа в нём сливаются друг с другом, однако его способен расшифровать любой образованный носитель языка. Иногда в искусстве китайской каллиграфии используются элементы эдомодзи и као. Последний чаще всего встречается в стилизованных подписях вышестоящих чинов.

Инструменты для каллиграфии

Начинающие обучение этому искусству, как и мастера, нуждаются в приспособлениях, специально предназначенных для него. Все, что требуется для изображения иероглифов, продаётся комплектами. Традиционно в набор входят китайские кисти для каллиграфии, плотная бумага, тушь или краска и ёмкость для неё.

Профессиональные инструменты более удобны в обращении, что, несомненно, сказывается на качестве работ. Например, правильная бумага должна производиться вручную из бамбука. Это обеспечивает хорошие абсорбирующие свойства, что немаловажно при рисовании тушью. Современные кисти делают из кроличьей, козьей и колонковой шерсти, а чернильницы – из камней мелкозернистых пород. Правильный подбор комплекта даст новичку верную основу в его начинании и обучит обращению с инструментами, что в дальнейшем поможет ему держать "высокую планку".

Комментарии