Троицкий Антониево-Сийский монастырь

На Севере России ещё сохранились места, над которыми время не властно, где оно замедляет свой бег. Одно из них находится в Архангельской области, где в неверном свете белых ночей возносится к небу золотыми крестами Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь – свидетель и участник многих событий нашей истории. Более четырёх столетий он был в числе главных православных святынь нашей страны, и о многом могут рассказать его стены. Надо лишь уметь слушать.

Вымоленный отрок

Известно, что в шестидесятых годах XV века из Великого Новгорода переселилась в село Кехта Двинской волости благочестивая семья зажиточного крестьянина по имени Никифор. Трудолюбив был мужик, оттого и достаток в доме не переводился. И только одна беда омрачала жизнь переселенцу – не благословил Господь жену его Агафью чадородием. Уж сколько лет минуло с тех пор, как трижды обвёл их сельский поп вокруг аналоя, свершив тем великое таинство брака, а не слышно было в его избе детских голосов.

В те годы от бесплодия знали одно только средство – шла несчастная баба в церковь, падала ниц перед тёмным иконным ликом и слёзно молила Царицу Небесную о ниспослании ей долгожданного чада. Не единожды побывала на богомолье и Агафья. Клала земные поклоны и ставила пудовые свечи – благо в мужниной мошне копейка не переводилась. И вымолила-таки счастье – благословила её Матерь Божья сыном, которого при святом крещении нарекли Андреем.

Короткий брак

Давно замечено в народе, что такие вот, вымоленные у Бога, дети бывают исполнены разума и добродетели. Вот и отрок Андрей на седьмом году постиг грамоту и перенял у приходского батюшки навык иконописи. Так он и рос, прислуживая во храме Божьем и помогая родителям вести их обширное хозяйство, пока не призвал их Господь.

Андрей к тому времени уже вырос, и было ему двадцать пять лет, когда счёл он за благо оставить отчий дом и отправиться в Великий Новгород, откуда пришли когда-то его покойные родители. Дело ему там нашлось быстро – сильного и покладистого молодца взял к себе на службу местный боярин и до того приник к нему душой, что на пятом году выдал за него свою дочь. Но, знать, не было на то Воли Божьей – через год скончалась сначала молодая жена, а за ней и её отец.

Новопостриженник Антоний

Схоронив близких ему покойников и погоревав, как водится, поразмыслил Андрей и постиг разумом, что не судьба ему жить в миру, среди греха и соблазнов, а надлежит посвятить себя Богу, затворившись в одной из святых обителей, коими столь обильна русская земля. Помолившись и благословясь у того самого попа, что венчал его год назад с боярской дочерью, навсегда покинул он Великий Новгород, но стопы свои направил не в Двинскую волость, где ещё стоял опустевший дом его отца, а во святой монастырь, построенный на реке Кена, близ города Каргополя.

Здесь в стенах старинной обители начал Андрей восхождение к венцу святости, постригшись в монахи с именем Антоний. Год провёл он в тяжких монастырских трудах – рубил вековые сосны, выкорчёвывал пни, расчищая место под огород, а затем в нём же и трудился, добывая пропитание для братии.

Но более всего было ему по сердцу ухаживать за больными и убогими, для коих в монастыре был создан приют. Ночи же проводил Антоний в молитвах о спасении душ всех православных христиан. Вскоре его духовный отец преподобный Пахомий Кеский рукоположил его во священство, а затем благословил на подвиг отшельничества, о котором давно уже говорил с ним Антоний.

На пути к святому месту

Покинул Антоний обжитые стены монастыря не один, а с двумя товарищами, так же, как и он, искавшими молитвенного уединения. Помолясь, удалились они в непроходимые лесные дебри, стеной подступавшие к обители. Вначале для своего пустынножительства иноки избрали тихое место на берегу Емца, срубили себе кельи и даже построили деревянную церковку в честь святителя Николая. Но подгадил им враг рода человеческого – озлобил он против них сердца местных жителей, решивших, что монахи хотят завладеть их землёй. Пришлось инокам покинуть приглянувшееся место и продолжить странствия по глухим чащобам. Надо заметить, что к тому времени пополнилось их число ещё тремя отшельниками-богомольцами.

Но не оставил их Господь, послал на пути некоего рыбака именем Самуил. Он-то и подсказал скитальцам место на озере Михайловом, где вовек никто не жил, но откуда исстари доносился звон колокольный да пение ангельское. И было до него недалече – всего-то три дня пути, по российским меркам – совсем рядом.

Древняя легенда говорит, что, придя на то место, указанное Самуилом, постигли монахи в сердцах своих, что свято оно, и быть тут обители, которой суждено пережить века. И поставили они на пустынном мысу лесного Михайловского озера крест, истекавший на солнце свежей сосновой смолой, обозначив тем самым место будущего монастыря.

Первые трудные шаги

Своё название будущая обитель получит от реки Сия, вытекающей из Михайловского озера, и являющейся правым притоком Двины. Была она, как и само озеро, богата рыбой, а лесные дебри вокруг - зверем, но для жизни этого недостаточно, и приходилось братии валить лес и распахивать землю. А на чём пахать? Лошадок-то нет. Вот и впрягались божьи люди по очереди в самодельную соху, надрываясь и падая на свежих бороздах.

Доподлинно известно, что Антониево-Сийский монастырь поднимался в очень тяжёлых условиях. Были даже моменты, когда монахи, выбившись из сил, собирались покинуть новое место, и только слово да молитва их духовного наставника Антония помогали малодушным победить минутную слабость. Но с Божьей помощью они наконец обустроились, и возвели первую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы. Главным её достоянием стала икона Святой Троицы, написанная самим Антонием, с малых лет преуспевшим в иконописи.

В течении долгих столетий Троицкий Антониево-Сийский монастырь славился на всю страну этой святыней. По молитвам паломников перед ней происходили чудеса исцелений. Окончательно убедились все в благодатности образа, когда однажды в церковь ударила молния, и после пожара, уничтожившего всю внутреннюю часть здания, из груды пепла извлекли икону, совершенно нетронутую огнём.

Великокняжеская грамота

Свой официальный статус Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь получил в 1552 году, когда его настоятель, будущий святой преподобный Антоний, направил в Москву к великому князю Василию III двух иноков с прошением об учреждении обители. Благочестивый правитель отнёсся благосклонно к их просьбе и послал с ними не только Жалованную грамоту, но и щедрые дары на помин собственной души.

Блаженная кончина и канонизация

Преподобный Антоний дожил до семидесяти девяти лет, тридцать семь из которых провёл в созданной им обители, лишь изредка покидая её для непродолжительного отшельничества, вызванного потребностью в молитвенном уединении. Когда перед смертью его спросили, где он желает быть погребённым, подвижник наказал (виданное ли дело!) отнести его тело в лес и оставить на растерзание зверям и птицам, дабы этой тризной и они помянули его перед Богом. Только слёзные мольбы братии убедили его отказаться от своего решения.

Отошёл он ко Господу 20 декабря 1556 года, во царствование государя Иоанна IV Грозного, а Антониево-Сийский монастырь продолжал свою жизнь уже при новом настоятеле – старце Кирилле, указанном Антонием в завещании. Сам же он за благочестивую жизнь и многочисленные чудотворения в 1579 году был причислен к лику святых.

Собор Святой Троицы

Его память отмечается православной церковью 20 декабря, и в этот день Антониево-Сийский мужской монастырь, фото которого можно увидеть в этой статье, заполняется сотнями паломников, приезжающих из разных городов страны почтить его память и поклониться святым мощам, покоящимся ныне под спудом Троицкого собора, возведённого уже после кончины святого.

Закладка этого пятикупольного храма была совершена в 1589 году по высочайшему дозволению царствовавшего тогда государя Фёдора Иоанновича (сына Ивана Грозного). В своей грамоте, присланной в монастырь, он повелел возводить его по образцу Воскресенского собора московского Новодевичьего монастыря и даже в помощь строителям прислал опытного мастера Захара. Все работы, выполнявшиеся вологодской артелью каменщиков, завершили в 1606 году, и вскоре храм был освящён.

Монастырь ― свидетель истории

В XVI-XVII веках Антониево-Сийский монастырь занимает место одного из ведущих духовных центров Севера России, и ему принадлежит важное место в её истории. Известно, что в этих стенах отбывал пятилетнюю ссылку опальный боярин Фёдор Никитич Романов – отец будущего царя, основателя династии Романовых – Михаила Фёдоровича. Именно здесь по воле царствовавшего тогда Бориса Годунова боярин принял монашеский постриг с именем Филарет.

Пройдут годы, и, вернувшись из польского плена, он станет Патриархом Московским всея Руси. Не забудет тогда Филарет участливого игумена Иону, старавшегося чем возможно облегчить его участь, и, взойдя на патриарший престол, отблагодарит того щедрыми дарами. Монастырские стены помнят и совсем ещё молодого Михаила Ломоносова, останавливавшегося здесь на пути в Москву.

Царственные покровители монастыря

С первых дней своей истории Антониево-Сийский монастырь пользовался неизменным расположением верховных правителей России. Начало тому положил великий князь Василий III, как сказано выше, приславший вместе с Жалованной грамотой свои дары. Щедрым вкладчиком был и его сын Иван Грозный, но, правда, несколько в ином роде. Он передал в монастырь длиннющий список казнённых им бояр и приложил к нему тысячу рублей на помин их душ – такой уж был заботливый государь.

Восшедший вслед за ним на престол царь Фёдор не только финансировал строительство Троицкого собора, но и даровал ему стасемидесятипудовый колокол. Не поскупился и Борис Годунов, пожаловавший обители пятьсот рублей и множество дорогой церковной утвари. Всех жертвователей братия усердно поминала на молитвах и делала о том записи в специальной «Кормовой книге».

Со временем Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь вошёл в такую силу, что не только пользовался щедростью царствовавших особ, но и сам не раз оказывал им материальную помощь. Так, например, государь Михаил Фёдорович расходы на войну со Швецией покрывал из средств, предоставленных ему монастырской казной, а его отец – Алексей Михайлович, брал займы на перевооружение армии.

Коронованные паломники

Большую роль играло и паломничество в Антониево-Сийский мужской монастырь царствовавших особ. Российские самодержцы не раз посещали древние стены, хранившие память их предков. Так, например, летом 1819 года их почтил своим посещением император Александр I, а в 1856 году - его племянник Александр II. Частыми гостями были и великие князья. Для приёма высоких гостей существовал даже особый ритуал.

Обычно государь, заранее выйдя из кареты, подходил пешком ко Святым вратам и там, встреченный игуменом и братией, благословлялся иконой преподобного Антония, которую тут же получал в дар. Затем следовал торжественный молебен в Троицком соборе и обед в игуменских покоях. Надо ли говорить, что такие визиты способствовали приезду в монастырь большого количества рядовых паломников, обильно пополнявших его казну.

Золотой век монастыря

Принято считать, что расцвет монастыря пришёлся на XVII век. В нём проживало тогда около двухсот монахов, силами которых было возведено шесть храмовых построек, а самой значительной из них был храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Над украшением монастыря трудились известнейшие иконописцы той поры, такие как Фёдор Зубов и Василий Кондаков. В хранилищах обители были собраны многие выдающиеся памятники русской культуры.

Особенности Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря, такие как собранные в нём уникальные коллекции древностей, архитектурное своеобразие, благочестие братии и красота окружающей северной природы, обеспечивали ему заметное место среди прочих святых обителей России.

По пути мытарств

После октябрьского переворота Антониево-Сийский мужской монастырь в полной мере разделил судьбу большинства российских обителей. В 1923 году его закрыли, часть имущества отправили в госучреждения, а остальное попросту разграбили. В помещениях, где раньше жили иноки и совершались церковные службы, устроили колонию для малолетних преступников. Монастырские стены высокие – не сбегут. В последующие годы там размещались и другие учреждения, не имевшие отношения к религии.

Возрождённая обитель

Лишь с наступлением перестройки, изменившей политику правительства в отношении религии, обитель была возвращена церкви. Но формальная передача земли и находившихся на ней построек ещё не означала её возрождения в роли духовного центра. Антониево-Сийский монастырь, фото которого дают представление о многообразии и специфике находящихся на его территории построек, нуждался в серьёзной реставрации, для которой требовались значительные капиталовложения. Большую роль в решении этих проблем сыграл его наместник архимандрит Трифон (Плотников), сумевший изыскать необходимые ресурсы и привлечь к работе высококвалифицированных специалистов.

Сегодня Антониево-Сийский монастырь (Архангельская область) в полной мере возродил своё былое величие. Он вновь стал местом, куда съезжаются тысячи россиян, желающих прикоснуться к живой истории Родины. Об этом неоспоримо свидетельствует плотный график работы паломнической службы монастыря, размещённый на его интернет-сайте.

Наиболее частый вопрос, возникающий у тех, кто желает посетить Антониево-Сийский монастырь: "Как доехать в эту обитель, находящуюся в сердце русского Севера?". Для этого можно воспользоваться автобусом № 503, отправляющемся из Архангельска в Емецк, или другими автобусами № 511, 505 и 520. Тот же, кто располагает личным транспортом, может добраться до него по трассе № 8 Архангельск - Москва. На 151 км будет поворот направо и соответствующий указатель.

Монастырское подворье

В 2000 году Святейший Патриарх Алексий II благословил открытие в Санкт-Петербурге на улице Ольги Форш подворья Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря. Оно было создано, и в настоящее время окормляет значительную часть верующих, проживающих в этом районе, а также ряд детских дошкольных учреждений. Такие же подворья планируется создать и в других районах страны.

Комментарии