Сатиновое переплетение: техника, фото
Сатин – это способ объединения разных нитей: шелковых, хлопчатобумажных, полиэфирных и других. Благодаря такому разнообразию исходного материала и нюансам техники ткачества создана и постоянно пополняется впечатляющая линия тканей, в основе которых лежит сатиновое переплетение. Материалы отличаются блестящей шелковистостью, которая придает полотнам ручной и фабричной работы праздничный, изысканный вид. Такая ткань пользуется большим спросом среди потребителей и широко применяется там, где необходимо создать атмосферу богатого убранства. Атласные ленты и кружева найдутся в гардеробе у каждой девочки, девушки и женщины.
Признаки сатинового переплетения
Родина сатина – Китай. Слово «сатин» – производное от названия провинции Зейтун, что на юге Китая. Изначально ткань изготавливалась из шелка. Сатиновое переплетение обладает следующими признаками: четыре или более одиночных (их называют уточные) ниток как бы плавают над нитью основы, или наоборот, четыре основных нити «парят» над одной уточной.
В отличие от других переплетений, волокна сгибаются реже, что позволяет получать эффектную поверхность. Сияние сатина во все времена особенно ценили дамы: кружева сатинового плетения волшебным образом украшали наряды. Правда, портным приходится несладко: из-за того что потоки нитей при производстве материала имеют меньшее обжатие, сатиновые ткани получаются сыпучими на срезе. Но стойкость к истиранию у них отменная.
Блестяще!
Далее рассмотрим подробности техники блестящего переплетения и выясним, как сделать сатиновое переплетение из бумаги. Такая работа интересует практически всех начинающих рукодельниц, ее изучают на уроках труда в школах, профильных техникумах и вузах. Так как сатиновое переплетение относится к категории простых (главных, базовых), азы ткачества, уходящего корнями в Китай XII века, доступны каждому.
«Уток» и «основа» - слова, хорошо известные не только профессиональным ткачам, но и мастерам декоративно-прикладного искусства. Уточные нити, которые называются горизонтом, укладываются поперек, а основные нити (вертикаль) размещаются продольно.
Техника: вертикали и горизонтали
На ткацком станке тканые полотна, в том числе сатиновые, изготавливаются согласно следующему алгоритму: нити основы (вертикаль) поочередно и волнообразно изгибаются (частично поднимаются, частично опускаются). В образующиеся просветы направляются, словно ныряют уточкой, вертикальные нити (уточные). Перед каждой следующей прокидкой поднимаются разные группы нитей.
Так постепенно рождаются первые сантиметры холста. В промышленных масштабах это такие объемы тканой продукции, что ею, наверное, можно много раз обернуть земной шар. Атласным сатиновое переплетение называют за особенно блестящий и гладкий вид. Однако сатин и атлас все же можно различить. Ниже изображено сатиновое переплетение.
Позитивный негатив
Итак, основа с утком в сатиновом переплетении взаимодействует через одиночные основные или уточные перекрытия. В пределах раппорта (часть узора, которая все время повторяется) переплетения чередуются равномерно, не соприкасаясь друг с другом: настилы одной системы нитей словно «растворяют» одиночные перекрытия другой, делают их незаметными, в результате чего ткань начинает блестеть.
Атласное и сатиновое переплетение различают так: если на лицевой стороне больше уточных настилов – перед нами сатин. Если на лицевой стороне больше основных перекрытий – это атлас. Можно сказать, что сатиновое переплетение – это негатив атласного. Если нужно усилить застилостность и блеск сатина – увеличивают плотность по утку. При необходимости усилить эти параметры у атласа – увеличивают плотность по основе. Шаблоны для многих тканей создаются на основе элементов атласной конструкции. Ниже вы можете видеть атласное переплетение.
Сатиновые ромбы и квадраты
Раппорт (повтор) сатинового переплетения – это простая дробь, у которой числитель – число нитей в раппорте, а знаменатель – величина сдвига перекрытий. У сатинов указывается сдвиг вдоль утка слева направо, у атласов – сдвиг вдоль основы сверху вниз. Для раппорта сатина (атласа) нужно минимум 5 нитей. Мотив, из повтора которого слагается фактура ткани, рассчитывается по специальной формуле.
Сатиновое переплетение из бумаги и ткани может образовывать ромбы, параллелограммы, квадраты – это зависит от расположения одиночных перекрытий. Наиболее равномерно одиночная нить ложится в квадратных сатинах (атласах). 5-жгутовое сатиновое переплетение применяется при изготовлении многих тканей, начиная от тонких для легкой стильной одежды и заканчивая деталями для тяжелых промышленных конструкций, в том числе ремней безопасности.
Хотя это переплетение является наиболее распространенным, есть и другие атласные конструкции в которых используются жгуты из 4 и 8 нитей.
Бумага и сатин – две вещи совместимые
На фото выше видно, как сделать сатиновое переплетение из бумаги. Нужно заготовить бумажные полосы разной ширины двух цветов (имитация уточных и основных нитей), Создавая «бумажный сатин», легче понять, что такое «поле контакта» (при ткачестве на нем перекрещиваются нити утка и основы), «свободное поле» (участки, где нити не соприкасаются), «поля просвета»(сквозные основные и уточные поры). Сатиновое переплетение из бумаги нужно воспроизводить внимательнее, чем, скажем, полотняное. Особенно важен подсчет чередования.