Самолет-разведчик США: описание и фото
Вооруженные Силы Соединенных Штатов Америки считаются одними из самых мощных и сильных армейских формирований в мире. Такое утверждение подтверждает не только большое число солдат и офицеров, но и также внушительное количество различной техники, в числе которой особое место занимает самолет-разведчик ВВС США RC-135. Эта авиамашина состоит на вооружении уже довольно давно, однако, благодаря регулярно проводимой полноценной модернизации, и по сей день является достаточно мобильным и высокоэффективным средством ведения разведывательных действий. Об этом воздушном судне и пойдет речь в данной статье.
Несколько фактов
Описываемый самолет-разведчик США является воздушной единицей для сбора, тщательной обработки и последующей передачи данных на главный пункт. В основе боевой единицы лежат технические характеристики самолета Boeing C-135 Stratolifter. Оборудование для RC-135 производится различными фирмами, в числе которых значатся: L-3 Communications, E-Systems, General Dynamics.
Создание и модернизация
Указанный самолет-разведчик США изначально разрабатывался с целью заменить в небе морально и физически устаревший Boeing RB-50 Superfortress. В первую очередь планировалось изготовить девять машин, однако в итоге с конвейера их сошло лишь четыре штуки. Все они являлись усовершенствованным вариантом Boeing 739-700, поскольку применялись те же двигатели. При этом заправочная система была полностью демонтирована, а на ее место были установлены камеры, используемые для осуществления разведки и фотографирования.
В свою очередь вариант RC-135B был изготовлен в количестве десяти машин. В их основе также был аэротанкер. В качестве « всевидящих глаз» применялись камеры и специальный радар SLAR.
2005 год стал значимым для самолетов RC-135, поскольку все они без исключения подверглись значительной модернизации (были полностью заменены двигатели, навигационное оборудование и прочие элементы и системы).
Эксплуатация
Рассматриваемый нами самолет-разведчик США изначально принадлежал стратегическому командованию ВВС США. Но, начиная с 1992 года, его переподчинили боевому командованию ВВС. Все подобные машины имеют постоянное место своего базирования – это авиабаза "Оффут".
Самолеты принимали достаточно активное участие в военных конфликтах в различных уголках нашей планеты. Авиасудна были задействованы во время продолжительной войны во Вьетнаме, при проведении специальных операций «Каньон Эльдорадо», «Щит пустыни», «Буря в пустыне», «Непокоренная свобода».
Ривер Джойнт
Именно такое кодовое название носит самолет-разведчик ВВС США RC-135V. Это судно изначально имело достаточно дивный внешний вид: «надутые щеки» системы РТР с удлинённым носом, буквально напичканным аппаратурой для разведки связи AN/AMQ-15. Под фюзеляжем же расположился целый ряд антенн самого разного калибра. В наличии были три штыревые антенны на переходнике радарного обтекателя. Под центропланом были установлены лепестковые антенны с овальными пластинками в количестве четырех штук. За крылом нашлось место Г-образной антенне и еще нескольким штыревым.
Появление на свет RC-135W
В свою очередь самолет-разведчик ВВС США RC-135W отличался от своего собрата RC-135V тем, что у него отсутствовали воздухозаборники теплообменников на специальных мотогондолах, расположенных снаружи двигателей. По прошествии некоторого промежутка времени «раздутые щеки» машин были несколько доработаны для того, чтобы улучшить аэродинамические показатели. Также подверглись изменениям передние части обтекателей – они стали несколько длиннее, в результате чего левый обтекатель даже немного перекрыл входной люк и крышку последнего в итоге подвергли доработке.
В 1990 годах, когда машины начали свою работу в зоне военного конфликта ныне бывшей Югославии, инженеры установили над соплами всех имеющихся двигателей специальные установки, генерирующие инфракрасные помехи. Сделано это было с целью повысить степень защищенности от зенитных ракет, оборудованных тепловой самонаводящейся головкой.
Команда
Самолет-разведчик США RC-135 управляется довольно многочисленной командой, в состав которой входят:
- Офицеры боевого авиационного командования.
- Три оператора РЭБ (радиолокационной безопасности): автоматической разведки, ручной разведки, старший смены. Задачами данной группы является отслеживание местоположений самолетов противника, а также зенитно-ракетных комплексов по их радиолокационным излучениям, которые, в свою очередь, перехватываются системой AEELS.
- 12-16 операторов, входящих в состав управления воздушной разведки. Их боевая задача – с помощью системы многоканальной разведки в диапазоне ультракоротких волн вести радионаблюдение за перехватами, осуществляемыми истребителями, а также связью секторов противовоздушной обороны противника. То есть, по сути, эти военнослужащие работают над раскрытием намерений врага.
- 7 технических операторов, контролирующих детальнейший надзор за всеми радиолокационными излучениями объектов, расположенных в воздухе, на земле, в море. Параллельно с этим данные специалисты уточняют результаты автоматического поиска и классификации с помощью ручной разведки. После чего военные формируют служебные сообщения, детально сигнализирующие о радиоэлектронной обстановке. Всю полученную информацию передают аналитикам, входящим в рабочую группу самолета.
Непосредственно формированием карты радиолокационной обстановки занимается ведущий аналитик-контролер, в подчинении которого находятся еще двое аналитиков: первый занимается наземными целями, второй – воздушными. Кроме того, все они контролируют, чтобы вся передаваемая с самолета в центр информация обновлялась раз в две минуты (не реже), а в случае острой необходимости – раз в десять секунд.
Отдельно стоит обратить внимание еще на двух операторов, которые выполняют обнаружение и регистрацию всех нестандартных или же неопознанных сигналов, ранее не используемых противником. Делается это с целью своевременного и полноценного обновления системы РЭБ. Также операторы отслеживают все попытки врага преодолеть защиту системы связи американской авиации.
Помимо вышеуказанных специалистов, постоянно находящихся на своих боевых местах, имеется также оператор, занимающийся передачей данных на авиасудно E-3 AWACS и пара специалистов, осуществляющих полетное техническое обслуживание.
«Узкое место» самолета
Самолет-разведчик США имеет существенную проблему в виде ограниченности связи между ним и самолетом E-3 AWACS. Передача данных осуществляется по цифровому каналу в формате TADIL-A.
Именно этот канал пропускает через себя абсолютно все полученные радиолокационным способом символьно-графические картинки воздушного горизонта, формируемые операторами судна E-3. После обработки информация возвращается обратно, но уже в цифровой форме. При этом она дополняется разнообразными специальными маркерами распознавания и дифференциации всех без исключения воздушных целей.
Летно-технические характеристики
Подробно изучаемый нами самолет-разведчик ВВС США в качестве своих основных показателей имеет такие показатели:
- Размах крыла –39,88 метра.
- Общая длина самолета – 39,2 метра.
- Высота самолета – 12,7 метра;
- Площадь каждого крыла – 226,03 квадратных метра.
- Масса пустого самолета – 46403 кг.
- Масса максимальная взлетная – 124967 кг.
- Модификация двигателя – ТРДД Pratt Whitney TF33-P-9.
- Тяга – 4 x 80.07 кН.
- Предельно допустимая скорость полета – 991 км/ч.
- Крейсерская скорость – 901 км/ч.
- Практическая дальность полета – 9100 км.
- Радиус действия машины – 4308
- Максимальная высота полета – 12375 метров.
Инцидент над Черным морем
25 января 2016 самолет-разведчик США приблизился к границе Российской Федерации. В результате в небо был поднят самолёт Су-27, который и осуществил перехват американского воздушного судна. По словам официального представителя европейского командования ВМС США капитана Даниэля Эрнандеса, перехват их разведывательной воздушной машины был осуществлен крайне небезопасно и непрофессионально, что не может не беспокоить американское руководство, ведь данное происшествие лишь накаляет и без того напряженную обстановку. Также американский офицер утверждал, что RC-135U Combat выполнял плановый полет в международном пространстве над акваторией Черного моря, не нарушая при этом чьих-либо государственных границ. Представители России, в свою очередь, заметили, что американский самолет находился в небе с выключенным транспондером.
По информации, полученной от издания The Washington Free Beacon, российский истребитель полетел к американскому самолету на расстояние шести метров, после чего некоторый промежуток времен летел рядом, бок о бок. Затем русский пилот совершил манёвр и резко ушел в сторону. Как итог, реактивная струя от Су-27 буквально толкнула воздушный разведчик США, из-за чего он потерял управление.
Дуэль над Балтикой
14 апреля 2016 в очередной раз самолет-разведчик США подлетел к границам России. Вполне логично, что такая ситуация не осталась незамеченной Военно-воздушными Силами Российской Федерации. Командованием россиян было принято решение пресечь попытку нарушения государственной границы, для чего был поднят в воздух реактивный истребитель. В итоге Су-27 перехватил самолет разведчик США. Данный манёвр, по утверждению американских военных руководителей, снова был осуществлен в дерзкой манере и нес опасность для экипажа американского воздушного судна.
Кроме того, командование армии США выразило «глубочайшую обеспокоенность», которая была вызвана «непрофессиональными и небезопасными действиями российского пилота».
Японский конфликт
22 мая 2016 года российская система ПВО обнаружила над Японским морем американский разведывательный самолет RC-135. В тот момент он выполнял разведку в непосредственной близости от границы РФ. Примечательно, что воздушное судно США находилось в небе с выключенным транспондером и не довело информацию о маршруте до диспетчеров региона, чем поспособствовало возникновению опасности столкновений гражданских самолетов. Кроме того, американский самолет находился именно на тех эшелонах, где осуществлялись полеты регулярных рейсов гражданской авиации. разумеется, Су-27 перехватил самолет разведчик США.
С целью разъяснения произошедшего в Министерство обороны России был вызван на разговор военный атташе при посольстве США. Российские руководители обратили внимание своего американского коллеги на недопущение впредь подобных ситуаций и принятие надлежащих мер с целью гарантии безопасности воздушных судов, находящихся в небе.
Несколько позже стало известно, что самолет–разведчик был визуально обнаружен экипажем дальнемагистрального пассажирского воздушного судна авиакомпании Swiss. По словам пилотов, они видели тяжелый четырехмоторный самолет, который не подавал каких-либо опознавательных знаков.
Противостояние с китайцами
В очередной раз перехват самолета-разведчика США состоялся в мае 2016 года над акваторией международных вод в Южно-Китайском море. Как уточнили американцы, данный инцидент имел место в международном воздушном пространстве. По утверждению Пентагона, истребители ВВС КНР перехватили самолет-разведчик США небезопасно. Такое высказывание американцев уже никого не удивило, поскольку подобная формулировка является стандартной в каждой такой ситуации. Также американский офицер отметил, что разведывательное воздушное судно выполняло «обычное рутинное патрулирование».
Причины конфликта с Китаем
Это происшествие было вызвано быстро растущим напряжением в данном регионе Южно-Китайского моря. Все объясняется повышенной активностью Китая в плане возведения искусственных островов. При этом государства, являющиеся соседями Поднебесной, в том числе и США, крайне обеспокоены сложившейся ситуацией, поскольку считают, что Китай в перспективе будет размещать на этих рукотворных островах систему противоракетной обороны. Во многом именно из-за этого Соединенные Штаты под предлогом обеспечения надлежащего уровня безопасности международного судоходства отправили в проблемный регион свой военный флот, что вполне логично вызвало шквал недовольства со стороны руководства КНР.
Такое пристальное внимание к, казалось бы, ничем не примечательному району морской глади объясняется тем, что Южное-Китайское море - яблоко раздора между Китаем, Тайванем, Вьетнамом, Брунеем, Филиппинами и Малайзией. А все потому, что в этой части света имеются значительные залежи различных природных ископаемых: газа, нефти и пр.