Трактор Т-4А: технические характеристики, фото, ремонт
Трактор получил широкое распространение на сельскохозяйственных и промышленных работах, их выпускали многие предприятия Советского Союза. В Казахстане и далекой Сибири для работы использовалась техника алтайского завода. Это были машины Т-4, а впоследствии Т-4А.
Тракторы на Алтае собирались более 30 лет. При этом последняя модель модернизированной версии отправилась к заказчику почти на рубеже веков — в 1998 году. Алтайские машины не назовешь быстроходными или тихими агрегатами, но на их распространение, особенно в восточных областях страны, повлияло то, что на доставку техники других производителей требовалось время и деньги. Крупные предприятия находились либо в Белоруссии (МТЗ), либо на Украине (ЮМЗ). Исходя из этого, на работы в Сибири закупался трактор Т-4А, фотографии и характеристики которого мы и рассмотрим.
Маркировка
Стоит заметить, что символ «Т» в названии повторялся на машинах разных заводов, поэтому искать тут какую-то параллель по примеру ВАЗа (Волжский автозавод) не стоит. Какова краткая характеристика трактора Т-4А? Это трактор общего назначения с тяговым усилием 40кН, относится к 4-му классу. Рассчитан на работы на мерзлых грунтах или в некоторых областях промышленности. Для более конкретных задач существуют дополнительные насадки, которые крепятся как спереди (в большинстве случаев получаем или бульдозер, или погрузчик), так и сзади (приспособления для сельского хозяйства).
Описание
Как и большинство похожих машин, трактор Т-4А получил металлическую раму, сваренную из пары лонжеронов коробчатого сечения. К задней части на штифтах и болтах крепится корпус заднего моста. Спереди их соединяет между собой металлический брус. Переднюю часть рамы занимает дизельный двигатель, перед которым выведены радиаторы систем смазки и охлаждения. За ним расположена кабина управления на два места. Между двигателем и коробом заднего моста расположены муфта главного сцепления, реверс-редуктор, конечные передачи, МКПП и ВОМ (вал отбора мощностей).
Электрическая сеть имеет стандартные 12 В. В нее входит электростартер, предпусковая система, звуковая, световая сигнализации и приводы вентиляторов в кабине. Также от электросети можно запустить предпусковой жидкостный подогрев мотора после длительного простоя или при работах ниже 5 градусов.
Задний мост и передвижение
Трактор Т-4А передвигается при помощи конечных передач, расположенных по сторонам основной рамы. Кроме них, корпус заднего моста содержит главную коническую передачу, пару тормозов на солнечных шестернях, два стояночных тормоза и систему управления ими. Здесь же находится планетарный одноступенчатый механизм поворота, опирающийся на 4 сателлитных блока.
Кроме основной функции (полной остановки), нажатием на педали стояночных тормозов можно заставить трактор развернуться на месте или сделать крутой поворот. Плавные небольшие повороты осуществляются при помощи планетарного механизма и тормозов на солнечных шестернях, которые приводятся в действие нажатием определенных рычагов в кабине.
Конечная передача состоит из пары цилиндрических шестерен и ведущего колеса. Гусеничные тележки имеют рамную конструкцию. К верхней части рамы крепится два поддерживающих катка, внизу расположены шесть опорных. Переднее колесо выполняет две функции — направление поворота, а также натяжение гусеницы. Вдоль всей тележки расположены боковые лонжероны, рассчитанные на крепление необходимого дополнительного оборудования.
Кабина
Трактор Т-4А имеет цельнометаллическую кабину, стоящую на амортизаторах. Она закрытого типа, имеет четырехсторонний обзор. Переднее и заднее стекла двухсекционные прямые. В большинстве вариантов имеются широкие остекленные боковые двери. Сиденья подрессоренные. Их можно регулировать по росту и наклону, что позволяет водителю настроить максимально удобное для себя положение. Все модели комплектовались печкой, но по желанию заказчика ее можно было заменить на кондиционер.
Технические параметры
Мы рассмотрели отдельные нюансы, выделяющие трактор Т-4А. Технические характеристики остальных блоков изменились незначительно. Если первые машины имели мотор мощностью в 90 л. с., то модернизированная версия получила двигатель А-01М, мощность которого была вдвое больше — 190 л. с. И в первом, и во втором случае использовался 6-цилиндровый, 4-тактный дизель с жидкостным охлаждением. Запуск производился в два этапа. Сначала с помощью электростартера запускался бензиновый двухтактный моторчик ПД-10У (мощность 10 л. с.). От него стартовал основной дизель. Передвижение без запуска главного мотора было невозможно.
Тормоза ленточные, трансмиссия использовалась механическая, о возможностях поворота уже говорилось. А вот о специальном реверс-редукторе нужно сказать отдельно. Выражаясь автомобильным языком, трактор Т-4А не имел заднего хода. КПП имела 4 скорости и могла работать только вперед. Наличие в кабине отдельного рычага позволяло включить реверс-редуктор, после чего машина могла двигаться назад, тоже на 4 скоростях. Усиление мощности двигателя позволило увеличить число передач при движении вперед до 8, но особой пользы это не дало. Совокупность ненадежных тормозов, полужесткой подвески и многих других параметров позволяла развивать максимум 10 км/час.
Ремонт
Управляемость — важный параметр, прямым следствием которого может стать усталость водителя. Учитывая, что в описываемом нами устройстве имеются несколько гидравлических систем, управляющих тормозами, механизмами навески и другим оборудованием, своевременный ремонт трактора Т-4А позволит увеличить ресурс службы и в то же время уменьшить негативные последствия.
Первым сигналом о неисправности в электрической системе машины будет изменение тона звукового сигнала. В таком случае следует обратить внимание на уровень электролита и его плотность в аккумуляторных батареях, разряженность батареи, время срабатывания электрического стартера. Если проблемы в батарее, как правило, совет один — заменить.
Рывки при движении гусениц, дополнительное усилие, прикладываемое при повороте, могут сигнализировать о неисправности гидросистемы. Ремонт механизма поворота трактора Т-4А начинается со снятия крышек на задней поверхности кожуха заднего моста. Далее, проверив положение контрольного штифта, расположенного на задней стенке корпуса вблизи рычагов управления поворотом, подтягивают регулировочную гайку. Ее правильное положение контролируется по натяжению ленты тормоза. Можно также проверить положение штифта. В нормальном состоянии он полностью скрыт.
Модельный ряд и комплектация
Производитель предлагал 4 варианта комплектации Т-4А.
- Трактор мог иметь дополнительную навесную гидросистему, систему дополнительной навески + два силовых цилиндра - так называемая С1.
- Второй вариант комплектации (С2) повторял первый, за исключением отсутствия цилиндров и системы дополнительной навески.
- Комплектация С3 — только дополнительные силовые цилиндры, ничего более.
- И наконец С4 — полный комплект: включает навесную гидросистему, систему дополнительных навесок, но отсутствуют цилиндры.
Модельный ряд можно представить в виде следующего списка:
- Трактор Т4 — базовая модель, выпускаемая с 1964 по 1970 годы.
- Трактор Т-4А — улучшенная модель, выпуск с 1970 по 1998 годы. Кроме обычного прицепного устройства, как у прототипа, имел несколько дополнительных возможностей для подсоединения дополнительных насадок. Также комплектовался более мощным двигателем.
- Трактор Т-4АП — модель для промышленности, выпущенная впервые в 1972 году. Повторяет предыдущую версию, но не имеет возможности крепления приспособлений сзади. Зачастую использовался как бульдозер на стройках, из-за чего иногда назывался Б4. На основе его разработали Б4-М, но это отдельная тема.
Заключение
Гусеничный трактор Т-4А, фотографии и характеристики которого мы рассматривали, стал незаменимым решением для работы на переувлажненных участках, где использование колесных машин было невозможно. Технические возможности этого трактора позволяли ему выходить на работу ранней весной, осенью и даже зимой.