Сущность и основные показатели монопольной власти
Показатели монопольной власти свидетельствуют о том, что у компании есть возможность оказывать воздействие на стоимость своей продукции путем изменения количества товаров, продаваемых на рынке. При этом степень ее является довольно относительной, если на рынке существует не один, а сразу несколько изготовителей аналогичных товаров.
Источники или факторы
Для компании в рыночном предложении можно выделить следующие показатели монопольной власти:
- крупная доля организации в рыночном предложении;
- отсутствие каких-либо полноценных заменителей товара, который производит компания с монопольной властью.
Помимо этого, показателем можно назвать незначительную эластичность спроса на товар данной организации.
Такие показатели монопольной власти свидетельствуют о том, что компания может устанавливать наиболее высокую стоимость собственной продукции, не стесняясь какими-либо ограничивающими факторами.
Олигополия
Это особая рыночная структура, в которой преимущественное большинство продаж осуществляется всего несколькими крупными организациями, у каждой из которых есть непосредственная возможность оказания влияния на рыночную стоимость. Ее характерными чертами можно назвать следующие факторы:
- на рынке присутствует несколько доминирующих организаций;
- компании имеют достаточно крупные рыночные доли, то есть у них присутствуют показатели монопольной власти над стоимостью;
- кривая спроса каждой такой организации отличается «падающим» характером;
- фирмы тесно взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга;
- есть множество препятствий для того, чтобы на рынке начинали действовать какие-то новые компании;
- нет возможности нормальной оценки спроса;
- невозможно определить MR;
- есть последствия всеобщей взаимосвязи.
Виды и типы поведения
Из-за неопределенности рыночного поведения появляется огромнейшее количество самых разнообразных моделей олигополии, которые подразделяются на форматы некооперативного или же кооперативного поведения.
Если речь идет о некооперативном поведении, каждый отдельный продавец может полностью самостоятельно решать проблемы определения стоимости, а также общего объема выпуска той или иной продукции. При кооперативном же поведении все компании, имеющие показатели монопольной власти на рынке, вместе решают подобные вопросы.
Типов же поведения можно выделить несколько.
Картельное соглашение
Тайный сговор представляет собой определенную форму олигопольного поведения, которая в конечном итоге приводит к формированию так называемых картелей, то есть групп фирм, согласующих различные решения касательно объемов выпуска определенной продукции и ее стоимостью таким образом, как будто они представляют собой единую организацию, имеющую показатели монопольной власти на рынке.
Определение единой цены позволяет максимизировать выручку каждого отдельного участника данного картеля, но в то же время вместе с увеличением цены присутствует обязательное снижение объема продукции. При заключении такого соглашения каждая компания, стараясь увеличить свою прибыль до максимума, довольно часто начинает нарушать договор, в тайне от других постепенно снижая стоимость своей продукции, что в конечном итоге и приводит к разрушению образующихся картелей.
Если не учитывать то, что к показателям монопольной власти относят множество различных факторов, препятствовать появлению которых довольно сложно, есть несколько других возможностей исключить возможность тайного сговора. В частности, это касается обеспечения следующих условий:
- различия в издержках и спросе;
- большое количество компаний в данной отрасли;
- возникновение внезапного спада деловой активности;
- возможность появления на рынке данной отрасли новых участников.
Помимо всего прочего, стоит отметить и тот факт, что препятствовать тайному сговору могут и сами компании, осуществляя мошенничество, базирующееся на скрытом снижении стоимости по принципу ценовой дискриминации товарной продукции.
Лидерство в цене
Лидерство в цене или, как его еще называют, молчаливый сговор, представляет собой соглашение, которое заключается между несколькими олигополистами и свидетельствует об установлении определенной стоимости на свою продукцию. Главный смысл здесь заключается в том, что различные организации в данной сфере ориентируются на те цены, которые определяются единственной компанией-лидером. При этом, соответственно, в преимущественном большинстве случаев в качестве лидера выбирается та организация, которая является самой крупной в своей отдельной сфере.
Вне зависимости от того, каким образом к показателям монопольной власти относят различные организации отрасли, тактика лидера при корректировке цен может быть следующей:
- изменение цен периодически осуществляется в том случае, если возникают существенные изменения в издержках;
- надвигающийся пересмотр цен предварительно сообщается через СМИ;
- ценовой лидер далеко не всегда выбирает максимально возможную стоимость.
Сдерживание цены
Данная практика предусматривает назначение минимальной стоимости продукции, что создает серьезные препятствия для того, чтобы в рынке начали участвовать какие-то другие компании. При этом стоит отметить тот факт, что фирмы на определенное время могут даже отказаться от какой-либо прибыли только для того, чтобы исключить внедрение в рынок конкурирующей организации.
Механизм такой практики предельно прост. Изначально компании, имеющие показатели монопольной власти фирмы-производителя, оценивают возможные средние минимальные издержки будущего конкурента, а потом просто ставят стоимость своей продукции на уровень ниже.
«Издержки плюс»
Такой вариант ценообразования предусматривает следование тактике, при которой в процессе определения стоимости олигополистом сначала проводится детальная оценка собственных средних переменных издержек при конкретном плановом уровне производства, после чего к ним добавляется «накидка» в виде некоторого процента прибыли. При этом стоит отметить, что накидка должна иметь соответствующий объем, чтобы полностью покрывать AFC, и при этом обеспечивать нормальную прибыль.
Совершенная конкуренция
Под совершенной конкуренцией предусматривается создание такой рыночной структуры, при которой существует огромнейшее количество различных компаний, занимающихся производством и продажей однородной продукции, вследствие чего ни у кого не появляются показатели монопольной власти фирмы. При этом вход или выход каких-либо новых участников рынка ничем не ограничивается, а доля каждой отдельной организации в общем объеме является крайне незначительной, и поэтому не может оказывать какого-то серьезного влияния на рыночную стоимость продуктов. При этом, даже напротив, каждый отдельный участник непосредственно зависит от стихии рыночных сил и представляет собой ценополучателя.
Монополия
Определенная компания имеет все основные показатели монопольной власти – она противостоит огромнейшему количеству покупателей, и при этом представляет собой единственного производителя продукта, не имеющего каких-либо приблизительных товаров-заменителей. У такой модели есть несколько характерных особенностей:
- компания является единственным производителем определенной продукции;
- главным показателем монопольной власти является то, что реализуемый продукт совершенно уникален, так как ему нет никаких заменителей;
- вход на рынок всячески ограничивается монополистом всевозможными непреодолимыми барьерами, которые могут создаваться искусственно или быть естественными;
- у производителя есть все показатели концентрации монопольной власти, так как он контролирует рыночную поставку и стоимость данной продукции.
Другими словами, монополист является единственным законодателем стоимости, то есть он назначает определенную цену, и после этого уже покупатель должен определяться с тем, какое количество данной продукции ему доступно. При этом нужно правильно понимать, что в преимущественном большинстве случаев он не может назначать ее слишком высокой, потому что с ростом уменьшается и спрос.
В качестве примера организаций, у которых есть показатели рыночной монопольной власти, можно привести различные предприятия общественного пользования, такие как компании водоснабжения, газовые и электрические компании, а также транспортные предприятия и всевозможные линии связи. В данном случае искусственными барьерами выступают всевозможные лицензии и патенты, которые некоторым фирмам обеспечивают исключительное право работы на определенном рынке.
Конкуренция монополистов
Достаточно большое количество производителей на сегодняшний день предлагает похожую, но при этом не абсолютно идентичную продукцию, вследствие чего уже не так легко может сформироваться монополия. Показатели монопольной власти все равно присутствуют, но при этом на рынке есть гетерогенные товары, что уже несколько снижает влияние каждого из производителей.
Условия совершенной конкуренции предусматривают производство стандартизированной продукции, в то время как монополистическая конкуренция включает в себя изготовление дифференцированной, и в первую очередь, это относится к качеству продукта или же услуг, что позволяет потребителю получить определенные ценовые предпочтения. Также стоит отметить, то продукция может дифференцироваться по условиям обслуживания после покупки, по интенсивности использованной рекламы, по близости к потребителям и еще целому ряду других немаловажных факторов.
Таким образом, компании, работающие на рынке монополистической конкуренции не только соперничают между собой путем установления определенной стоимости, но еще и посредством дифференциации своих услуг и продуктов, что снижает их показатели монопольной власти.
Индекс Лернера и другие четко отражают данную зависимость, ведь каждая отдельная компания в подобных условиях имеет определенную монопольную власть над собственной продукцией. То есть у нее есть возможность самостоятельного повышения или понижения стоимости в зависимости от тех или иных действий со стороны конкурентов, но при этом данная власть непосредственно ограничивается тем, что на рынке есть производители, изготавливающие аналогичную продукцию. Помимо всего прочего, не стоит забывать о том, что монополистические рынки предусматривают наличие, помимо средних и мелких компаний, также достаточно крупных представителей рынка.
Такая модель рынка предусматривает постоянное стремление со стороны его участников к расширению собственной области предпочтений путем того, что их продукция максимально индивидуализируется. Прежде всего, это осуществляется за счет использования товарных знаков, а также каких-либо наименований и обширной рекламной компании, которые позволяют однозначно выделить различия между несколькими видами товарной продукции.
Основные различия
Если говорить о том, чем различается совершенная полиполия от монополистической конкуренции, когда многие компании имеют достаточно высокие показатели степени монопольной власти, можно выделить несколько основных признаков:
- на совершенном рынке осуществляется продажа гетерогенных, а не гомогенных товаров;
- для участников рынка отсутствует полная прозрачность, и далеко не всегда их действия подчиняются экономическим принципам;
- компании стараются максимально расширять свою область предпочтений, непрерывно индивидуализируя собственную продукцию;
- присутствуют затруднения в получении доступа к рынку каких-либо новых продавцов из-за наличия предпочтений.
Особенности олигополии
Если участников конкуренции не так много, и только определенное количество компаний господствует в определенной сфере, такая модель называется олигополия. В качестве примеров классических олигополий можно выделить «большую тройку» в США, куда входят такие известные организации как «Ford», «General Motors» и «Chrysler».
Олигополией может осуществляться производство не только однородных, но еще и дифференцированных товаров. В преимущественном большинстве случаев преобладание однородности встречается на рынках, где широко распространена реализация полуфабрикатов и всевозможного сырья, то есть рынки нефти, стали, руды, цемента и другой аналогичной продукции, в то время как дифференциация является характерной для рынков потребительских товаров, где показатели (индексы) монопольной власти являются не настолько высокими.
Небольшое количество компаний способствует тому, что они заключают различные монополистические соглашения, связанные с установлением определенных цен, а также разделом или же распределением рынков и другим способам введения ограничений конкуренции. Уже давным-давно доказано, что конкуренция на подобных рынках непосредственно зависит от уровня концентрации производства, поэтому количество компаний здесь играет определяющую роль.
Также стоит отметить тот факт, что достаточно важная роль в характере конкурентных отношений на данном рынке отводится объему и структуре различной информации о конкурентах, а также основных условиях спроса, которая доступна каждому из участников. Если такая информация незначительна, то это способствует более конкурентному поведению каждой компании.
Отличия
Главным отличием олигополистического рынка от формы совершенной конкуренции является присутствующая здесь динамика цен. В данном случае у каждой компании есть достаточно высокий показатель монопольной власти Лернера, то есть предельные издержки ниже монопольной цены, а каждая организация имеет возможность самостоятельно устанавливать стоимость своей продукции, минимально поддаваясь влиянию своих конкурентов и рынка в целом.
На совершенном рынке стоимость товаров непрерывно и бессистемно пульсирует, так как непосредственно зависит от колебаний, происходящих в спросе и предложении, в то время как олигополия предусматривает зачастую довольно устойчивую фиксацию стоимости, и изменения здесь представляют собой довольно редкое явление.
Как уже говорилось выше, типичным является так называемое лидерство в ценах, когда стоимость той или иной группы товаров диктуется только одной компанией, в то время как за ней следуют остальные олигополисты, у которых есть какая-то монопольная власть. Сущность, показатели – измерения этих факторов проводятся постоянно, ведь каждая из организация старается развиться и занять лидирующую позицию при такой форме.
При этом рынок является труднодоступным для каких-либо новых участников, а если олигополисты заключили между собой соглашение касательно стоимости, то в таком случае конкуренция начинает постепенно смещаться в сторону рекламы, качества и индивидуализации.
Виды конкуренции
Неценовая конкуренция предусматривает выдвижение на первый план более высокой надежности при меньшей «цене потребления», более современном дизайне и еще множество других факторов. Таким образом, люди чаще всего готовы переплачивать за надежную и зарекомендовавшую себя японскую технику вместо того, чтобы покупать изделия отечественного производства.
Также стоит отметить, что в неценовые методы конкуренции принято относить предоставление большого количества услуг, учет старой сданной продукции в виде первого взноса за новые товары и еще множество других. Уменьшенная металлоемкость, энергопотребление, вред природе и еще масса других улучшенных потребительских свойств за последние несколько десятилетий значительно выступили вперед в области неценовых преимуществ той или иной продукции.
Конечно, наиболее сильным способом ведения неценовой конкуренции во все времена являлась реклама, роль которой на сегодняшний день гораздо выше по сравнению с тем, какой она была буквально несколько десятилетий назад. При помощи рекламы каждая компания не только может донести до непосредственного потребителя нужные сведения касательно тех или иных потребительских свойств собственной продукции, но еще и создает доверие к своей политике, стараясь сформировать образ своеобразного «хорошего гражданина» того государства, на рынке которого действует.
Среди незаконных методов неценовой конкуренции выделяется промышленный персонаж, выпуск товаров, которые внешне не имеют отличий от изделий-подлинников, но при этом гораздо хуже по качеству, приобретение образцов для их последующего копирования, а также активное переманивание специалистов, имеющих какие-то производственные секреты.
Таким образом, конкуренция осуществляется самыми разными методами, каждый из которых отличается своими особенностями и степенью эффективности.