Церковь Богоявления (Ярославль): история и современность

Одной из главных достопримечательностей Ярославля является церковь Богоявления, расположенная на одной из главных его площадей. Исключительная художественная и историческая ценность этого памятника сделала его своего рода визитной карточкой города. Кроме того, объединяя в общую композицию расположенные вокруг объекты культурного наследия, церковь является их архитектурной доминантой.

Благочестивый жертвователь

Из дошедших до нас документов известно, что в годы Смутного времени участок, на котором ныне расположена церковь Богоявления (Ярославль) был собственностью расположенного рядом Спасо-Преображенского монастыря, а построенная здесь в незапамятные времена деревянная церковь давала ему название Богоявленской слободы. О дате её возведения у историков нет общего мнения. Обычно указывают XV век, но есть сторонники и более раннего периода.

Существующий ныне храм Богоявления Господня (г. Ярославль) был заложен в 1684 году. Строился он, как это нередко бывало на Руси, на средства частного жертвователя. В данном случае им оказался купец первой гильдии Алексей Платонович Зубчанинов. В его роду это было уже не первым большим богоугодным делом – на средства предков когда-то закладывался соседствующий с ним Спасо-Преображенский монастырь.

Рукотворное чудо

Строилась церковь Богоявления (Ярославль) в течение девяти лет, и когда была завершена, то перед изумлёнными горожанами предстало настоящее чудо. То, что они увидели, никоим образом не походило на прочие храмовые здания, возводимые ярославскими мастерами.

Отличий было несколько, и все они были принципиальными. Прежде всего, здание церкви было лишено подклети – традиционного нижнего этажа, использовавшегося обычно как хозяйственное или складское помещение, и покоилось непосредственно на фундаменте. Кроме того, это была первая в Ярославле бесстолпная церковь. Отсутствие внутри здания массивных опор создавало ощущение объёма и простора. Этот эффект усиливался благодаря сомкнутому и лишённому купольного плана потолочному своду.

Новшества и традиции

В целом храм казался огромным. Но что было совершенной новинкой для того времени – это яркие цветные изразцы, использованные зодчими для оформления большинства элементов фасада. Помещённые в кирпичную кладку стен, опоясывающие карнизы и барабаны, они придавали зданию нарядный и праздничный вид.

При этом следует заметить, что церковь Богоявления Господня (Ярославль) не лишена и традиционных для местного зодчества элементов, какими явились крытые галереи, с трёх сторон окружающие основное здание. Тогда же на северо-западной стороне церкви была возведена шатровая колокольня, а спустя полтора века главный фасад был украшен притвором с резным крыльцом.

Торжество цвета стенных фресок

Но несмотря на все архитектурные достоинства, церковь Богоявления (Ярославль) всегда славилась, прежде всего, своей богатой росписью, покрывающей сплошным ковром стены его внутренних помещений. В отношении их авторства у искусствоведов нет единого мнения, но принято считать, что их создали мастера, руководимые Фёдором Игнатьевым и Дмитрием Плехановым.

Отличительной чертой фресок, украшающих интерьер церкви, является их цветовая насыщенность и богатый колорит красок. Сцены, написанные на библейские сюжеты, соседствуют в них с замысловатым декоративным орнаментом. Большой интерес для посетителей представляет также и не уступающий фрескам по красоте иконостас. Есть основания полагать, что он не менялся со дня освящения церкви.

При всём своём великолепии и внешнем богатстве церковь Богоявления (Ярославль) почти никогда не получала от государства денежных дотаций и существовала исключительно на те средства, которые приносили ей требы, свечная торговля, кружечный сбор и отдельные пожертвования частных лиц. Едва ли это были сколько-нибудь значительные суммы, так как приход храма был весьма невелик. По имеющимся архивным данным, наибольшую численность он составлял в конце XVIII века, однако и тогда не превышал двухсот человек.

Судьба церкви после революции

В послереволюционный период церковь оставалась действующей до 1927 года, но находилась в весьма плачевном состоянии, так как в 1918 году во время белогвардейского восстания (мятежа, как писали в советское время) сильно пострадала от прямых попаданий артиллерийских снарядов. Поскольку денег на её восстановление у прихожан не было, то здание так и оставалось стоять, лишённое кровли и с дырами в стенах.

В середине тридцатых годов ВЦИК неожиданно признал церковь уникальным памятником русской архитектуры и внёс в список охраняемых объектов, однако это не помешало городским властям переоборудовать её западную паперть в гараж с автомастерской. Разумеется, на состояние и без того аварийного здания это повлияло крайне пагубным образом.

Лишь в начале пятидесятых годов церковь Богоявления Господня, храмы Ярославля и многих других городов России начали постепенно восстанавливаться. Речь тогда не шла о возобновлении в большинстве из них религиозной жизни, но было отрадно уже то, что власти признали их историческими и архитектурными памятниками, достойными бережного обращения.

Возвращённая к жизни церковь Богоявления Господня

Святые места России, находившиеся в годы советской власти в крайнем небрежении, с началом перестройки стали объектом заботы не только церкви, но также государства и многих общественных организаций. В 2000 году начались полномасштабные реставрационные работы и в Богоявленской церкви. В результате зданию был возвращён его первоначальный вид, установлена утерянная в прежние годы медная кровля, и восстановлены столь прославившие её когда-то стенные изразцы. Вскоре после этого возобновились прерванные на долгие десятилетия богослужения.

Сегодня храм находится в совместном владении Русской православной церкви и Ярославского городского музея. В ней проводятся не только богослужения, но и экскурсии. В определённом смысле это хорошо, так как позволяет рассчитывать на государственные субсидии в случае ремонта или дополнительных реставрационных работ. А они могут потребоваться. Опасение вызывает церковная колокольня, накренившаяся под действием вод когда-то протекавшей здесь и впоследствии закопанной речки Нитечи.

Комментарии